Статья Роль ранней диагностики отклонений в развитии детей и оказания комплексной помощи детям с ОВЗ.
Роль ранней диагностики отклонений в развитии детей и оказания комплексной помощи детям с ОВЗ.
В настоящее время есть тенденция роста детей с трудностями обучения. По данным различных исследований затруднения в обучении по разным причинам испытывают от 15 до 40 процентов обучающихся начальных классов общеобразовательной школы; причём для более 50% неуспевающих школьников характерна задержка психического развития.
Специалисты считают, что очень важно своевременно выявить отклонения в развитии, ещё в дошкольном возрасте. Значение раннего выявления отклонений в психофизическом развитии детей заключается в том, что дошкольный возраст – наиболее сенситивный период оказания помощи и предотвращения появления вторичных нарушений. Поэтому специалисты нашей школы в составе педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя дефектолога проводят собеседование, раннюю диагностику за год до школы. Это помогает выявить уровень развития ребёнка на данном этапе, вовремя дать рекомендации родителям по готовности детей к обучению в школе. Если у ребёнка выявляются какие-либо нарушения, обратиться к медицинским специалистам, затем в ПМПК.
Но вот пришёл ребёнок, у которого есть статус ребёнка с ОВЗ в школу. К примеру, у ребёнка трудности в обучении в связи с нарушением интеллекта. Какую мы должны оказать помощь? Во-первых, помощь должна быть комплексной, что мы и стараемся делать. В нашей школе осуществляется совместная работа специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя дефектолога. Основными направлениями оказания ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии в нашей работе являются:
- сенсорное развитие
- физическое развитие
- эмоциональное развитие
- речевое развитие
-социальное развитие (включая приобщение к предметной, игровой деятельности и самообслуживанию).
При организации комплексной психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, следует помнить, что в своем развитии они проходят те же этапы, что и дети с нормой развития. Однако прохождение каждого этапа затрудняются в связи с особенностями психологического и социального развития детей при различных нарушениях. Составляя программу коррекционных занятий, необходимо учитывать, какие познавательные процессы характерны для детей с ОВЗ с нарушением интеллекта.
Внимание детей с ОВЗ:
недостаточная или низкая концентрация;
неустойчивость;
узкий объем;
трудности сосредоточения и удержания внимания вследствие повышенной отвлекаемости или истощаемости;
нарушение переключаемости;
возможно патологическое застревание на эмоционально значимых для ребенка объектах.
Память детей с ОВЗ:
механическое, непроизвольное запоминание;
нарушения кратковременной памяти: недостаточный объем; запоминания, повышенная тормозимость следов памяти, замедленное запоминание;
снижение скорости запоминания;
преобладание наглядной памяти над словесной;
снижение произвольной памяти;
нарушение механической памяти.
Мышление детей с ОВЗ:
несформированность познавательной, поисковой мотивации;
низкая мыслительная активность;
стереотипность мышления, его шаблонность;
нарушения операций анализа.
Развитие коммуникативной сферы детей с ОВЗ:
низкий уровень социальной зрелости;
не сформированы все виды речевой деятельности и её компоненты;
снижение потребности в общении как со сверстниками, так и с взрослыми;
общение со сверстниками в основном носит эпизодический характер.
Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ:
недоразвитие сложных эмоций;
некритичность к себе и окружающим;
неспособность фиксировать свое внимание и выполнять действия, результат которых не является очевидным, моментально достижимым вследствие слабого осознания целей и отсутствия необходимых побуждений к их достижению;
слабая выраженность, однообразность эмоциональных реакций;
может наблюдаться неадекватность эмоций;
позднее начало формирования личности (самосознания и т.п.).
Если у ребёнка задержка речевого развития, то это значительно влияет на развитие мышления, в особенности, на регулирующую функцию речи, что затрудняет последовательное выполнение интеллектуальных операций. Отставание в формировании высших психических функций не позволяет нормально переносить интеллектуальные нагрузки.
Раннее выявление отклонений в развитии ребёнка, коррекция, психопрофилактика дают исключительную возможность «сгладить» имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.