Статья Роль ранней диагностики отклонений в развитии детей и оказания комплексной помощи детям с ОВЗ.


Роль ранней диагностики отклонений в развитии детей и оказания комплексной помощи детям с ОВЗ.
В настоящее время есть тенденция роста детей с трудностями обучения. По данным различных исследований затруднения в обучении по разным причинам испытывают от 15 до 40 процентов обучающихся начальных классов общеобразовательной школы; причём для более 50% неуспевающих школьников характерна задержка психического развития.
Специалисты считают, что очень важно своевременно выявить отклонения в развитии, ещё в дошкольном возрасте. Значение раннего выявления отклонений в психофизическом развитии детей заключается в том, что дошкольный возраст – наиболее сенситивный период оказания помощи и предотвращения появления вторичных нарушений. Поэтому специалисты нашей школы в составе педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя дефектолога проводят собеседование, раннюю диагностику за год до школы. Это помогает выявить уровень развития ребёнка на данном этапе, вовремя дать рекомендации родителям по готовности детей к обучению в школе. Если у ребёнка выявляются какие-либо нарушения, обратиться к медицинским специалистам, затем в ПМПК.
Но вот пришёл ребёнок, у которого есть статус ребёнка с ОВЗ в школу. К примеру, у ребёнка трудности в обучении в связи с нарушением интеллекта. Какую мы должны оказать помощь? Во-первых, помощь должна быть комплексной, что мы и стараемся делать. В нашей школе осуществляется совместная работа специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя дефектолога. Основными направлениями оказания ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии в нашей работе являются:
- сенсорное развитие
- физическое развитие
- эмоциональное развитие
- речевое развитие
-социальное развитие (включая приобщение к предметной, игровой деятельности и самообслуживанию).
При организации комплексной психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, следует помнить, что в своем развитии они проходят те же этапы, что и дети с нормой развития. Однако прохождение каждого этапа затрудняются в связи с особенностями психологического и социального развития детей при различных нарушениях. Составляя программу коррекционных занятий, необходимо учитывать, какие познавательные процессы характерны для детей с ОВЗ с нарушением интеллекта.
Внимание детей с ОВЗ:
 недостаточная или низкая концентрация; 
неустойчивость; 
узкий объем; 
трудности сосредоточения и удержания внимания вследствие повышенной отвлекаемости или истощаемости; 
нарушение переключаемости; 
возможно патологическое застревание на эмоционально значимых для ребенка объектах. 
Память детей с ОВЗ: 
механическое, непроизвольное запоминание; 
нарушения кратковременной памяти: недостаточный объем; запоминания, повышенная тормозимость следов памяти, замедленное запоминание; 
снижение скорости запоминания; 
преобладание наглядной памяти над словесной; 
снижение произвольной памяти; 
нарушение механической памяти. 
Мышление детей с ОВЗ: 
несформированность познавательной, поисковой мотивации; 
низкая мыслительная активность; 
стереотипность мышления, его шаблонность; 
нарушения операций анализа. 
Развитие коммуникативной сферы детей с ОВЗ:
низкий уровень социальной зрелости; 
не сформированы все виды речевой деятельности и её компоненты; 
снижение потребности в общении как со сверстниками, так и с взрослыми;
общение со сверстниками в основном носит эпизодический характер.
Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ: 
недоразвитие сложных эмоций; 
некритичность к себе и окружающим; 
неспособность фиксировать свое внимание и выполнять действия, результат которых не является очевидным, моментально достижимым вследствие слабого осознания целей и отсутствия необходимых побуждений к их достижению; 
слабая выраженность, однообразность эмоциональных реакций; 
может наблюдаться неадекватность эмоций; 
позднее начало формирования личности (самосознания и т.п.). 
Если у ребёнка задержка речевого развития, то это значительно влияет на развитие мышления, в особенности, на регулирующую функцию речи, что затрудняет последовательное выполнение интеллектуальных операций. Отставание в формировании высших психических функций не позволяет нормально переносить интеллектуальные нагрузки.
Раннее выявление отклонений в развитии ребёнка, коррекция, психопрофилактика дают исключительную возможность «сгладить» имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.