Сценарий мероприятия Деревенские посиделки (внеурочное занятие по теме Исконно русские слова)


Пояснительная записка
Большое внимание в своей работе уделяю неаудиторной и внеурочной занятости учащихся. Вышеизложенные темы (уроки1-3) перекликаются с темами разработанного мною спецкурса «Кладовая слов русского языка» : н.Жизнь исконно русских слов в языке; Слова, обозначающие наименования предметов и явлений традиционного быта..
Всё это даёт основания заменить традиционный урок занятием-игрой или практикумом в районном музее. Дети не только познакомились с экспонатами, представляющими жизнь и быт наших предков, но и с интересом искали материал к выступлениям, выполняли задания, играли. Данная работа позволяет не только освоить в теории понятие русских, национально окрашенных слов, но и, что гораздо более важно, на мой взгляд, прикоснуться к реальной истории, почувствовать себя часть общего процесса, почувствовать национальное достоинство .Сценарий мероприятия.
Деревенские посиделки (Урок 4)
Предварительная подготовка:
задания в группах(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, управление поведением партнера) - подбор текста, пение песен, частушек (работа с интернет ресурсами индивидуальные задания- поиск и толкование старинных названий предметов быта (работа со словарями);
коллективные дела – посещение музея, составление сценария.
Ход мероприятия.
Вступительная речь учителя. О чём мы с вами говорили на уроках чтения ( об УНТ, фольклора). Скажите, какие виды, жанры УНТ вам известны (ответы детей). Вы подобрали  и подготовили данный материал?(Да) Что же мы будем делать сегодня? Давайте сформулируем задачу урока. (Повторить то, что  знаем из УНТ, показать жанры фольклора)
 Почему творчество называют народным (Потому, что его придумал народ). В какое время жили эти люди? ( очень давно) Что они носили, а что девали? Чем  и из чего ели? Как стирали и гладили одежду? (разные затруднительные ответы детей) Что же мы с вами не знаем о жизни людей того времени? (быт предков). Сформулируйте пожалуйста ещё одну задачу нашего урока. (Познакомиться с традициями и бытом предков). - Целеполагание.
Хозяйка : (обращается к гостям) Рада вас видеть у себя в гостях, в нашей горнице. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю по-старинному - посиделками называется.
Хозяйка:
Здравствуйте, проходите!Будьте как дома.Давно мы вас ждем, поджидаемПраздник без вас не начинаем.
Хозяйка: Здорова, кума!
Кума (родит.): На рынке была!
Хозяйка: Никак ты, кума, глухая?
Кума: Купила курицу для петуха!
Хозяйка: Проходи, кума!
Кума: Пять алтын дала.
Пара родителей перекрикиваются, усаживаясь на места.
1. Тюха! Есть хочешь?
2. Нет, я перекусила.
1. А что перекусила?
2. Да съела краюшку хлеба.
1. А ты бы ее в горшке со сметаной мочила.
2. Да она в горшок не влезла.
Хозяйка обращается к мужчине-родителю:
1. Федул, что губы надул?
2. Кафтан прожег.
1. А велика ли дыра-то?
2. Один ворот остался!
Хозяйка: Народ собирается, посиделки начинаются.
Хозяйка:
Как известно всем, подружки -Мастерицы петь частушкиИ вы, парни, не зевайте,Девчатам тоже помогайте!
Дети исполняют частушки.
Мы частушек много знаемИ хороших и плохихХорошо тому послушатьКто не знает никаких.
Все девочки поют:
Вы послушайте, мальчишки! Вам частушки будем петь Только, чур, не обижаться Из-за шуток не реветь
Девочки поют частушки:
Вы послушайте, мальчишки,Вам частушки будем петь.Только чур не обижаться,Из-за шуток не реветь.
Поглядите-ка, девчата,Что на крыше деется.Там Сергей в рожок играет,За соломку держится.
Мы с Егорушкой сидели У куста малинова.Сверху ягода упала,Придавила милого.
Я на саночки садилась,Меня Ванечка катал.Я в сугробе оказалась,А Ванюша убежал.
Мальчики поют:
Вы послушайте, девчата!Вам частушки будем петь,Только, чур, не обижаться,Из-за шуток не реветь.
Ваша Катя маленька,Чуть побольше валенка.В валенки обуется,Как пузырь надуется.
Таню судит весь народ,Что ленивая растет,Она на это не глядит И на печке все жит.
Я на улице катался,Трое саней изломал.Ворона коня замучил, Но милашку покатал.
Все:
Мы парнишки и девчушки Вам пропели все частушки.Глазками не хлопайте Лучше на похлопайте!
Мы и пели и плясали Но совсем мы не играли Вам сейчас я предложу Развеселую игру.
Ведущий:
А теперь пришла пора,Поиграть в игру “Кострома”.
ИГРА “КОСТРОМА”(или змейка ручеёк хоровод)
1. Здорова ли, Кострома?
2. Здорова.
1. А что делаешь?
Кострома: Клубочки мотаю!
Дети: Ну мотай, мотай!
Все поют:
Кострома, КостромаГосударыня моя, КостромаУ Костромушки кисель с молоком, с молокомУ Костромушки кисель с творогом.
(танцуют по кругу)
1. Здорова ли, Кострома?
2. Здоровенька.
1. А что делаешь?
2. Вязанье вяжу.
Все: Ну вяжи, вяжи!
Все поют.
1. Здорова ли, Кострома?
2. Здоровенька.
1. А что делаешь?
2. Плачу.
1. А почему?
2. Танцевать хочу
Все: Ну пляши! (Кострома приглашает кого-нибудь на пляску).
Все танцуют.
Входи Настенька из сказки “Морозко”.
Поет песню:
Все кукуешь, кукуешь, кукушечка,Долгий век обещаешь мне глупая.А не знаешь того и не ведаешь,Как живется мне трудно без матушки.
Настенька: Здравствуйте, люди добрые!
Хозяйка:
Здравствуй, девица-красавица!
Как тебя звать-величать?
Настенька:
Зовут меня Настей, а кличут все по разному.Батюшка родимый — НастенькойСестрица - НастькойА мачеха - ведьмой проклятой, да змеей подколодной.
Хозяйка: А чем ты так ей не угодила?
Настенька:
Мачеха велела мне птицу накормить, скотину напоить,
Двор подмести, да еще и фартук вышить.
Да вот беда, никак не могу узор подобрать для фартука.
Хозяйка: Да ты не печалься, у нас ребята на все руки мастера – они тебе помогут: придумают тебе красивые узоры.
(Дети рисуют, Настя выбирает, забирает, благодарит)
Хозяйка:
Каждый раз убеждаешьсяВезде ты, сарафан, пригождаешься!
Эта любимая русская одежда воспевалась в песнях, в романсахСколько изящества и красоты в сарафане! А много ли мы знаем о нем?
(рассказ Людм. Никол. Об одежде)Расказ детей об одежде
Хоз. Продолжаем наши посиделки
ДЕВИЦА10     Ну-ка сядем-ка рядком,
                          Да поговорим  ладком 
МОЛОДЕЦ 11      Небылицы в лицах
Сидят в светлицах,
Щёлкают орешки,
Да говорят потешки.
Выходят девицы и молодцы, говорят потешки.
12,13  
Федул, чего губы надул?
Кафтан прожёг.
Зашить можно?
Да  иглы нет.
А велика ли дыра?
14,15   
Один ворот остался.
Фома, что из леса нейдёшь?
Медведя поймал.
Так веди сюда.
Да он нейдёт.
Так сам иди.
Да он не пускает!
16,17   
Андрейка, голубок,
Что плачешь?
Да об калитку головой ударился.
Скажи, а когда это случилось?
Да вчера вечером.
А, что же ты сегодня плачешь?
Вчера вечером дома никого не было.
18,19
Кум, ты куда?
Да в лес о дрова.
А , что везёшь?
Сено.
Какое сено, ведь это дрова.
А коль видишь, что спрашиваешь?
Хозяйка:
На Руси уж так идет,Что талантливый народ.Сам себе и жнец и швецИ на дудочке игрец!Утварь всю по дому справитЧашей полной дом тот станет!
(Рассказ детей о посуде и Людм. Никол.)Игра «Богатырские загадки», подготовленная учащимися.
Богатырская цифра (три);
 Не один в поле (воин);
 Ведьмолет (помело);
 Отчество Змея (Горыныч);
 «Разогрев» молодежь легкими загадками, можно перейти к старинным:
 Черное семя руками сеют, ртом собирают (буквы);
 Зубов много, а ничего не ест (гребень);
 Потайная кладовая со всей обновкой: тут и спички, и табак, и медный пятак (карман);
 Не крылата, а перната, как летит, так свистит, а сидит, так молчит (стрела);
 В лесу родился, в лесу вырос, в дом пришел, всех вокруг себя собрал (стол);
 Сидит Пахом на коне верхом, грамоты не знает, а читает (очки)