Программа кружка по занимательной химии Удивительное рядом















ПРОГРАММА
КРУЖКА «УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ»
(Занимательная химия)
для учащихся 9 классов

на базе МОУ «СОШ №43» г. Саратова

Руководитель кружка: учитель высшей категории
Панова Лилия Геннадьевна


по химии для 9 класса















г. Саратов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная область «Химия» представляет одну из базовых областей общего среднего образования, входит в область естественнонаучного цикла. Её роль в системе школьного образования обусловлена значением науки химии в познании законов природы и в материальной жизни общества.
Химия в нашей жизни на самом деле занимает гораздо больше места и имеет большее значение, чем принято думать. Готовим ли мы себе пищу, моем ли посуду, мы постоянно сталкиваемся с химическими реакциями, хотя никогда и не задумываемся об этом. Наш организм, каждая его клеточка – это сложнейшая, отлаженная (у здорового человека) химическая лаборатория со своими закономерностями и требованиями к условиям окружающей среды. И чем большим количеством знаний в области химии будет вооружён юный гражданин, тем меньше он будет иметь жизненных проблем.
Программа кружка «Удивительное рядом» составлена для учащихся 9-х классов общеобразовательного учреждения.
Предлагаемая программа позволяет несколько откорректировать школьный курс химии, восполнить пробелы, связанные с недостатком времени на уроках, повысить мотивацию к изучению предмета.
В процессе занятий по данному курсу учащиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение в соответствии с уровнем их подготовки и, конечно, с учётом желания.

Основные методы: проведение химических опытов, чтение химической научно-популярной литературы, подготовка презентаций, выполнение экспериментальных работ.

Основные формы: лекции, беседы, экскурсии, лабораторные работы, викторины, игры, химические вечера.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате обучения по программе кружка «Удивительное рядом» в 9-ом классе ученик должен знать
правила безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами;
сущность процессов, происходящих во время стирки, приготовления пищи, консервирования
перечень профессий, в которых особо важна химия
характер воздействия на организм средств гигиены и декоративной косметики
принципы применения минеральных удобрений
технику безопасности обращения с бытовыми химикатами
правила выведения пятен различного происхождения с одежды
роль химии как науки в развитии промышленности
выдающихся представителей отечественной и зарубежной химии
определение массы и объема веществ;
правила экономного расходования реактивов;
порядок организации своего рабочего места;
уметь:
осуществлять с соблюдением техники безопасности демонстрационный и лабораторный эксперимент;
осуществлять кристаллизацию, высушивание, выпаривание,
иметь необходимые умения и навыки в мытье и сушке химической посуды;
получать растворы с заданной массовой долей, работать с растворами различных веществ;
организовывать свой учебный труд, пользоваться справочной и научно-популярной литературой;
работать в сотрудничестве с членами группы
уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении.

Цель программы – формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков обращения с веществами в лаборатории и в быту

Задачи программы:
Обучающие:
- формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с веществами;
- формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента;
- продолжить развитие познавательной активности, самостоятельности, настойчивости в достижении цели
- на примере химического материала начать развитие учебной мотивации школьников на выбор профессии
Развивающие:
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных.
Воспитательные:
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.

Программа кружка «Занимательная химия» рассчитана на 1 год. Годовой курс программы рассчитан на 62 часа (1 занятие по 2 ч. в неделю).

Программа кружка

Тема 1. Приёмы обращения с веществами и оборудованием
(14 часов)

1. Вводное занятие. Знакомство с учащимися, выборы совета, знакомство кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем. Демонстрация различных эффектных опытов для поддержания интереса.
2. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты. Игра по технике безопасности
3. Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах одного-двух занимательных опытов).
Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде.
4. Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани, Нагревание и прокаливание.
Практическая работ №1. Использование нагревательных приборов.
5. Взвешивание, фильтрование и перегонка. Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от примесей
Практическая работа №2.Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.
Перегонка воды
6. Выпаривание и кристаллизация
Практическая работа №3. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли .
7. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ.
Практическая работа №4. Опыты. иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.
8. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.
Практическая работ №5. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных растворов,
10. Кристаллогидраты. Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов, строение и рост кристаллов.
Практическая работа №6. Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос, алюмокалиевые квасцы).
Домашние опыты по выращиванию кристаллов хлорида натрия, сахара

Тема 2 Химия вокруг нас

1. Химия в природе. Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе».
2. Самое удивительное на планете вещество – вода. Физические, химические и биологические свойства воды.
Практическая работа №7. Обычные и необычные свойства воды
3. Разновидности моющих средств, правила их использования, воздействие на организм человека и окружающую среду.
4. Средства ухода за волосами, выбор шампуней в зависимости от типа волос. Что такое химическая завивка? Что происходит с волосами при окраске? Как сохранить свои волосы красивыми и здоровыми?
5.Состав и свойства современных средств гигиены. Зубные пасты, дезодоранты, мыло и т.д.
6. Состав и свойства некоторых препаратов гигиенической, лечебной и декоративной косметики, их грамотное использование. Декоративная косметика. Состав и свойства губной помады, теней, туши, лосьонов, кремов.
7.Процессы, происходящие при варке, тушении и жарении пищи. Как сделать еду не только вкусной ,но и полезной? Химические реакции внутри нас.
8.Хранение и переработка продуктов. Химические процессы, происходящие при хранении и переработке сельскохозяйственного сырья. Консерванты, их роль.
9. Элементы питания, необходимые растениям. Виды и свойства удобрений. Правила их использования.
Практическая работа№8. Подкормка комнатных растений минеральными удобрениями.
10. Бытовая химия. Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Использование химических материалов для ремонта квартир.
Практическая работа№9. Техника безопасности обращения с бытовыми химикатами
11. Практическая работа№10. Выведение пятен ржавчины, пасты из ручек, жира и других
Практическая работа№11. Чистка изделий из серебра, мельхиора и т.д.

Тема3. Химия и твоя будущая профессия

Общий обзор профессий, для овладения которыми, нужно знать химию на высоком уровне.
Агрономия, овощеводство, цветоводство. Ландшафтный дизайн.
Профессии, связанные с медициной: врачи различной специальности, медсёстры, лаборанты.
Экскурсия в аптеку. Профессия фармацевта и провизора. Производство лекарств.

Тема 4. Занимательное в истории химии

Основные направления практической химии в древности.
Создание презентаций о великих химиках и их демонстрация. Д.И.Менделеев, М.В.Ломоносов, А. Авогадро, К.Л.Бертолле, А.Л. Лавуазье, С.А. Аррениус, И.А.Каблуков, А.Л. Ле Шателье и другие. Интересные факты, открытия.
Химия в литературе и художественных фильмах. Просмотр отдельных серий художественного фильма «Следствие ведут знатоки».
Чтение эпизодов из книги о Шерлоке Холмсе.
Химия и прогресс человечества. Вещества и материалы, используемые в современной лёгкой и тяжёлой промышленности (полимеры, пластмассы, красители, волокна и т.д.).

Общий смотр знаний.
Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация выращенных кристаллов, рефератов и т.д.
Проведение заключительной игры.

Занимательные опыты:

«Вулкан» на столе, «Вода-катализатор», «Разноцветное пламя», «Морской бой», «Химическая радуга», «Химические водоросли», «Волшебная палочка», «Химик-хирург», «Снятие отпечатков пальцев», «Моментальное Фото», «Дым без огня», «Превращение медных денег в серебряные», «Горящий снег», «Волшебные тюльпаны» и др.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п
Тема занятия
Дата проведения
Всего часов
В том числе
Форма и содержание
занятий





теория
практика


Приёмы обращения с веществами и оборудованием (14 часов)

1.
Вводное занятие.
03.09.2015
1
1

Лекция с демонстрацией эффектных опытов

2.
Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности
03.09.2015
1
1

Игра по технике безопасности

3.
Знакомство с лабораторным оборудованием.
10.09.2015
2
1
1
Ознакомление учащихся с видами лабораторного оборудования, правилами его использования

4.
Нагревательные приборы и пользование ими.
17.09.2015
1

1
Практическая работа№1.
Использование нагревательных приборов.

5.
Взвешивание, фильтрование и перегонка.
17.09.2015
1

1
Практическая работа№2.
Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей

6.
Выпаривание и кристаллизация
24.09.2015
2
2
1
Практическая работа№3.
Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли

7-8.
Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами.
01.10.2015
2
1
1
Лекция.
Практическая работа№4.
Опыты, иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.

9-10.
Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту.
08.10.2015
2
1
1
Практическая работа№5.
Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества.

11-12.
Условия выращивания кристаллов
15.10.2015
2

2
Практическая работа№6. Выращивание кристаллов солей из водных растворов

13-14.
Занимательные опыты по теме «Приёмы обращения с веществами и оборудованием»
22.10.2015
2

2
Занимательные опыты

Химия вокруг нас (25 ЧАСОВ)

15-16.
Химия в природе.
29.10.2015
2
1
1
Сообщения и презентации учащихся о природных явлениях, сопровождающихся химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме «Химия в природе».

17-19.
Самое удивительное на планете вещество – вода
12.11.2015
2
1
1
Физические, химические и биологические свойства воды.
Практическая работа№7.
Обычные и необычные свойства воды

20-21.
Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас».
19.11.2015
2

2
Показ демонстрационных опытов

22
Стирка по-научному
26.11.2015
1
1

Разновидности моющих средств, правила их использования, воздействие на организм человека

23
Химик в парикмахерской
26.11.2015
1
1

Беседа с приглашением специалиста. Средства ухода за волосами, выбор шампуней в зависимости от типа волос. Что такое химическая завивка? Что происходит с волосами при окраске? Как сохранить свои волосы красивыми и здоровыми?

24
Урок чистоты и здоровья
03.12.2015
1
1

Состав и свойства современных средств гигиены. Зубные пасты, дезодоранты, мыло и т. д.

25
Салон красоты
03.12.2015
1
1

Состав и свойства некоторых препаратов гигиенической, лечебной и декоративной косметики, их грамотное использование. Декоративная косметика. Состав и свойства губной помады, теней, туши, лосьонов, кремов.

26-27.
Химия в кастрюльке
10.12.2015
2
1
1
ЧТО ВХОДИТ В СОСТАВ ПРОДУКТОВ? Процессы, происходящие при варке, тушении и жарении пищи. Как сделать еду не только вкусной, но и полезной? Химические реакции внутри нас.

28-29.
Химия в консервной банке
17.12.2015
2
1
1
Химические процессы, происходящие при хранении и переработке сельскохозяйственного сырья. Консерванты, их роль.

30.
Всегда ли права реклама?
24.12.2015
2
2

Связь информации, содержащейся в рекламных текстах с содержанием курса химии. Жевательная резинка. Зубные пасты. Шампуни. Стиральные порошки. Корма для животных

31-32.
Химические секреты дачника.
14.01.2016
2
1
1
Какие элементы питания необходимы растениям? Виды и свойства удобрений. Правила их использования.
Практическая работа№8.
Подкормка комнатных растений минеральными удобрениями.

33-34.
Химия в быту.
21.01.2016
2
1
1
Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Использование химических материалов для ремонта квартир.

35-36.
Техника безопасности обращения с бытовыми химикатами
28.01.2016
2
1
1
Практическая работа№9.
Техника безопасности обращения с бытовыми химикатами

37-39.
Вам поможет химия
04.02.2016,
11.02.2016
3
1
2
Практическая работа№10.
Выведение пятен ржавчины, пасты из ручек, жира и других.
Практическая работа№11.
Чистка изделий из серебра, мельхиора и т.д.

Химия и твоя будущая профессия (8 ЧАСОВ)

40-41.
Обзор профессий, требующих знания химии
18.02.2016
2
2

Общий обзор профессий, для овладения которыми,
нужно знать химию на высоком уровне

42-43.
Агрономы, овощеводы, цветоводы.
25.02.2015
2
1
1
Беседа с приглашением специалиста. Агрономия, овощеводство, цветоводство. Что такое ландшафтный дизайн?

44-45.
Медицинские работники.
03.03.2016
2
2

Беседа с приглашением специалиста.
Профессии, связанные с медициной: врачи различной специальности, медсёстры, лаборанты.

46-47.
Профессия фармацевта и провизора.
10.03.2016
2
2

Экскурсия в аптеку.
Профессия фармацевта и провизора. Производство лекарств

Занимательное в истории химии (14 ЧАСОВ)

48-51.
История химии
17.03.2016
24.03.2016
4
2
2
Работа с литературой в библиотеке с последующим обсуждением полученной информации.
Основные направления практической химии в древности

52-55.
Галерея великих химиков
07.04.2016
14.04.2016
4

4
Интернет-исследование. Создание презентаций их демонстрация.
Д.И.Менделеев, М.В.Ломоносов, А. Авогадро, К.Л.Бертолле, А.Л. Лавуазье, С.А. Аррениус, И.А.Каблуков, А.Л. Ле Шателье и другие. Интересные факты, открытия.

56-57.
Химия на службе правосудия
21.04.2016
2
2

Просмотр отдельных серий художественного фильма «Следствие ведут знатоки»
Чтение эпизодов из книги о Шерлоке Холмсе.

58-59.
Химия и прогресс человечества
28.04.2016
2
2

Видеолекция.
Вещества и материалы, используемые в современной лёгкой и тяжёлой промышленности(полимеры, пластмассы, красители, волокна и т.д.)

60-61.
Химический вечер для учащихся 5-6 классов силами кружковцев
05.05.2016
2

2
Подведение итогов и анализ работы кружка за год.


Всего

61
32
29








Литература


Внеклассная работа по химии/Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976.
Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.
Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.
Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992.
В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.
Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.
А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение 1978.
И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988.
Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.
Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение, 1972.
Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. – М.: Просвещение 1976.
Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.
Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983.
Программно-методические материалы. Химия 8-11 классы. – М. Дрофа 2005

Список рекомендуемой детям литературы
1. Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.
2. Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение, 1972.
3. Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. –М.: Просвещение 1976.
4. Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.
5. Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983.
15