Внеклассное мероприятие (брейн-ринг) «Язык мой – друг мой»

Орлова Л.В., учитель русского языка и литературы
МБОУ Алгасовской СОШ Моршанского района
Тамбовской области







Брейн-ринг
«Язык мой – друг мой»



















Правила игры:


1. Игра проводится в три тура.
2. В каждом туре командам задаётся по три вопроса.
3. На размышление над вопросом даётся одна минута.
4. Если одна из команд не отвечает на заданный вопрос, на него может ответить другая команда.
5. В конце каждого тура объявляются результаты. Команда, набравшая наименьшее количество баллов, выбывает из игры.
6. Победительницей является команда, победившая в последнем туре.
7. Порядок вступления в игру определит жеребьёвка.

















Вопросы для игры

I тур

1. О каких словах идёт речь?
Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение –
И превращаюсь я в конфету. (Ирис)

2. Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (Азбука)

3. Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону? (Фонетика).

4. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота)

5. Можно ли у существительных неряха, грязнуля, подлиза, плакса определить род? (Это существительные общего рода)

6. Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогами? (Именительный)

7. Какую часть слова можно найти в земле? (Корень)

8. Какие из слов: срезал, списал, сумел, сгорел – могут служить доказательством, что приставка с- никогда не изменяется на письме? (Сгорел, списал).

9. Назовите слова, начинающиеся с четырёх согласных (Всплеск, взгляд, встреча)

10. Как большой дом превратить в маленький? (Прибавить к слову уменьшительно-ласкательный суффикс –ик)

11. Перечислите все части речи.

12. Что такое апостроф?





II тур



1. Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (Строчку, прошитую на машинке)

2. У каких башмаков не бывает каблуков? (У башмаков – приспособлений для торможения вагонов.)

3. Может ли в слове быть сто одинаковых букв? Назовите их. (Стол, стог, стоп и т.д.)

4. Какое наречие пишется с двумя дефисами и двумя мягкими знаками? (Точь-в-точь).

5. Как с помощью наречий перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

6. Как образовалось наречие сегодня? (Из местоимения сего «этого» и существительного дня).

7. Какой частью речи - числительными или существительными – являются слова тысяча, миллион, миллиард? (Эти слова – числительные, потому что называют число предметов, отвечают на вопрос «сколько?» и могут быть записаны цифрами).

8. Можно ли смешливого человека назвать насмешливым? (Насмешливый – «любящий насмехаться», а смешливый – тот, которого легко рассмешить).

9. Что вы делаете, когда доедете на автобусе: выходите, сходите или встаёте? (Выходим).

10. Какой корень в слове вынуть? (Нет корня)









III тур


1. Когда мы употребляем выражение чучело гороховое и почему? Что оно означает? (О человеке, несуразно и безвкусно одетом, вызывающем своей одеждой насмешки. В древности так называли пугала, устанавливаемые на гороховых полях для отпугивания птиц).

2. Когда употребляется выражение крокодиловы слёзы и что оно означает?

3. Почему употребляют выражение: кричит во всю ивановскую?

4. Объясните выражение на роду написано. (Суждено, предопределено)

5, 6. К фразеологизмам подберите синонимичные фразеологизмы:

- Кот наплакал. (С гулькин нос, капля в море, всего ничего, раз-два и обчёлся, по пальцам пересчитать)

- Во всю прыть. (Со всех ног, во весь дух, сломя голову)























15