Урок окружающего мира Что мы знаем о птицах?


Урок по окружающему миру для учащихся 1 класса
(УМК «Начальная школа XXI века»)
Тема: « Что мы знаем о птицах?»
Цели:
1)Познакомить учащихся с оседлыми, кочующими и перелетными птицами, причинами сезонных перелетов птиц, расширить и систематизировать знания по теме “Что мы знаем о птицах», учить детей устанавливать зависимости наступающего сезона и поведением птиц.
2)Развивать речь, мышление, внимание, наблюдательность, умение классифицировать, сравнивать, обобщать.
3)Воспитывать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к птицам.
Ход урока
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас!
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели.
А провести урок я предлагаю под девизом:
«С детства мы должны стремиться
Что – то новое узнать.
Все исследовать, конечно,
Чтобы в жизни применять».
2. Сообщение темы урока
-Ребята! Какое сейчас время года?
– Наступила зима. Земля, вода и лес – все покрыто снегом, кажется, все кругом погрузилось в сон. Замерли травы, кусты и деревья. Под снежным покрывалом затаились, застыли многие животные. Для них наступила суровая пора. Хорошо тому, у кого теплое, уютное логово, берлога, норка или гнездо. Хорошо тому, у кого запасов полная кладовая. Поел, свернулся калачиком – спи крепко, смотри сладкие сны. А вот птицы сильно страдают зимой от холода и голода. Ледяной ветер гуляет, носится между домами и деревьями, забирается и под тугие перышки. Не усидеть маленьким птичкам ни на земле, ни на ветке: все покрыто снегом, стынут лапки. Надо прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться. Ох, как трудно им приходится! Ищут они, где бы укрыться от холода, от страшного зимнего ветра.
−Ребята, как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить на уроке? (− Мы сегодня будем говорить о птицах). Тема нашего урока: Что мы знаем о птицах. − Сегодня мы узнаем много нового и интересного о наших соседях – птицах. Узнаем, какими разными бывают птицы и о том, что их объединяет. Работать будем все вместе, в парах и каждый из вас самостоятельно, ещё на уроке поиграем и даже разукрасим птицу.
3.Работа над новым материалом.
-Чем похожи все птицы? Что у них общего?
(у птиц есть 2 крыла, 2 лапки, клюв, тело покрыто перьями)
− Ребята, чем птицы отличаются от всех остальных животных?
- Все ли птицы летают? Какая птица не летает? (петух, пингвин)
- Какой вывод сделаем? (признак «летает» - «не летает» не является определяющим для птиц) Бабочка тоже летает, а можно это животное назвать птицей? Почему?
Чтобы точно определить, что перед нами птица, мы должны знать общий признак птиц, который отличает его от других.
-Ребята, на доске расположены карточки с буквами, в них спрятана отгадка,
составьте слово из этих букв. («ПЕРЬЯ») ( у доски ученик)
-Ребята, а знаете ли вы что, существует наука, изучающая жизнь и повадки птиц – это орнитология. А люди, которые этим занимаются, – орнитологи. Познакомиться с новыми словами, значения которых вы ещё не знаете, можно посмотреть в толковом словаре. Может быть кто-то из вас в будущем станет орнитологом.
- Все перечисленные вами ранее признаки отличают птиц от других представителей животного мира.
- Но каждая птица уникальна. На Земле обитает более 8000 видов птиц, а на территории нашей страны более 700 видов. Они встречаются в любом уголке природы и всегда обращают на себя внимание и громким мелодичным пением, и яркой разнообразной окраской оперения, и интересным поведением, и причудливостью клюва, и своим питанием, и другими признаками.
− Ребята, давайте откроем учебник на стр. 72.
а) −Рассмотрите рисунки. Кого мы видим? (птиц)
− Давайте попробуем назвать их (ласточка, цапля, снегирь, сова, воробей, ворона, галка, грач)
−– Какие из нарисованных птиц осенью улетают на юг?
Давайте их назовем. - Почему же птицы улетают от нас? Разве им у нас было плохо? (ответы детей)
– Как называются такие птицы? (Перелетные.) Иволги улетают в Китай, жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далеком Египте, на большой реке Нил, кормятся наши утки и цапли. Скворцы путешествуют во Францию, Италию и Англию. Это в основном те птицы, которые питаются насекомыми. Насекомых не стало, птицам нечего есть и улетают птицы в поисках пищи. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму. Какие же птицы остаются с нами зимовать?   (Ответы детей)
«Городским птицам» (воронам, галкам, воробьям), которых называют всеядными, немного легче. Им даже зимой достаточно просто найти пищу, они переселяются поближе к жилищу человека и остаются зимовать на своей родине. Их называют оседлыми птицами или ещё зимующие.
-А как вы думаете, к какой группе относится сова? Совы бывают разными, их около двухсот видов. В основном совы- оседлые птицы, но вот ушастая сова- перелётная. На рисунке серая неясыть - оседлая птица.( загадка про сову)
- Какая птица не относится ни к одной из этих групп? (снегирь)
- Обратимся к учебнику с. 73. Прочитайте небольшую статью о снегире (один ученик читает, другие следят). Какое новое слово вам встретилось? (кочующая птица). Что это значит? (зимой снегирь перебирается поближе к жилью людей).-На какие группы делятся птицы?
- Сделаем вывод: птицы делятся на перелётных, оседлых и кочующих.
-Почему птицы улетают на юг?
Вывод: птицы улетают в поисках корма, чтобы выжить.
Физминутка.
Руки подняли и покачали,
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки- плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут- тоже покажем,
Крылья сложили назад.
4.Закрепление.
– Ребята, сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы, отгадав их, узнаете, какие птицы остаются зимовать в наших краях.
Чернокрылый, красногрудый,
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь.)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица.)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: "Ка-а-ар! Ка-а-ар! Ка-а-ар!" (Ворона.)
Все время стучит,
деревья долбит.
Но их не калечит,
а только лечит. (Дятел.)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока.) Чтение стихотворения в учебнике на стр. 73.
– О каких повадках сорок говорится в стихотворении?
–А какие звуки издают сороки мы сейчас послушаем.
– Можно ли сказать о человеке “трещит, как сорока”? О каких людях так говорят?
Отгадайте ещё загадку про птицу:
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей.)
Чтение рассказа «Воробьи» в учебнике на с.74 учителем.
Вопросы из учебника.
-Ребята, почему воробью понравилось в метро? Найдите ответ в учебнике.( строчка из текста)
- Ребята, как вы считаете, что для птиц страшнее холод или голод? Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время. - Как мы можем помочь птицам легче пережить холод?
( Подкармливать) Сытой птичке и мороз не страшен!
Чтение рассказа “Кто обедал в птичьей столовой?” в учебнике на стр. 76.Читает учитель.
– Какие птицы обедали в птичьей столовой? Найдите этих птиц на рисунке. Что положили в кормушку? (ответ в рассказе)
Читает ученик.
А.Яшин “Покормите птиц зимой”.-
Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма. Горсть зерна нужна,
Горсть одна – И не страшна Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть, Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло.
Разве можно забывать: Улететь могли,
А остались зимовать Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.
- А мы сами сможем сделать кормушки? Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим. Можно воспользоваться подручными средствами – пакетами из-под молока, кефира, сока, возьмите пластиковую бутыль. Прорежьте отверстия с двух сторон, оставив бортик снизу, а сверху проденьте веревочку или проволочку, чтобы подвесить кормушку.
– А чем же можно кормить птиц?
семена подсолнечника, арбуза, дыни, тыквы, кабачков ;
просо, пшено, рябина, боярышник и зерна кукурузы;, вареные яйца, вареный картофель,
синицы любят несоленое сало
Работа в парах. Задание. Выбери на карточке ту еду, которой можно кормить птиц, закрась нужный кружок синим цветом.
Карточка.
Рябина
Пшено
Шоколадные конфеты
Молоко
Семечки
Кефир
Проверка выполненной работы.
Польза птиц.
Как вы думаете зачем нужны птицы на Земле?
Все птицы очень важны и нужны на Земле. Большинство наших птиц приносит значительную пользу. Они уничтожают в громадном количестве вредителей леса, полей, садов и огородов. Как раз в классе на выставке стоят книги о птицах. Вы можете посмотреть их. Эти книги можно взять в школьной
библиотеке и, прочитав их, вы узнаете много нового и интересного о жизни птиц.
5.Обобщение.
-А сейчас мы поиграем.
Птица, которая в сказках приносит новость на хвосте. (Сорока)
Имя птицы, участницы передачи «Спокойной ночи, малыши!» (Каркуша)
Кто исполнял все желания князя Гвидона из «Сказки о царе Салтане»? (Лебедь)
Кто помог Дюймовочке спастись из норки крота? (ласточка)
Какие птицы, украли братца у сестрицы Алёнушки? (Гуси-лебеди)
Кто доставил Доктора Айболита в Африку? (Орлы)
С  какой птицей дружил Вини Пух? (Совой)
Продолжите фразу , начатую мной:
- У синицы клюв тонкий, а у дятла (толстый )
-Ворона большая,а воробей (маленький )
- Если у сороки белый бок, то она ? (белобокая )
- Если у снегиря красная грудь, то он какой ? (красногрудый ) − Молодцы, ребята!
Я обещала, что вы разукрасите птицу. Работаем дружно в паре. Послушаем пение снегиря и затем других птиц.
− Молодцы, ребята!
Умеете работать в паре. У всех рисунки получились красивые.
6.Итог урока
– Ребята, наш урок подошел к концу.
Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке? Где эти знания вам могут пригодиться?
- Кто из вас решил для себя, что зимой нужно подкармливать птиц и будет выполнять это? Поднимите руки.
− Ребята, я думаю, каждый из вас поможет нашим маленьким пернатым друзьям перезимовать зиму.
И дома с родителями постарайтесь сделать кормушки для птиц и развесить во дворе или на тропе здоровья, не забывая класть туда корм.
Спасибо за урок!