Конспект занятия к 1 сентября Моя малая Родина



Классный час –
«Моя малая Родина!»





Разработала : учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Рухтино
Чащина Ю.В.


МОЯ МАЛАЯ РОДИНА
Цель:
способствовать формированию представлений учащихся о малой родине;
способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, интереса к истории малой родины;
содействовать развитию классного коллектива.
Ход урока
Эпиграф:
“Для России наш город – частица, А для нас он – родительский дом. И мы рады, что можем гордиться Малой Родиной, где мы живем”.

Организационный  момент
  Сообщение темы урока.
Звучит песня « С чего начинается Родина»
Сегодня я хочу начать урок со стихотворения.
Родина  - слова не знаю чудесней,
 В нем наши сказки и славные были,
 Дедов далекие грустные песни,
 Те, что и мы до сих пор не забыли.
 Родина – это земля у порога,
 Где ты впервые узнал свое имя.
 Родина – это большая дорога,
 Та, по которой пойдешь ты с другими!
- Какое главное слово в этом   стихотворении?

- А что такое – родина?
 - Как называется страна, где мы живём? (Россия)
Слайд 2
Россия
 Как из песни слово,
 Берёзок юная листва,
 Кругом леса, поля и реки,
 Раздолье, русская душа-
 Люблю тебя, моя Россия!
 За ясный свет твоих очей,
 За ум, за подвиги святые,
 За голос звонкий, как ручей.
 Люблю, глубоко понимаю
 Степей задумчивую грусть,
 Люблю всё то, что называют
 Одним широким словом РУСЬ.
Можем ли мы называть Россию своей Родиной? ( Да)
Слайд 3
Живут в России разные народы с давних пор.
 Одним - тайга по нраву, другим - степной простор.
 У каждого народа язык свой и наряд.
 Один черкеску носит, другой надел халат.
Один- рыбак с рожденья, другой - оленевод.
 Один-кумыс готовит, другой - готовит мёд.
 Одним – милее осень, другим - милей весна,
 А Родина Россия у нас у всех одна.
Учитель:
      Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт от врагов.
    Много есть на свете всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
Слайд 4
  Учитель:
Ребята, посмотрите на карту Российской Федерации. Какая у нас большая страна! Но есть в этой большой стране не менее значимый для нас с вами уголок. Это край, в которой мы живём (показ на карте России.  
Малая Родина – Островок земли. Под окном смородина, Вишни расцвели. Яблоня кудрявая , А под ней скамья – Ласковая малая Родина моя!
И сегодня нам, ребята, представилась возможность взглянуть на родные, до боли знакомые места. Понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы предков, где он познал первые радости и неудачи. Не случайно в трудные минуты своей жизни человек вспоминает место, где он родился, вырос, то есть свою малую Родину.
Сегодня мы поговорим о нашей малой родине, о селе Рухтино.
Где мы с вами живём? Как называется район? Село, где вы живете? Что вы знаете о истории этого села?
Родина - улица наша и дом,
 Где ты играешь с любимым котом,
 Где твой излюбленный ящик с песком,
 Луг, чтоб бежать босиком,
 Речка со светлым леском,
 Зимний денёк со снежком,
 Лёд под блестящим коньком,
 Садик и школа потом.
                              М.Линнамячи
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род». (Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.) (слайд 4) РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети. РОДИЧ – родственник, член рода. РОДНЯ – родственники. РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека. НАРОД – нация, жители страны. Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина. Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце. Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА. О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах.
6. (Игра составь пословицу)
Родина – мать, умей за неё постоять. Жить - Родине служить. Человек без Родины, что соловей без песни. Где кто родится, там и пригодится.
-Выполните задание: составить и объяснить пословицу о Родине и любви к Родине.
1) Если дружба велика, будет Родина сильна.
2) На чужой сторонушке рад своей воронушке.
3) Нет земли краше, чем страна наша.
4) На чужой стороне Родина милей вдвойне.
5) Кто за Родину горой, тот и герой.
6) Всякому мила своя сторона.
7)Где родился, там и пригодился.
- Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина. - Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина.
- А где вы родились?
Это и есть ваша малая родина.
 - а знаете ли вы о дуванском районе?

Геральдическое описание герба [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ГЕРБ ДУВАНСКОГО РАЙОНА


Дата принятия: 30.06.2006
Автор/авторы герба: Салават Гилязетдинов
Номер в 13LINK
· "http://geraldika.ru/registr/"14Геральдическом регистре РФ15: 3211
В лазоревом поле золотой бегущий конь, сопровождаемый во главе справа – золотыми головкой хлебного колоса и соцветием курая накрест, слева – двумя золотыми елями на отвлеченном серебряном волнистом поясе дважды просеченном лазурью.
Обоснование символики:  Дуванский район издавна является одним из динамично развивающихся крупных районов республики.  Основной фигурой герба является бегущий золотой конь с развевающейся гривой, который символизирует готовность к преодолению любых препятствий, красоту, величие, доверие и безупречность. Также фигура показывает значимость коневодства для района.  Во главе герба справа золотое соцветие курая – символ дружбы, семь его лепестков олицетворяют семь родов, положивших начало единению народов.  Золотой колос пшеницы – символ плодородия и богатства земель.  Скрещение курая и пшеничного колоса олицетворяет единство многонационального народа района, объединенного трудом.  Две золотые ели обозначает радость, свободу, покой и мир, а также богатство района лесами.  Лазоревый цвет поля герба означает красоту и величие дуванской земли, а также развитие, движение вперед, надежду и мечту.  Серебряные волны – реки, протекающие по территории района – символ чистосердечности, благородства и искренности.
Утвержден решением Совета муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан (#70) от 30 июня 2006 года





Ребята, а кто знает, как возникло наше село?
  - рассказ учителя о возникновении села Рухтино
   История деревни Рухтино (Искаково)
     Село Рухтино (Искаково) при р. Анзяк возникло на основе следующего договора: «1808 года июля 22 дня Троицкого уезда Тырнаклинской волости юртовые старшины Алибай Ишмухаметов и Амангильде Хасанов и при том нижеподписавшиеся и за неумением грамоте приложившие тамги, заключили сей договор Троицкого уезда ведомства Емашинского волостного правления деревни Месягутовой с удельными крестьянами Гаврилом, Трофимом, Василием и Матвеем Рухтиными в том, что по неимению у себя денег со общего в сей волости налично состоящих людей согласия продали мы им, Рухтиным, состоящим в шести дворах крестьянам... землю в оброк в положении состоящих от Месягутовой деревни расстоянием в семи верстах, значущая, где прежде расположены были жительством команды старшины Мубашара Ибрагимова мещеряки, которые ныне отчислены и уехали в Бирскую округу, но токмо с тем условием, что остающихся в той деревне (т.е. Искаково) четыре двора состоящих мещеряков не зганивая с жительства того и не притеснять их Рухтиным, пока они сами не пожелают оттоль съехать».       Затем 29 октября 1808 г. договор был утвержден в Троицком уездном суде. В документе речь идет о продаже земли, однако на самом деле крестьяне были припущены на 100 лет с получением от них 2 тыс. руб. единовременно и уплатой ежегодного оброка по 25 коп. с двора. Впоследствии на основе закона о земле 1832 г. все русские крестьяне получили по 15 десятин на душу мужского пола, становясь собственниками.       Башкиры-вотчинники д. Айтышево жили в деревне государственных крестьян Искаково (Рухтино). Рухтины увеличивали площадь арендуемых земель также путем предоставления башкирам денег взаймы. Так, в 1812 г. поверенные тырна-клинцев походные сотники Курмангали Зайнетдинов и Сынгиз Сеитов дали закладное письмо Гавриле Рухтину в том, что они взяли 50 руб., заложив крестьянину 50 переездов (переезд половина десятины, равной 80 саженям в длину и 20 в ширину) сроком на 50 лет.       Крестьяне занимались земледелием, животноводством, промыслами. При неправильном севообороте унавоживали пашню. В селе имели по нескольку молотилок и веялок. Была мельница. В 1842 г. на 33 двора (200 человек) приходилось 52 лошади, 80 коров, 120 овец, 50 свиней.       В селе было 3 кузницы, 4 лавки. В 1885 г. была построена церковь. В 1893 г. в земском училище обучалось 22 ученика.       В 1816 г. крестьян государственных было 22, экономических 14, приписных к заводам 20, выходцев из Дувана 10 человек обоего пола. В 1859 г. было 280 человек, в 1870 г. - 271 (37 дворов), в 1895 г. - 555, в 1920 г. - 1072 (168 дворов)

Кто из вас родился здесь? А откуда приехали сюда ваши родители?
Давно они здесь живут?
Скажите, а какие улицы вы знаете?
- без кого не было бы нашего села? ( без людей)
- какие самые важные профессии имеют значение для развития нашего села?
- можно выделить 2-3 профессии и сказать, что он самые главные?
(без врачей, учителей и др. наше село не смогло бы функционировать)
- итак, можно утверждать . что каждая профессия важна и необходима.
Ребята, а что окружает наше село?
Нравится ли вам наша природа?
 Шумят ,  шумят   желтеющие   нивы ,
Красою сердце веселя.
Родимый край мой,
Край судьбы счастливой,
Земля отцов – моя земля.
Творческая работа
   Каждый человек желает своей Родине всего самого наилучшего. А что вы пожелаете нашей стране,  краю городу , школе?
   Напишите свои пожелания какому-нибудь человеку и мы заклеим их и положим в конверт.
  Задание по выбору:
   а)Вырезать рисунки (голуби, облака, цветы).
   б)Обвести свои ладошки на лист бумаги, вырезать рисунок.
   
На доске оформляется композиция: земной шар с выделенной на нем территорией России. Ладони детей снизу и сбоку поддерживают Землю. Вокруг голуби и цветы.)
  - Что символизирует получившийся рисунок?
Наш классный час подошёл к концу. Позвольте прочитать мое стихотворение о нашей Родине.
Спасибо за внимание!