«Особенности использования электронных тренажеров и тестов на уроках математики в коррекционной школе ».

ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
специальная (коррекционная) школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.о. Чапаевска Самарской области



«Особенности использования электронных тренажеров и тестов на уроках математики в коррекционной школе ».







Составитель:
Черепкова Наталия Валериевна,
учитель начальных классов




Чапаевск, 2015год
Личность ребенка с ЗПР, в том числе и его мотивационная сфера, как и у нормально развивающихся детей, формируется и совершенствуется в деятельности. Однако этот процесс у детей с недостатками умственного развития осуществляется в условиях органического поражения ЦНС или ее функциональной незрелости. Нарушение мозговых структур оказывает отрицательное влияние на развитие детей, в частности снижает их потребности в новых достижениях.
Как же сделать так, чтобы каждый урок был интересен ребенку, каждый урок чему-то научил ребенка новому?
Для решения данной проблемы действенным оказалось использование информационно-коммуникативных технологий. Как показывает практика, целенаправленное использование компьютера в процессе коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии позволяет создавать оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции и компенсации, имеющихся у детей нарушений, максимально учитывать индивидуальные образовательные возможности и потребности учащихся.
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить и не подорвать здоровье.
Информационно-коммуникативные технологии должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.
Коррекционные цели образования детей с ЗПР и специфика их познавательной деятельности (восприятия, речи, мышления) обуславливают ряд отличительных черт, характеризующих процесс обучения:
преобладание наглядности, особенно при формировании первичных представлений;
дозирование учебного материала;
адекватный темп подачи материала
И это можно достигнуть с помощью компьютерных технологий. Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они:
позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
позволяют индивидуализировать процесс обучения;
повышают интерес к урокам;
активизируют познавательную деятельность учащихся;
осовременивают урок.
Учитывая психологические особенности младшего школьника с ЗПР, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу), нужно тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.
На своих уроках (в зависимости от целей урока) мною используется различное программное обеспечение:
Специально созданные к различным урокам презентации.
Электронные учебники.
Пазлы.
Информационно-обучающие пособия, содержащие таблицы по темам, схемы-опоры.
Логические игры.
Тесты.
Тренажеры.
Электронные энциклопедии.
Компьютер использую на всех этапах обучения:
объяснение нового материала;
закрепление;
повторение;
контроль знаний, умений и навыков.
К сожалению, не все программы для массовой школы применимы при обучении детей с ЗПР и умственной отсталостью. Тексты заданий, инструкции, сами задания во многих случаях не соответствуют речевым, интеллектуальным и образовательным возможностям этих учащихся, и поэтому очень часто требуется предварительная проработка этих программ и использование специально созданных конкретно для этих учащихся компьютерных программ.
Для контроля знаний использую компьютерное тестирование, которое повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Компьютерное тестирование, являющееся аналогом обычного тестирования, позволяет анализировать и фиксировать результат проделанной работы и реализовать связанные с ответом алгоритмы (например, возвращать к уже выполненному или пропущенному заданию, ограничивать время на один тест ит.д.).
Учитель, решивший воспользоваться тестовым методом в начальной школе, может легко сам создать тест, пользуясь системой для создания тестов, но при этом необходимо иметь продуманные коллекции тестов и задач. Теперь применяю на уроках не только тесты в печатном виде, но и компьютерные, которые позволяют, выполнив их, сразу же получить оценку, которую им выдаёт компьютер, и выявить свои недоработки по той или иной теме.
При выполнении тестовых заданий участвуют и глаза, и мозг, и руки учащихся.
Подробнее остановлюсь на электронных тренажерах, которые я использую на своих уроках, коррекционных занятиях, индивидуальной работе на самоподготовке.
Тренажер «Отличник» - это программа, которая способна генерировать примеры, уравнения, задачи по математике и упражнения по русскому языку для учащихся 1-4 классов, после решения которых ученик получает соответствующую оценку. Каждый ученик имеет свою страничку. Все полученные оценки сохраняются – это даёт возможность ведения статистики оценок.
В настройках программы имеется возможность выбирать различные виды примеров по математике. Вы также можете самостоятельно составить задание, выбрав различные шаблоны примеров, а также их количество. С помощью редактора задач можно добавить самостоятельно составленные задачи; каждый ученик может принять участие в рейтинге, который определяет лучших учеников; в программу также встроена игра "Математические гонки на воздушных шарах", в которую можно играть одному или вдвоем.
Тренажер использую и при первичном закреплении, и при закреплении изученного, и при контроле знаний практически по всем темам, изучаемым в начальной школе.
Выполнив задание с ошибкой, дети могут еще раз вернуться к теоретическому материалу, правилу, прочитать его, лучше осознать.
Следующий тренажер, который применяю на своих уроках – это тренажер «Письменное деление» (автор Гесслер Д. М.).
Этот тренажер использую для отработки навыков письменного деления на уроках математики в 3 и 4 класса. Он включает в себя задания по темам:
устные случаи деления;
деление на однозначное число;
деление на двузначные и трехзначные числа;
деление на числа, оканчивающиеся нулями;
деление с нулем в частном.

Очень важно, что тренажер позволяет детям самостоятельно выбирать оптимальный для них уровень сложности («С помощью», «Без помощи»), позволяет обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка.
При изучении письменного сложения, вычитания и умножения использую тренажер для отработки навыков письменных вычислений. Тренажер позволяет отработать, закрепить, выработать навык по темам:
сложение многозначных чисел;
вычитание многозначных чисел;
умножение многозначных чисел на однозначное число;
умножение многозначного числа на двузначное число;
умножение многозначного числа на трехзначное;
решение примеров с пропущенным цифрами (ребусы).


Программно-методический комплекс «Семейный наставник» позволяет организовать диагностику и коррекцию, визуальный контроль за усвоением учебного материала с последующей выдачей индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях.
Основные функции программы «Наставник»:
Проведение первичной и уточняющей диагностики;
Формирование конкретных рекомендаций по устранению пробелов в усвоении учебных элементов;
Определение режимов учебной работы;
Запуск коррекционных и дополнительных тестов, тестов «Работа над ошибками»;
Контроль за усвоением учебного курса;
Визуализация (цветовая) интерпретация усвоения учебного курса;
Интерпретация усвоения учебного курса в виде диаграмм.
Количество учебного материала достаточно для того, чтобы организовать обучение ребенка на протяжении всего учебного года. Занятия занимают 15-20 минут учебного времени в день.
Использую тесты не только для индивидуальной работы, но при работе в парах. Пары формируются по принципу: сильный - слабый. Сильные помогают более слабым ученикам, а отстающие дети не замыкаются в себе, не испытывают чувства тревожности.
Эксперименты и результаты диагностического обследования показали, что систематическое использование данного комплекса позволяет ликвидировать пробелы в знаниях учащихся, повысить их учебную мотивацию.
При изучении и закреплении табличных случаев умножения и деления использую тренажер «Таблица умножения» (автор Марченко В. В.). Знание детьми таблицы умножения и деления необходимо во всех классах, так как на ней базируются устные и письменные приемы умножения и деления многозначных чисел. При выполнении теста дети сразу видят, сколько правильных и неправильных заданий они сделали, а я могу отследить, над какими случаями умножения и деления необходимо еще поработать.

При закреплении темы «Уравнение» хорошим помощником служит тренажер «Уравнение». Этот тренажер включает различные упражнения, которые ранжируются по степени сложности:
Выбор уравнения среди других выражений
Нахождение неизвестного компонента действий сложения, вычитания, умножения и деления.


На своих уроках использую не только готовые тренажеры и тесты, но создаю их сама.
На уроке закрепления изученного материала и индивидуально-коррекционных занятиях использую электронные тренажеры или тесты, кроссворды, индивидуальные задания. Они позволяют осуществить контроль над усвоением изученного материала, вести работу над ликвидацией пробелов в знаниях для лучшего усвоения программного материала. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.
На своих уроках использую тесты, которые создаю с помощью тестового редактора MultiCheck ver 4.5. MultiCheck ver 4.5 имеет достаточно доступный интерфейс.
В стандартный пакет входят два приложения:
MEditor – непосредственно редактор для создания тестов;
MTester – среда, для проведения тестирования.
В соответствующем каталоге Mcheck созданы папки:
Images – для хранения графических изображений, используемых при создании тестов;
Tests – для хранения файлов типа *.tst (собственно тестов, которые заносятся в папку Tests по умолчанию).
С помощью этого текстового редактора создаю разнообразные тесты практически по всем темам математики. Задания позволяют индивидуализировать и дифференцировать учебный материал исходя из возможностей ребёнка – задание всегда лежит в зоне умеренной трудности, но оно доступно ребенку, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий.
Следующей программой, которой пользуюсь систематически, – это программа Hot Potatoes. Эта программа предназначена для создания интерактивных упражнений разных видов («поиск соответствий», кроссворды, «заполнить пропуски», «перепутанные предложения», выбор альтернатив или коротких ответов). Разнообразие предлагаемых видов упражнений позволяет использовать данную программу при изучении практически всех тем начального курса математики.
Задания создаю индивидуальные, в зависимости от возможностей ребенка. Работая с заданием на компьютере и получая объективную оценку, ребенок имеет возможность исправить ошибку. Высокая степень самостоятельности выполнения детьми заданий за компьютером, автономная деятельность повышает личную ответственность ребенка, а самостоятельность принятия решений в сочетании с их положительными результатами дает заряд позитивных эмоций, порождает уверенность в себе и устойчивое желание возобновлять работу, постепенно переходя на более сложный уровень заданий. Управление сложным техническим средством уравнивает детей со взрослыми, на которых они стремятся походить.

Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
обеспечить положительную мотивацию обучения;
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
усовершенствовать контроль знаний;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Самостоятельная работа за компьютером – это основное средство безболезненного, постепенного перехода от привычной игровой к новой более сложной учебно-познавательной деятельности.



Литература
 Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная школа плюс Дои После. – 2007. - №7. – С. 32 – 34
Гуненкова Е. В. Для чего на уроке компьютер? //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 37- -39.
Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников // Начальная школа. – 2009. – №2. – С. 38-43.
Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. «Начальная школа». №11 2008г.
Ковалёва А.Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. – М., 2006. – 78 с.
Молокова А.В. Информационные технологии в традиционной начальной школе. Начальное образование №1 2003.г
Перова М. Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе// Москва, ВЛАДОС, 2001 .
Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005. – С. 54 – 112.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. //Москва, «Народное образование». – 1998. – С. 114 – 119.
 Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс. До и После. – 2007. -  №7. – С. 30 – 32.


Изображение 018Рисунок 1Изображение 01815