Дифференцированный подход в обучении младших школьников с задержкой психического развития


Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
средняя общеобразовательная школа №9 им. М.И. Неделина
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ СЕМИНАРЕ ПО ТЕМЕ:
«Дифференцированный подход в обучении младших школьников с задержкой психического развития»
Учитель: Прокудина Галина Викторовна
г. Одинцово, 2015
Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, достигло более 30%.
Осуществление реформы общеобразовательной школы, направленной на дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса, вызывает необходимость улучшения работы с детьми, испытывающими трудности в обучении. С каждым годом процент детей с задержкой психического развития возрастает.
Российский стандарт предусматривает приоритетные направления регионализации образования:
а) гуманизация;
б) создание образовательных программ для детей с проблемами развития.
Основная гуманизация образования – это четкое определение с минимум требований к подготовке учащихся, открывающих перспективы для дифференциации обучения, предусмотренных уровнем знаний.
Заниженная самооценка, страх, неравенство со сверстниками, негативное отношение к обучению – всё это тормозит развитие познавательного интереса, снижает успешность обучения. У этих детей учебная мотивация резко снижена. Работа с такими детьми требует глубокого изучения их психофизических особенностей, проведения диагностики познавательной деятельности: мышления, внимания, памяти.
Как же сделать уроки в коррекционном классе не скучными, а увлекательными, творческими и, конечно, высокоэффективными, такими, чтобы у детей глаза сверкали от радости, чтобы была у них возможность проявить свою фантазию, творчество и испытывать чувство победы над страхом.
Система работы в данных классах направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего образования, преодоление негативных особенностей эмоционально-волевой сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение работоспособности, активизацию познавательной деятельности детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Что значит задержка психического развития?
Задержка психического развития (ЗПР) - это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребёнок, достигший, школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов.
Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности, это очевидно.
Среди разнообразных направлений, концепций, теорий возможных путей преодоления школьной неуспеваемости, а особенно в специальных (коррекционных) классах VII вида, можно выделить дифференцированный подход. Дифференцированный подход организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы.
Еще Ушинский утверждал, что «деление класса на группы, из которых одна сильнее другой, не только не вредно, но и полезно, если наставник умеет, занимаясь одной группой, сам давать двум другим полезные самостоятельные упражнения».
В первом классе мною была проведена диагностика детей, исходя из которой, я разделила класс на три условные группы - по характеру мыслительной деятельности:
- с высоким уровнем развития (хорошо усваивающие материал, выделяют существенное и переносят знания в новые ситуации). По показателям познавательной деятельности они приближаются к нормально развивающимся школьникам.
- со средним уровнем развития (усваивают материал после тренировочной работы, выделяют существенное не сразу). В нее вошли учащиеся, имеющие одну «3». Для них характерны тревожность и неуверенность в себе. Трудности в понимании заданий связаны с нарушением мыслительной деятельности.
- дети с низким уровнем развития, (это те, у которых ярко выражено отставание в интеллектуальной и речевой сфере). Дети, находящиеся в процессе психолого-педагогического наблюдения и изучения динамики развития познавательной и эмоционально – волевой сферы, усваивающие материал после многократных упражнений. Как правило, таким детям, в итоге, рекомендуется повторное обследование на ПМПК, где ребенку предлагается обучение в школе другого вида.
Динамика учебных умений является основанием для перевода в другую условную группу.
При работе с дифференцированными заданиями важно учитывать зону актуальности и ближайшего развития. Дифференцированный подход необходим на всех этапах усвоения знаний и умений.
Во время изложения новых знаний возможности его использования ограничены, т. к. частые повторы и остановки могут нарушить логическую структуру излагаемого материала, невозможен учет пробелов в знаниях в любой момент объяснения и необходимо соблюдать сроки обучения.
На этапе закрепления и применения знаний и умений основой для дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы преимущественно в виде заданий разной трудности и характера. Можно предложить детям самостоятельно выбрать вариант заданий, но, боясь допустить ошибки, дети выбирают наиболее легкие. При такой ситуации невозможна адекватная оценка уровня усвоения материала. Мне наиболее удобно предъявлять задания в виде индивидуальных карточек.
На этапе проверки и оценки знаний и умений в зависимости от уровня усвоения материала каждым учеником можно составлять серии заданий повышенной или пониженной трудности.
Я использую дифференцированный подход на разных этапах урока. Виды заданий зависят от целей урока (индивидуальные карточки, рабочие тетради).
Говоря о дифференцированном подходе в обучении детей с ЗПР, важно обозначить критерии эффективности его осуществления:
Создание для ученика ситуации успеха и уверенности;
Сотрудничество учителя и ученика;
Создание ситуации, в которой ученик сам выбирает задания различного уровня трудности;
Возможность выбора учителем форм контрольной процедуры;
Учет временного фактора в зависимости от индивидуальных особенностей ученика;
Тематический учет знаний;
Использование метода малых групп;
Логическая обусловленность и своевременность контроля;
Гарантирование ученику права на повышение оценки;
Соблюдение принципа гуманизации при осуществлении контроля;
Поощрение ученика;
Соответствие целей контроля целям образовательного процесса.
С психолого-педагогической точки зрения такая форма работы эффективна тем, что для каждого ученика существует возможность самореализации на различных уровнях обучения, его самооценка строится на основании реального осознания успехов и возможностей.
Идеальной формой дифференцированного подхода является проведение коррекционно-развивающих занятий предметной направленности, цель которых – повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и образования, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового материала.
Групповая форма работы формирует у детей навыки делового общения, обеспечивает развитие коммуникативной компетентности. Индивидуальная форма занятий позволяет учителю выбрать темп работы в зависимости от исходного уровня мышления и индивидуальных особенностей ученика.
И об организации домашнего задания с учетом дифференциации.
Единое домашнее задание не способствует продвижению младших школьников с ЗПР. Домашняя работа является органическим продолжением классной работы и осуществляет адресную функцию. Такое задание способствует выработке самоконтроля, ответственности, трудолюбия и других личностных качеств, которые в свою очередь влияют на формирование познавательных качеств учащихся.
Профессия учителя не терпит шаблона и отставания от требований времени. Кардинальные изменения целей образования выдвигают на первый план – развивающую функцию, обеспечивающую функцию личности младшего школьника и раскрытие его индивидуальных особенностей. Для этого необходимо знать новые технологии известных педагогов, психологов: Занкова, Ильясова, Амонашвили, Лысенковой, Климанова, Эльконина, Давыдова.
В своей практике я применяю отдельные методы и приемы системы РО Эльконина-Давыдова и элементы опережающего обучения С.Н. Лысенковой. Это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной работе учащихся с разным уровнем знаний.
Таким образом, решается главная задача: учить доступно, следовательно, интересно, результативно. Детям легко учиться, потому что они могут работать, преодолевать трудности, заботясь о товарищах, помогая друг другу на пути познания. Одним из мощных рычагов желания и умения учиться, считаю создание условий, обеспечивающих ребёнку переживания успеха в своей учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознание смысла и результата своих усилий.
Дети раскованы, свободны, никакого страха в ожидании вызова, работают активно и с удовольствием, т.к. внимание учителя сосредоточено не на ошибках и промахах, а на удачах и победах, пусть даже самых маленьких.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что осуществление дифференцированного подхода – одна из наиболее продуктивных форм педагогической деятельности. Это даёт возможность повысить эффективность педагогического воздействия на детей.