ИКТ как средство развития познавательного интереса у детей 6-7 лет


ИКТ как средство развития познавательного интереса
у детей 6–7 лет.
Среди проблем, которые возникают перед педагогом дошкольного образовательного учреждения, все более ярко на первый план выступают те проблемы, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности воспитания и обучения детей. Это в большей мере связано с тем, что именно познавательный интерес дошкольников является одним из основных критериев оценки эффективности педагогической деятельности, так как именно познавательный интерес влияет на развитие у детей познавательной активности, которая в свою очередь влияет на содержание и качество познавательной деятельности в целом.
У детей в возрасте 6-7 лет происходит активное познавательное развитие личности ребенка. При этом следует отметить, что дошкольник на данном возрастном этапе развития проявляет самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, к новым видам деятельности,  к миру взрослых и явлениям социальной жизни. Они наблюдательны, любознательны, задают много вопросов. У детей развивается интерес к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Однако в связи с быстрым темпом развития окружающего мира происходит и быстрое развитие современных детей в этом мире. Современного дошкольника становится трудно чем-то заинтересовать, и тем более удержать этот интерес на необходимом уровне. Для того чтобы познавательный интерес дошкольников в рамках дошкольного образования получил развитие, нужно обеспечить благоприятные условия, чтобы ребенок как субъект индивидуальной деятельности мог развивать свою познавательную активность, искал, осмысливал и реализовывал разнообразные познавательные интересы, любознательность, формировал исследовательское поведение. И как раз в этом плане ИКТ может служить верным помощником педагогической деятельности воспитателя.
Среди типов занятий с использованием ИКТ в ДОУ С. В. Бузмакова и Г. А. Кривопалова выделяют такие, как:
1. Занятие с мультимедийной поддержкой (использование презентации, мультфильмов, видео- и аудиозаписей);
2. Занятие с компьютерной поддержкой (занятия с использованием игровых обучающих программ);
3. Диагностическое занятие (занятия с применением специальных диагностических компьютерных программ).
С целью определения показателей заинтересованности детей в познавательной деятельности на базе МБДОУ «Детский сад №29 «Золотой ключик» г. Лесосибирска нами была использована «Методика определения уровня развития познавательного интереса» Э.А. Барановой. Диагностика проводилась в подготовительной к школе группе (возраст детей 6-7 лет). Количество детей составило 26 человек.
Анализ результатов первичной диагностики показал, что:
20% детей из группы имеют высокий уровень познавательного интереса;
45% детей из группы имеют средний уровень познавательного интереса;
35% детей из группы имеют низкий уровень познавательного интереса.
По данным первичной диагностики мы сделали вывод о необходимости организации работы по развитию познавательного интереса у детей 6-7 лет с применением ИКТ. Работа организовывалась в течение одного месяца по тематическим неделям «Россия – многонациональная страна», «Моя Родина - Россия» и «Край ты мой любимый». К выбору данных тем послужили низкие показатели мониторинговых исследований в начале учебного года, сложность в понимании материала.
В соответствии с имеющимися техническими ресурсами нами были разработаны занятия с использованием мультимедийной поддержки. На наш взгляд, опирающийся на изученные методические источники, ИКТ позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у старших дошкольников огромный интерес к познавательной деятельности.
На занятиях широко применялись презентации о достопримечательностях родной страны и родного края, особенностях климата, живой и неживой природы, особенностях и традициях народов, живущих в нашей стране и конкретно в нашем крае. Занятия проводились и в форме игр-путешествий, на которых использовались видео-и аудиозаписи, в которых героям нужна помощь от ребят, но при этом необходимо пройти различные задания. Ко всем мероприятиям с использованием ИКТ дети относились позитивно, эмоционально положительно реагировали на используемые формы работы, активно участвовали, проявляли интерес и отвечали на вопросы.
В заключении нами была проведена повторная диагностика, которая позволила выделить уровни познавательного интереса у детей 6-7 лет:
• 45% - высокий уровень познавательного интереса;
• 45% - средний уровень познавательного интереса;
• 10% - низкий уровень познавательного интереса.
Сравнительный анализ первичной и повторной диагностики показал, что на низком уровне остались 2 детей (Мы объясняем это частым отсутствием в детском саду). У пятерых детей он повысился до среднего. Двое детей перешли с низкого уровня на высокий. У детей сложилось представление о России как о государстве и о Красноярском крае как о составляющей части этого государства, о таком понятии, как национальность, о народах, проживающих на территории России и нашего края, и их культурных ценностях и традициях, о государственной символике, достопримечательностях и природе родной страны и родного края.. Применение ИКТ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность дошкольников, повысить их мотивацию и познавательную активность (благодаря разнообразным формам работы, возможности включения игрового момента, а также эффективность образовательной деятельности). Эмоциональный подъем, вызванный такой деятельностью, способствует увеличению объема усваиваемых знаний.
Таким образом, мы убедились в том, что разработанные нами мероприятия с использованием ИКТ являются наилучшим средством развития познавательного интереса у детей 6-7 лет.
Список используемой литературы:
1.Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и
перспективы/Б. С. Гершунский. – М.: Просвещение. - 2004.
2.Горвиц, Ю.М., Чайнова, Л.Д., Подьяков, Н.Н и др. Новые информационные
технологии в дошкольном образовании. – М.: Линка-Пресс. - 2008.
3.Дошкольник и компьютер: медико – гигиенические рекомендации/ под.
ред. Л. А. Леоновой, А. А.Бирюкович и др.//– М.: Изд-во Моск. психол.–соц.
ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК». - 2004.
4.Новоселова, С. Л. Компьютеры в подготовительной к школе группе / С.Л.
Новоселова, Л. Габдулисламова, М. Каримов //Дошкольное воспитание. –
2009. - №10.
5.Новоселова, С. Л. Новая информационная технология в работе с
дошкольниками. Приемлема ли она? / С. Л. Новоселова, Г. П. Петку, И. Ю.
Пашелите //Дошкольное воспитание. –2007. - №9.