Презентация по истории: Педагогические технологии как средство формирования ключевых компетенций


Педагогические технологии как средство формирования ключевых компетенций В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».  Элементы понятия "компетенция"ЗнанияНавыкиСпособностиСтереотипы поведенияУсилияКомпетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они – надпредметны. Признакиключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов)ключевые компетенции позволяют достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы, то есть справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств Ключевые компетенции – это совокупность базовых знаний, общих (универсальных) умений, личностных качеств, позволяющих достигать положительных результатов в профессиональной и других областях жизнедеятельности. Группы ключевых компетенций:  В условиях развивающего обучения необходимо обеспечить максимальную активность самого учащегося в процессе формирования ключевых компетенций, так как последние формируются лишь в опыте собственной деятельности. В соответствии с этим многие исследователи связывают инновации в образовании с интерактивными методами обучения, под которыми понимаются «… все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика». Активные методыИнтерактивные методыК интерактивным методам могут быть отнесены следующие: дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов и т.д. Характеристика интерактивных методов обученияОбмен мнениями, идеями, суждениями по обсуждаемой учебной проблемеКоммуникативные (общаться, формулировать и задавать вопросы), отстаивать свою точку зрения, Особенно на завершающем этапе: тема, раздел, курсКоммуникативные умения, умения решать проблемы, ответственностьГенерирование идей по решению проблемыПознавательная активность, творческие умения, слушать оппонента Ведущее место среди методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. Метод проектов — это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.Формы продуктов проектной деятельности---- Web-сайт;— Анализ данных социологического опроса; — Атлас;— Бизнес-план;— Видеофильм;— Выставка;— Газета;— Законопроект;— Игра;— Карта;— Коллекция;— Музыкальное произведение;— Мультимедийный продукт;— Оформление кабинета;— Пакет рекомендаций;— Праздник;— Прогноз;— Публикация;— Путеводитель;— Серия иллюстраций;— Система школьного самоуправления;— Справочник;— Сравнительно-сопоставительный анализ;— Статья;— Сценарий;— Учебное пособие;— Экскурсия. Мультимедийные продуктыМультимедиапрезентацииАудио и видео записиАнимированные картыТренажёрыИнтерактивные тестыОбучающие игры Вывод: сочетание различных методов и форм организации образовательного процесса, дают наибольший эффект от их использования.