ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ SMART BOARD

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ SMART BOARD
Д.С.Семенова
Научный руководитель – А.А.Лужбина,преподаватель высшей квалификационной категории
ГБПОУ «Пермский педагогический колледж №1»
Сегодня информационные технологии всё прочнее входят во все сферы нашей жизни. Традиционные инструменты учителя и ученика успешно заменяют компьютерные средства обучения, одним из которых является интерактивная доска. Современный урок - это прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся, такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия. Развитию УУД на уроке способствует применение интерактивных технологий, то есть интерактивное обучение.
ФГОС НОО отражает основные предметные результаты основной образовательной программы начального общего образования в области интересующего нас предмета – «Литературное чтение».
Образовательная программа «Школа России» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Литературное чтение один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
С помощью применения интерактивной доски Smart Board мы сможем сформировать предметные результаты по литературному чтению, а также повысить интерес к предмету, так как современный ребенок стремится к использованию современных информационно-коммуникационных технологий.
Интерактивное обучение – это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося.
Интерактивная доска это сенсорный экран, который подключается к специальному проектору, передающему изображение на поверхность доску. С помощью прикосновения к доске можно управлять изображением.
Особенности этого взаимодействия состоят в следующем: пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве; совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т.е. включение в единое творческое пространство; согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи; совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.
Интерактивные технологии направлены на то, чтобы вовлечь всех учащихся в обсуждение темы, выполнение заданий, презентацию результатов самостоятельной работы. Сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение результатов. Это решается путем применения на уроках литературного чтения интерактивной доски Smart Board.
Интерактивные методы обучения получили в последнее время широкое применение на уроках литературного чтения. Использование их в обучении решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Учитель лишь направляет деятельность учащихся на достижение цели.
Интерактивные методы обучения можно использовать на различных этапах урока, в том числе – литературное чтение: эмоциональный настрой, мотивация в начале урока, активизация имеющихся и получение новых знаний, рефлексия и т.д.
Учащиеся легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс. Исходя из этого, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных технологий.
Актуальность исследования обусловлена потребностью учителей начальных классов в определении оптимальных способов применения и организации использования интерактивных средств на уроках литературного чтения в начальной школе, т.е. создании с их помощью естественных ситуаций взаимодействия участников процесса обучения.
Изучив литературу, мы выяснили, что этот вопрос изучается в теоретической литературе совсем недавно, это связано с тем, что данную технологию сложно освоить без специальной подготовки. При работе с интерактивной доской возникают некоторые трудности:
Наличие чисто технических проблем. При скачках напряжения, или отказе доски по неизвестной причине не все учителя сумеют найти верное решение проблемы.
Временные затраты на подготовку урока очень велики.
Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.
Несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества.
Мы подготовили серию методических материалов для апробации во 2 «Б» классе МБОУ «Полазненской Общеобразовательной школе №3».
Во время закрепления темы «Русские писатели» детям предлагались различные виды заданий: на соотнесение иллюстрации и название произведения автора, пазл портрет писателя, сортировка изображений, викторина, найди пару, тесты, задания на упорядочение иллюстраций по произведению.
Вероятно, что уроки с использованием интерактивной доски могут донести до учеников гораздо более широкие диапазоны информации. Применение интерактивной доски Smart Board в образовательном процессе позволяет решить одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.
Мы считаем, что использование интерактивной доски Smart Board на уроках литературного чтения способствует развитию положительной мотивации к изучению предмета за счет создания ярких образов и впечатлений, что способствует более полному и глубокому восприятию учебного материала, соответственно повышению предметных результатов. Если учителя в своей работе используют ИКТ, значит, им небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, их беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям данного времени. Также применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время.


кђ Заголовок 1fђ Заголовок 2fђ Заголовок 315