Использование инновационных программ на уроках русского языка и литературы в начальной школе

М.В.Толмачева, Е.Н. Линникова, Н.В. Головина,, Е. А. Согрешилина
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
КГУ «Средняя общеобразовательная школа №9»
Республика Казахстан, г. Семей, ул. Дастенова, 49 «а»
тел.: (8-722-2)53-45-68


Как раскрыть творческий потенциал ребёнка? Как повысить мотивацию к учению? Как научить чувствовать и понимать смысл прочитанного? Как научить ребёнка размышлять и письменно выражать свои мысли? В наше время эти вопросы и проблемы, связанные с ними, особенно актуальны. Ведь, в конечном счёте, от их правильного разрешения зависит будущее человека. Поиск ответов побудил наш творческий коллектив учителей начальной школы попробовать включить элементы программы по основам детской журналистики в уроки русского языка.
Немного о программе. Дополнительная образовательная программа по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером» разработана и апробирована группой учителей-новаторов г. Томска, с которыми учителя нашей школы находятся в тесном педагогическом и творческом сотрудничестве. Данная программа обеспечивает условия для развития литературных и творческих способностей детей, свободного владения словом, языком, речью и способствует выработке гармоничного мировосприятия. Несколько лет мы использовали эту программу на факультативных занятиях в начальной школе. Но год назад появилась идея использования элементов данного курса на уроках русского языка и литературы в младших классах. Наш выбор не случаен, так как эта программа помогает в освоении основной образовательной программы начального общего образования, предполагает творческое взаимодействие детей и родителей, способствует успешному вхождению ребёнка в социум, а значит, отвечает интересам каждой отдельной личности и государства в целом. Кроме того, в помощь учителю разработан целый учебно-методический комплекс с календарно-тематическим планированием, конспектами занятий и сценариями праздников, фрагментами портфолио и словарём терминов. А для детей разработана рабочая тетрадь, с помощью которой ученики младших классов в интересной и увлекательной форме могут развивать своё творческое мышление, воображение, приобретать навыки устной и письменной речи через знакомство и изучение основ профессии журналиста. Есть учебные пособия, которые призваны развивать интеллект ребёнка, одни из них - сложные, насыщенные терминами, формулами, другие - простые, доступные, написанные с учётом восприятия ребёнком той или иной науки. Но далеко не каждый автор задумывается о том, сколько доброй пользы принесёт учебник.
А в данной рабочей тетради знакомые с детства афоризмы, пословицы, поговорки, созданные авторами и детьми слоганы, звучат свежо, глубоко, по-новому, требуют осмысления, актуализации. Ряды родственных слов вплетаются в ткань повествования, задавая ключевую идею урока, способствуя развитию этимологического чутья.
Учителя начальных классов решили использовать элементы программы на уроках русского языка и литературы, поскольку при этом для учеников создаются условия для общения с людьми, развития собственных литературных и творческих способностей, помогает преодолевать однобокость и фрагментарность мышления, способствует выработке целостного мировоззрения. Это позволяет осуществлять развитие многих личностных качеств, умения выражать свои мысли.
Дети 6-7 лет любознательны, легко включаются в игру, умеют объединяться в небольшие группы для общей игры, стремятся в ходе игры к согласованным действиям, способны строить новые разнообразные сюжеты игры с партнёрами – сверстниками. Установлено, что дети этого возраста обладают абсолютной чувствительностью к цвету, знают наизусть небольшое количество стихотворений. Но не умеют правильно и сознательно читать целыми словами, пользоваться выборочным чтением, работать с оглавлением, пересказывать содержание небольшого произведения, давая при этом простейшую оценку прочитанного. В технике устной речи ещё не сформированы умения отвечать на вопросы по теме, самостоятельно формулировать вопросы к картинке, к предложению, к слову, вести диалог.
Между тем правильное восприятие информации является основой получения качественных знаний и успехов в творческой деятельности. Сенсорные способности занимают важное место в ряду способностей, обеспечивающих развитие мышления, памяти, осознанного понимания текста. Поэтому основной метод проведения уроков русского языка и литературного чтения в начальной школе – практико-игровой, направленный на развитие сенсорных способностей, устной речи детей. Например, на уроке внеклассного чтения в первом классе, при знакомстве со сказками мы использовали произведение Дональда Биссета «Добрая Дорога». Сначала идёт прослушивание песни «Дорогою добра» и дети делятся своими впечатлениями, о чём в ней поётся. После обобщения ответов о том, что в жизни нужно поступать всегда по-доброму, учитель предлагает ребятам отправиться в условное сказочное путешествие. Он рассказывает детям сказку, прикрепляя на доску рисунки персонажей. Перед появлением очередного персонажа ученикам предлагается по определённым признакам угадать его. Хорошо по ходу, прежде чем прозвучит ответ персонажа, спросить детей, как они думают: почему не могла уйти корова, почему Дорога пожалела муравейник, почему дерево и курица не захотели отойти в сторону? Затем ребята размышляют над тем, что скажет о Дороге курица своему цыплёнку? Какой она назовёт Дорогу? Что нужно для того, чтобы поступать всегда по-доброму? После ребята рисуют Добрую Дорогу и тех, кому она помогла. В заключении проводится игра: дети берутся за руки, представляя себя Дорогой, обходя детей, изображающих персонажей сказки Д. Биссета «Добрая Дорога».
Перейдя во второй класс, ребёнок уже адаптировался к школьной жизни, он уже овладел навыками чтения, письма, работы с книгой, умеет организовать свой учебный труд, работать в паре. Но при чтении текста ученик ещё не умеет выделять главные по смыслу слова, ему трудно самостоятельно увидеть основные смысловые компоненты в художественных и научно-популярных текстах, определить последовательность и причинность событий. Второклассник затрудняется провести элементарный смысловой анализ, оценить ответ товарищей, высказать своё мнение, ещё не может дать полную оценку услышанному, увиденному или прочитанному.
Приведём пример части урока русского языка.
- Ребята, сегодня речь пойдёт о самом выразительном и красивом жанре в журналистике – зарисовке (учитель прикрепляет карточку со словом «зарисовка»).
- Давайте внимательно посмотрим и поразмышляем: от какого слова оно произошло? Правильно, от слова «рисовать». Но слово это больше относится к художнику, который рисует картины, используя краски, кисти, полотно. Почему же тогда рассказы называют художественными? Их пишут художники? (ответы детей)
- Вы хотите сказать, что, когда мы читаем, в нашем воображении возникают картины. А от чего они возникают? Верно, от слов. Можно сказать, что и писатель рисует словами? (вывешивается плакат «зарисовка – это словесная картина»).
- Что можно описать словами? (ответы детей)
- Правильно: природу, человека, животных, предметы.
- Сегодня мы будем учиться писать осеннюю зарисовку (учитель читает примерную зарисовку ребёнка).
- Какие картины возникли в вашем воображении? Что помогло вам представить эти картины?
- Слова. Давайте выделим их в тексте цветными карандашами (работа над словами).
- Каким ещё может быть осенний лес? (разноцветный, багряный, лимонно-жёлтый, прозрачный, завораживающий, бодрящий)
- А если лес сравнить с человеком, какие слова можно ещё подобрать? (гостеприимный, спокойный, могучий, величественный, царственный, весёлый, радостный, грустный, печальный, приветливый).
- Сколько красивых слов мы назвали! Слово нам помогает почувствовать, как прохладный осенний ветерок касается нашего лица, ощутить на себе тепло мягкого осеннего солнышка. Можем услышать шуршание листьев под ногами, вдохнуть запахи земли и пожелтевшей травы, ощутить свежесть и прозрачность лесного воздуха, бездонность и спокойствие небесного океана. Вот что может слово! (дети пишут эссе «Осенний лес»)
В третьем классе у детей уже выросла роль самостоятельности при работе с текстами, схемами, иллюстрациями. Ребёнок умеет выделять основные смысловые компоненты текста, определять последовательность событий, может произвести элементарный смысловой анализ. Он знаком с новыми видами письменных работ: изложением, сочинением, эссе. Но в этом возрасте дети ещё не владеют высокой культурой устной и письменной речи, им трудно вести диалог на основе увиденного фильма, иллюстрации или прочитанной книги. Не все ученики могу составить последовательный и эмоциональный рассказ. Использование элементов программы по основам детской журналистики позволяют помочь ребёнку овладеть необходимыми учебными навыками работы с информацией и достичь положительного результата в учебной деятельности. Умение пересказать информацию, записать её и дать ей оценку играет очень важную роль в дальнейшем обучении.
Например, на уроке литературного чтения в третьем классе при изучении темы дружбы в произведениях детских писателей, мы использовали сказку «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. После предварительной беседы о том, что такое дружба, учитель предлагает детям раскрыть это понятие более широко.
- Ребята, с чем можно сравнить дружбу? (ответы детей)
- Нарисуйте, с чем бы вы сравнили дружбу и раскрасьте слово «дружба».
- Каждый из вас выбрал свой цвет. Объясните свой выбор.
- А можно представить дружбу в виде дерева? (учитель прикрепляет на доску бумажное дерево)
- Имена самых близких друзей напишите на ветвях дерева.
- Ребята, а что вы почувствовали, когда вспомнили своих друзей?
- Чем вы почувствовали? (сердцем)
- Давайте узнаем, что сказал о сердце Маленький принц из одноимённого произведения Антуана де Сент-Экзюпери. (чтение отрывка)
- Почему затронула ваше сердце эта история? (ответы детей)
- А что можем сделать мы, чтобы люди вспомнили истину, раскрытую Лисом Маленькому принцу?
- Да, мы можем посоветовать прочитать эту сказку, рассказать о том, что узнали, а можем написать письмо-отзыв. Ваши письма мы передадим . . . (в другой класс нашей школы, детям из другой школы).
- А если вы напишите письмо своему другу, то передадите его сами (дети пишут письмо, а в это время звучит тихая музыка).
В четвёртом классе дети могут под руководством учителя создавать на уроках свои творческие проекты. Например, проект «Словарные слова», «Использование прилагательных в описании предметов».
Таким образом, благодаря использованию некоторых приёмов из курса по основам детской журналистики на уроках русского языка и литературы, наши дети смогли повысить общий уровень речевого развития, значительно пополнить словарный запас, улучшить культуру общения со взрослыми и детьми; научились собирать нужную информацию, писать и оформлять собственные материалы для творческого сборника.

Список литературы:
Б. Ш.Байжуманова «Психологические особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста»;
Л. Г.Дирксен «Преемственность в развитии творческих способностей детей разновозрастного уровня»
Т.В. Горчакова, Л.Н. Бударина, Н.А. Панюкова, Т.В. Коростелёва, Н.В. Павлова Методические рекомендации по программе «Основы детской журналистики»
Б. А.Тургунбаева «Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения»


15