Использование обучающих игр на уроках информатики в начальной школе


Использование обучающих игр на уроках информатики в начальной школе
В современной школе развитие мышления учащихся происходит в процессе обучения. Процесс обучения требует от учителя много сил и решения непростых задач: сделать уроки интересными и донести материал до учащихся так, чтобы процент усвоения был наибольшим. Одним из решений таких непростых задач может стать использование игр при обучении информатике школьников начальных классов.
В основу обучения с использованием игр на уроках информатики положены принципы развивающего обучения, индивидуализации и дифференциации обучения, наглядность, доступность подачи информации, самостоятельность. Применение компьютера существенно упрощает реализацию данных принципов. Игры в обучении позволяют повысить интерес учащихся к предмету, познавательную активность и развить способности учеников. Для того чтобы применение игр стало эффективным необходимо уделить особое внимание составлению их сценария, а также подбору заданий, которые соответствуют целям игры.
Обучение в игре приносит достаточно хорошие результаты, именно поэтому в основе большинства обучающих компьютерных программ лежат именно игровые методики.
Современному учителю необходимо и важно владеть умением планировать игровую деятельность и интегрировать ее в процесс обучения. ИГРА В ОБУЧЕНИИ младших ШКОЛЬНИКОВРебенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Каждая игра – это преодоление препятствий. Их преодоление воспринимается как личный успех, победа и даже как некоторое открытие: открытие себя, своих возможностей. Поэтому игра всегда сопровождается ожиданием и переживанием радости: «Я могу!»
Игре как одному из основных видов деятельности в жизни маленьких учеников отведено необходимое место в учебно-воспитательной работе в I – IV классах. Игра – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Это является утвержденным в педагогической практике и теории средством для расширения, углубления и закрепление знаний. Игра представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Игры являются ярким примером синтеза различных видов педагогического воздействия на учеников: интеллектуального, нравственно-волевого и эмоционального.
Процесс игры подчинен решению дидактической задачи, которая всегда связана с определенной темой учебной программы. Она предусматривает необходимость овладения знаниями необходимыми для реализации замысла игры. Учебная задача в игре не ставится прямым образом перед детьми, поэтому в непреднамеренном усвоении учебного материала происходит «двойственная природа» игры – учебная направленность и игровая форма – позволяет стимулировать овладение в непринужденной форме конкретным учебным материалом. С помощью игр удается углубить и закрепить полученные знания, развить приобретенные ими навыки. Игры уменьшают степень нервно-психологического напряжения, содействует созданию положительных эмоций у детей, и помогают результативному овладению знаниями. Игры проводятся под руководством учителя, т.к. учащиеся не могут самостоятельно организовать их проведение.
Дидактические игры в начальных классахДидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности.
Дидактические игры различаются по содержанию обучения и воспитания, по характеру познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя.
В классификации, основанием которой является содержание обучения и воспитания, можно представить следующие типы игр:
игры по сенсорному воспитанию;
словесные игры;
игры по ознакомлению с природой;
по формированию математических представлений и др.
По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:
игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу;
игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков и навыков правописания.
игры, включающие элементы поиска и творчества.
Иногда игры соотносятся с материалом:
игры с дидактическими игрушками;
настольно - печатные игры;
словесные игры;
псевдосюжетные игры.
По виду деятельности учащихся условно можно выделить несколько типов дидактических игр:
игры – путешествия;
игры – поручения;
игры – предположения;
игры – загадки;
игры - беседы (игры-диалоги).
Указанная классификация дидактических игр не отражает всего их разнообразия, тем не менее, она позволяет учителю ориентироваться в обилии игр. Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Можно выделить следующие структурные составляющие дидактические игры:
дидактическая задача;
игровые действия;
правила игры;
подведения итогов.
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.
Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направлению и по отношению к играющим.
Правила игры. Их содержание и направление обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданиями. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
Подведение итогов. Проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков, выявление детей, которые лучше выполнили игровые задания; определение команды - победительницы и так далее. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
Таким образом, дидактическая игра - это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр - облегчить переход к учебе.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с "серьезным" учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Обучающие компьютерные игры
В связи с внедрением компьютерных технологий в школу, широкое распространение получили игры с компьютерной поддержкой.
Примерный перечень электронных средств учебного назначения:
компьютерные азбуки и буквари для ознакомления работы с текстом;
клавиатурные тренажеры с ненавязчивой скоростью работы;
компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;
компьютерные лабиринты для управления объектом;
компьютерные мозаики;
логические игры на компьютере;
компьютерные энциклопедии, путешествия;
компьютерные топологические схемы (района, метро);
компьютерные учебники с иллюстрациями и заданиями (по технике безопасности, правилам движения), удовлетворяющие возможности использования фрагментами по 5 минут с дальнейшим обучением;
компьютерные вычислительные игровые и алгоритмические среды;
компьютерные синтезаторы звука;
игры-кроссворды и азбуки на компьютере на иностранных языках;
компьютерные среды управления исполнителем.
Для компьютерной поддержки уроков можно использовать обучающие программы по различным предметам. При этом учитель должен владеть элементарными навыками работы с компьютером: уметь воспользоваться компакт-диском с компьютерными программами учебного назначения, иметь представление о работе на компьютере с текстом, графикой, желательно знание роботы с Интернетом и электронной почтой.
При таком компьютерном сопровождении уроков требуется учитывать, что общее время роботы ученика с компьютером не должно превышать 15 минут. Возможно использовать компьютер фрагментами по 2-3 минуты, распределяя время взаимодействия детей с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока.
Многие учителя, применяющие ИКТ в обучении, сами создают компьютерные дидактические игры.
Если сравнивать руководство дидактическими играми, проведенными традиционным способом с руководством дидактическими играми, проведенными с компьютерной поддержкой, то можно увидеть следующее:
Таблица 1. Руководство дидактическими играми
Традиционный способ С компьютерной поддержкой
1. Игры проводятся под руководством учителя. (Учитель читает или говорит условие игры, затрачивая при этом много времени и сил). 1. Игру может проводить либо учитель, либо сам ученик. Задания дети читают сами с экрана монитора, что активизирует мыслительную деятельность учащихся.
2. Учитель знакомит детей с предметами или материалами, с которыми им придется работать, для этого он должен использовать раздаточный или наглядный материал. 2. При нажатии кнопки на экране появляются предметы, с которыми должны работать. Можно показать один предмет, а можно - все предметы сразу, что облегчает задачу учителя и дает ясное представление детям о предметах, с которыми им надо работать, затрачивая при этом минимум времени.
3. Учитель решает дать учащимся более полное объяснение игры в сочетании с показом части (или целиком) игрового действия. 3. На компьютере это можно сделать быстро, что сохраняет время на уроке. Причем изображение на компьютере красивое, яркое. Все движется как в мультфильме. Это привлекает внимание детей и вызывает большой интерес к игре.
4. Начинается игра и учитель контролирует правильность ответов. Очень сложно определить степень самостоятельности каждого учащегося. Иногда оценка бывает необъективной. 4. Правильность ответа можно увидеть сразу посредством звукового или светового сигнала на экране. Ориентируясь по этому сигналу, ребенок сам контролирует количество правильных ответов и сам может оценить свой ответ, что очень важно для учащихся в игре.
Чем же хороши игры с компьютерной поддержкой? Тем, что здесь нужно создать эту программу только один раз использовать ее хоть на каждом уроке. Причем на основе одного и того же материала можно придумать много различных игр. Все они очень яркие, красочные, используемые герои или предметы движутся или перемещаются в пространстве. Этот момент имеет важное психологическое значение, поскольку он создает у детей соответствующий психологический настрой, который помогает детям быть более внимательными и выполнять задания верно. И конечно, это вызывает у детей большой интерес. В каждой игре используются межпредметные связи с уроками чтения, русского языка, природоведения.
Для проведения игр традиционным способом нужна огромная подготовка для каждой игры. А чтобы это было ярко, красиво нужна помощь родителей, требуется много времени и сил.
Известно, что любая игра должна способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, обоснованности суждений, развитию зрительной памяти, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца. Все эти задачи и выполняют уроки с компьютерной поддержкой и игровые программы.
Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: выполнишь правильно задание – откроешь картинку, вставишь правильно все буквы – продвинешь ближе к цели сказочного героя. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний. Играя с компьютером, ученик помимо своего желания осваивает наиболее типичные формы взаимодействия с машиной, у него формируются навыки пользователя ЭВМ. Во многих играх осуществляется подсчет времени и набранных играющими очков, такого рода программы можно давать детям не только в индивидуальных, но и коллективных занятиях в виде игры-соревнования. Если игра будет при этом естественно включена в учебный процесс, то овладение компьютерной грамотностью будет способствовать повышению качества образования. Кроме того, компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление о всех похожих ситуациях или предметах. Компьютер делает значимым ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но делает его более осмысленным и долговременным.
Обучающие компьютерные игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что обучающие компьютерные игры не заменяют, а дополняют все традиционные формы игр и занятий, являются естественным путем приобщения младших школьников новым информационным технологиям.