Формирование познавательной активности и коммуникативных навыков младших школьников посредством использования ИКТ

Формирование познавательной активности и коммуникативных навыков младших школьников посредством использования ИКТ


Колова Лина Васильевна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
учитель начальных классов,
ГУ «Школа – гимназия № 10 города Рудного»


Мир наших детей не будет похож на мир предыдущих поколений, будущее во многом будет зависеть от их способности понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни.
В современном Казахстане идёт становление новой, национальной модели образования. На смену старому содержанию образования идёт новое; традиционная объект – субъектная педагогика заменяется иной, обращённой к ребёнку, как к субъекту учебной деятельности, как к развивающейся личности, которая стремиться к самоактуализации, самовыражению и самореализации. В этих условиях важной составляющей педагогического процесса становиться личностно – ориентированное взаимодействие учителя и обучающихся. Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания, умения и навыки, а личность ребёнка, её развитие посредством образования.
В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор в использовании педагогических технологий, с помощью которых возможно достичь положительных результатов обучения.
Бурное развитие новых информационных компьютерных технологий и внедрение их в жизнь общества в последние годы наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка. За счет реализации возможностей использования информационных технологий создаются условия для формирования у обучающихся познавательной активности и коммуникативных навыков, повышение качества и эффективности процесса обучения.
Создание атмосферы доброжелательности, формирование умения работать в коллективе, одновременно развивая индивидуальные способности школьников при использовании, ИКТ прекрасно сочетается с личностно - ориентированным обучением, при котором огромное внимание уделяется развитию способностей и особенностей детей, заложенных в них природой.
Учёные установили, что при устном изложении материала обучающийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при “подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции. Ученики младших классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении ИКТ.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными.

Методические возможности и преимущества урока:
повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности; появление возможности моделировать объекты и явления, и др.;
возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач, за счет практической обработки учебной информации на компьютере;
организация индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной самостоятельности и творчества;
повышение мотивации к учению за счет привлекательности компьютера, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;
развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков обучающихся;
формирование навыков работы с информацией (производить поиск из различных источников (традиционных и новейших), отбор, переработку, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических связей, представление своей работы и др.), способствуя тем самым формированию информационной культуры школьников.
А также:
умение разрабатывать современные дидактические материалы (электронные презентации, компьютерные тренажёры, электронные сопровождения по различным предметам, и т. д.) и эффективное их использование в учебном процессе;
возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ;
повышение производительности урока;
появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию презентаций;
осуществление мониторинга УВП.

При планировании урока, необходимо учитывать основные критерии эффективности урока с ИКТ:
целесообразность;
соблюдение санитарно-гигиеническим нормам и возрастным особенностям обучающихся;
соблюдение баланса между средствами ИКТ и средствами человеческого общения;
создание эмоционально-благоприятной обстановки;
рефлексия.

Этап урока
Включение ИКТ

Организационный этап.
Выполнение психологической задачи этапа: доброжелательный настрой учителя и учащихся; быстрое включение класса в деловой ритм; организация внимания всех учащихся; кратковременность организационного момента.

Постановка цели. Мотивация.
Постановка цели может проводиться с помощью иллюстрации, анимации, схемы, загадки, ребуса, проблемного задания.

Проверка домашнего задания.
Выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса за короткий промежуток времени, устранение типичных ошибок; использование различных форм контроля в зависимости от вида и цели домашнего задания.

Актуализации необходимых знаний и умений.
Организация разных видов устного счета, дидактических игр, проведение автоматизированных математических диктантов, создание проблемной ситуации.

Проверка ранее усвоенных знаний.
Рассматривание известного фактического материала в новом свете, применение теоретических знаний на практике.
Рецензирование своих товарищей учащимися, творческие задания по теме, которые показывают глубину и осознанность материала.

Усвоение новых знаний. (Объяснение нового материала).
Использование заданий поискового характера, аналитического, сопоставительного характера.
Использование видеофрагментов с противоположными точками зрения на одну и ту же проблему.
Использование текстового материала (причем как в «буквенной», так и в «речевой» форме):
аудио эффекты (музыка, фотодокументы и т.д.);
видеоряд (иллюстрации, портреты, графика, динамические таблицы и схемы, фотографии, видеофрагменты, демонстрации опытов, видео-экскурсии, интерактивные модели, символьные объекты) и др.

Закрепления новых знаний.
Работа с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями, задачниками, тренировочными упражнениями; схемы, чертежи, таблицы, интерактивные плакаты, алгоритмы и т.д.
Для организации дифференцированного обучения задания для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей (уровня подготовленности, восприятия).

Контроль усвоенного на уроке материала.
Тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный и итоговый.
Промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере, с самопроверкой или с взаимопроверкой).

Подведение итогов, рефлексия.
Заполнение интерактивной схемы, кластера по теме урока.
Использование различных видов рефлексии.

Домашнее задание
Информирование о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Дифференциация домашней работы, творческие задания.


Особое внимание на уроке с применением компьютерной техники необходимо учитывать соблюдение как технических, санитарно-гигиенических требований к уроку. Проводить оздоровительно-гигиенические, танцевальные, физкультурно-спортивные, подражательные, двигательно-речевые физкультминутки, зарядки для глаз помогают ИКТ.

Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет осуществить задуманное, сделать урок современным.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




15