ЧТО? ГДЕ? КОГДА? по экологии в логопедической (подготовительной группе)


МКДОУ «Золотухинский детский сад»
Конспект интеллектуальной игры
«ЧТО?ГДЕ?КОГДА?»
Логопед: Никулина Е.С.Цель: Закрепить знания детей о природе, формировать к ней устойчивый интерес.
Задачи:
Образовательные:
Закреплять умение сравнивать, выделять существенные признаки, понимать простейшие причинно-следственные связи.
Продолжать формировать умение выслушивать чужое мнение, отстаивать свой ответ, обосновывая его.
Развивающие:
Расширять и активизировать словарь по пройденным лексическим темам.
Развивать связную речь у детей.
Развивать логическое мышление, внимание, память, слуховое восприятие.
Развивать умение применять на практике жизненный опыт в нужный момент.
Развивать координацию речи с движениями.
Закреплять умение отгадывать описательные загадки.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе,  чувство доброты, сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает, желание охранять и оказывать ей посильную помощь.
Воспитывать любознательность, усидчивость.
Оборудование:
Демонстрационный материал: оформление музыкального зала; столы для участников игры, игровой стол-круг, разделенный на 8 секторов с сектором «блиц» и «музыкальная пауза»; волчок со стрелкой; вопросы в конвертах с номерами; чёрный ящик; знак музыкальной паузы - скрипичный ключ; два комплекта галстуков (жёлтые и красные) участникам команд; опознавательные знаки на столы со словами «Знатоки» и «Умники»; опознавательные знаки для капитанов - эмблемы; музыкальные заставки для начала игры, для момента вращения волчка, для музыкальных пауз; видеозапись с вопросами для 2-х команд, демонстрирующая через компьютер, как бы из интернета, поощрительные подарки для детей.
Ход игры:Ведущий:- Добрый день, дорогие гости нашего детского сада. - Добро пожаловать на интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?». Встречайте наших знатоков.(Торжественно звучит музыкальная заставка к игре «Что, где, когда ?». Дети заходят в зал, выстраиваются полукругом перед игровыми столами и зрителями.) Ведущий:- Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло на нашу интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?». - Давайте поприветствуем наших гостей (дети здороваются). 
Правила игры. На центральном столе, разделенном на сектора, установлен волчок со стрелкой. Конверты с заданиями выложены по кругу стола. Участники игры по очереди крутят волчок, стрелка которого укажет конверт с вопросом. На решение задания отводится одна минута. Сигнал к началу размышления дается на металлофоне. За каждый правильный ответ знатоки получают 1 балл.
Вы знаете, что в эту игру играют самые умные, эрудированные люди. Надеюсь, вы в сегодняшней игре покажете все свои знания и умения.
- Ребята, но для того чтобы играть в игру надо соблюдать правила игры:
1-ое: Выкрикивать заранее ответ нельзя. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если ответ не правильный, то на этот вопрос может ответить другая команда и получить этот балл.
2-ое: Вращаем волчок, куда показывает стрелка, тот номер конверта мы и открываем.
Ведущий:
В игре участвуют две команды: «Знатоки» и «Умники» во главе с капитанами. Итак, я прошу команд поприветствовать друг друга1-ый капитан:
- Команда «Знатоки». - Наш девиз:Члены команды «Знатоки»: Мы знатоки, а это значитНас ждет успех и ждет удача!Вперед к победе наш девиз!А, кто слабее – берегись!
2-ой капитан: - Команда «Умники». - Наш девиз:Члены команды «Умники»:Мы умные и смелые,А в деле мы умелые.Победим мы в этот раз!Нам соперник не указ!
Ведущий:
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой
Одно "почему" меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое - пчелою забралось в цветок,
А третье - лягушкою скок в ручеек.
"Что" мышкой шныряет,
Под листьями в норах,
"Кто" ищет в кустах притаившийся шорох.
Сидит "отчего" на зеленом листе,
"куда" полетело верхом на жуке,
"зачем" вслед за ящеркой
Влезло на пень.
Вопрос за вопросом,
И так - целый день.
Ведущий:
Наша сегодняшняя игра посвящена экологии. Экология - это наука о законах жизни природы. Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки.
Итак, 1 – й раунд! (звучит музыка вращения волчка).- Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)- Внимание! Вопрос!
Конкурс «Что не так?
Ведущий:
Случилось несчастье, произошла путаница, когда животные гуляли со своими детёнышами на лужайке, малыши заигрались и потерялись. Давайте поможем детёнышам найти своих мам и позвать их! Вам нужно правильно назвать маму животного, ребенка и место их жительства.
Вопросы команде «Знатоки»
-У волчицы лисята. Они живут в логове.
-У медведицы зайчата. Они живут в берлоге.
-У лисицы медвежата. Они живут в норе.
Вопросы команде «Умники»
-У ежихи бельчата. Они живут в норке.
-У зайчихи ежата. Они живут под кустом.
-У бельчихи волчата. Они живут в дупле.
Молодцы, правильно отвечали! Подводим итог в баллах.
Ведущий: 2 раунд!(Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.) 
«Экология и сказки»- Ребята, мы с вами знаем много сказок героями, которых были животные, растения, мифические персонажи и даже явления природы. Вы должны отгадать сказку и найти в ней экологические моменты.Ведущий: Вопросы для 1 команды:
В гости к бабушке пошла,Пироги ей понесла.Серый Волк за ней следил,Обманул и проглотил.Ответ: Сказка «Красная шапочка», экологический момент – волк хищный зверь.
-Покупала самовар,А спасал ее комар.(Сказка «Муха-Цокотуха», экологические моменты – сказка о насекомых.)
Вопросы для 2-й команды:
- Красна девица, грустна:Ей не нравится весна,Ей на солнце тяжко!Слезы льет бедняжка!(Сказка «Снегурочка», экологический момент – снег при высоких температурах тает.)
-Маша в лес пошла с лукошком.Заблудилась там немножко.На избушку набрела,Кашу съела, спать легла.(Сказка «Три медведя», экологический момент – место обитания медведей глухие леса.)
Ведущий:
-Молодцы! Хорошо отвечали. (подводим итог в баллах)
3 раунд «Вопрос от наших постоянных зрителей»(Знатокам задаются вопросы через компьютер родителями)
Вопрос для 1 – й команды
- Какие птицы прилетают первыми? Зачем они ходят по полю вслед за пахарем? (Грачи. Ищут червяков, личинок жуков. Они могут ходить по земле и собирать семена, плоды, оттаявшие из – под снега, первых червяков).
Вопрос для 2- й команды:
- Какие птицы прилетают весной позже всех? Почему? (Ласточки и стрижи. Высоко в небе, где они обитают и питаются. Насекомые появляются позднее).
-Молодцы! Хорошо отвечали. (подводим итог в баллах)
4. раунд «Как вести себя в природе».   Ситуации для каждой команды
Ведущий:
-А сейчас мы с вами разберем ситуации поведения в природе. Ваша задача ответить правильно ли на ваш взгляд поступали дети и почему вы так считаете.
1-я ситуация 
Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.
— Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!
— А в нем яичко.
— Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.
— Мы будем заботится о нем!
Девочки взяли яичко с собой.
Ведущий.Правильно ли девочки поступили?
2-я ситуация 
Две сестренки гуляли по лесу.
— Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?
— Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!
— Давай сорвем его и отнесем маме.
Девочки сорвали цветок и пошли домой.
Ведущий. Правильно ли поступили девочки?
3-я ситуация
Мальчик шел по лесной тропинке, увидел ежика и решил взять его домой.
Ведущий. Правильно поступил мальчик?
Дети. Диких животных нельзя забирать домой, в неволе они могут погибнуть.
4-я ситуация
После дождя дети пошли гулять во двор.
— Посмотри, сколько червяков!
— Давай соберем их и девчонок испугаем!
— Пойдем посмотрим, где девчонки!
Дети оставляют банку с червями закрытой.
Ведущий: Правильно ли поступили ребята?
Дети. Червей собирать нельзя, у них своя роль в природе. Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные.
(Подводим итог в баллах)
5 - Физкультминутка (движения выполняются под музыку)Мы по лугу прогулялисьИ немножко отдохнем. (Шагаем на месте.)Встанем, глубоко вздохнем.Руки в стороны, вперед, (Развели руки в стороны, вперед.)Чудеса у нас на свете:Стали карликами дети (Присели.)А потом все дружно встали,Великанами мы стали. (Встали.)Дружно хлопаем, (Хлопаем в ладоши.)Ногами топаем! (Топаем ногами.)Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)
6 - раунд. «Блиц - турнир для капитанов»
Вопросы для капитана команды «Знатоки»
1 вопрос. - Бледная, очень ядовитая на пути у грибника? (поганка)2 вопрос.- Ливень из ледышек? (град)3 вопрос.- Ёлкины иголки? (хвоя)4 вопрос. - Снесла уточка яйцо? Кто из него вылупится? Курочка или петушок? (утенок)
Вопросы для капитана команды «Умники»
1вопрос. - Кто ест желуди? (свинья)2 вопрос. - Кто ест бананы? (обезьяна)3 вопрос. - Кто грызёт орехи? (белка)4 вопрос. - Кто ест мышей? (кошка)
(за каждый правильный ответ начисляется балл, называется общее количество баллов по итогам 5 конкурсов)
7 раунд – черный ящик
«Чёрный ящик» - в студию.
В этом чёрном сундучке
Прячется загадка.
Вы загадку отгадайте,
Что там прячется, узнайте.
Если правильный ответ, крышку поднимайте,
Что найдёте там, внутри, смело доставайте.
1-я команда
- То, что спрятано внутри, могут быть овальные, большие, маленькие. Появляются в конце лета, начале осени на травах, кустарниках, деревьях. Их разносит ветер или сеет человек. Из них вырастают новые растения. Правильно, это семена и плоды. Открывают «Черный ящик». Рассматривают семена подсолнечника, гороха, ноготков, крылатки клёна, плоды шиповника и др.
2- я команда
Цветы этого дерева похожи на свечки. Его плоды созревают в колючей скорлупе. Скорлупа раскрывается - значит, плод созрел. Про плод можно сказать что он коричневый, гладкий. Что в чёрном ящике? (Каштан)
8 раунд - Музыкальный марафон»
Ведущий
-Я предлагаю командам прослушать аудиозаписи и определить и назвать что за природные звуки они слышали.
1 команда
- жужжание пчел;
- пение соловья;
2- я команда
- воробьи чирикают;
- голос ушастой совы.
МКДОУ «Золотухинский детский сад»
Конспект
интеллектуальной игры
«Что? Где? Когда»
в подготовительной (логопедической)
группе
Логопед: Никулина Е.С.
п.Золотухино