Внеклассное занятие по экологии: Кто , где живёт ?


Конспект занятия по экологии: «Кто где живёт».
Цель: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательная:
Закрепить знания детей о домашних и диких животных. Отмечать характерные признаки представлений диких животных.
Закрепить умения сравнивать находить сходства и различие.
Закрепить характерные особенности домашних животных в городских местностях.
Закрепить характерные особенности домашних животных в сельской местности.
Развивающая:
Развивать память, мышление, воображение.
Развивать внимание, слуховую, зрительную, двигательную память, мелкую моторику.
Воспитательная:
Воспитывать у детей любовь к родному краю.
Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
Воспитывать у детей доброе отношение к животным, вызвать желание помогать им.
Методические приемы: Беседа, художественное слово, рассматривание, сравнение домашних и диких животных, загадки, игры, превращение детей в животных.
Словарная работа: Развивать речь детей. Активизация словаря: дикие, домашние животные, сараи, коровники, свинарники, конюшни.
Предварительная работа: Дидактическая игра «Домашние и дикие животные». Рассматривание макета «Домашних и диких животных», картинки с животными, загадки о животных, изготовление макета, беседы на темы «Домашние и дикие животные нашего края».
Материал: Макет «Домашние и дикие животные», картинки с животными, сюрпризный момент «молоко», волшебная палочка, мяч.
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята, помните, осенью мы с вами ходили лес. Хорошо было в лесу. Красиво, тихо, кажется – в лесу никого нет. Но это не так. В лесу много лесных жителей.
И сегодня мы с вами поговорим о животных, и узнаем, кто из них где живёт.
Я вам загадаю загадки, а вы отгадайте, кто это.
Всех зверей она хитрей, шубка рыжая на ней.(Лиса)
Серовата, зубовато, по полю рыщет, телят ягнят ищет. ( Волк)
Кто в берлогу спать ложится, волк, медведь или лисица? (Медведь)
(Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно отгадали. А кто скажет, как можно назвать всех одним словом?
Дети: Животные.
Правильно. А где живут эти животные?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Как правильно можно назвать этих животных?
Воспитатель :Дети: Дикими животными.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы.
(Воспитатель и дети рассматривают диких животных на макете).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а животные чем-то похожи друг на друга. Чем похожи?
Дети: У них есть лапы, хвост, шерсть, морда, глаза, уши.
Воспитатель: Правильно, ребята. А как вы думаете, у диких животных есть в лесу дома, где они живут?
 (дети отвечают и называют, кто где живет).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте поиграем. Представьте, что вы не дети а дикие животные. Придумайте, кто каким животным хочет быть. Я дотронусь волшебной палочкой и каждый из вас превратится в дикое животное. А я постараюсь отгадать в какое животное вы превратились.
(Воспитатель хвалит детей за точное копирование движений)
Воспитатель: А сейчас дотронусь волшебной палочкой и вы превратитесь опять в детей. Ребята отгадайте ещё загадки.
Голодна – мычит, сыта – жует, маленьким ребяткам молочка даёт.(Корова)
Кто я – догадайтесь сами. Я везу зимою сани, что легко скользят по снегу, летом я везу телегу.(лошадь)
Кто в курятнике живет, яйца свежие несёт. (Курица)
(дети отгадывают).
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно отгадали. Скажите пожалуйста, про каких животных были загадки?
Дети: Про домашних животных.
Воспитатель: О каких ещё домашних животных вы знаете?
(Дети перечисляют).
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь назовите тех домашних животных, которые живут в деревне.
Дети: Корова, лошадь, гусь , коза, петух, курица, поросёнок, ослик.
Воспитатель: Правильно, ребята. Эти животные живут рядом с домом человека. Какие у них домики?
Дети: Сараи, коровники, свинарники, конюшни.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. Ребята, а теперь давайте поиграем (д/и «Кто что делает?»). Я брошу мячик и назову животного, а вы ловите мячик и говорите что делает это животное?
– Корова.
Дети: – Дает молоко и ест траву.
Воспитатель: – Кошка.
Дети: – Лакает молоко и ловит мышей.
Воспитатель: – Лошадь.
Дети: – Возит телегу.
Воспитатель: – Собака.
Дети: – Охраняет дом.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно отвечали. Скажите, а можно таких домашних животных держать в городе у себя дома?
(Корова, лошадь, утка).
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему нет?
(Ответы детей).
Воспитатель: А каких же домашних животных можно держать дома? Я сейчас загадаю загадки, а вы отгадайте.
С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком хвост колечком. (Собака).
Молочко пьёт, песенки поёт. Чисто умывается, а с водой не знается. (Кошка).
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята.
Дидактическая игра «Покорми домашнее животное»)
(Карточки с изображением корма: молоко, мясо, рыба, морковь, зерно, капуста, трава. Дети угадывают, кто что ест.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вот и покормили животных. Скажите пожалуйста а кто ухаживает за дикими животными в лесу?
Дети: Сами ухаживают за собой .
Воспитатель: А кто ухаживает за домашними животными?
Дети: Люди, дети.
Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята. Давайте поиграем. Представьте, что мы с вами что мы с вами разные животные, кто каким хочет быть выберите себе изображение этого животного. Представьте, что дикие животные захотели погулять на воле, и вышли из леса в чистое поле. Домашним животным то же захотелось белый свет увидеть. Вышли и домашние животные в чистое поле.
Как хорошо в чистом поле.
(Дети имитируют животных).
Светло, много травы, можно полакомиться. Но вот солнце опускается всё ниже и ниже, стало темнеть, животным пора домой возвращаться. Смотрите, не перепутайте, кто где живет.
(Дети возвращаются с изображениями животных и переселяют в свои дома на макете.)
Воспитатель: Молодцы. Все нашли свой дом.
(Если кто-то ошибается, обсуждают все дети).
Воспитатель: Ребята, все домашние животные вернулись домой. Люди будут за ними ухаживать!
 – За это домашние животные помогают человеку в жизни.
Запомните ребята, надо беречь животных и природу, потому что они взаимосвязаны.