Конспект урока русского языка «С чего начинается Родина?» (на материале изучения темы «Правописание проверяемого безударного гласного в корне слова»).


Городской фестиваль уроков русского языка и литературы
в 2015-2016 учебном году
Урок русского языка в 5 классе по теме:
«С чего начинается Родина?»
(на материале изучения темы «Правописание проверяемого безударного гласного
в корне слова»)
Автор: Карчикова Светлана Валентиновна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 20
им. В. Митты с углубленным изучением отдельных
предметов» г. Новочебоксарска
2016
Конспект урока
Предмет: русский язык, урок объяснения нового материала.
Тема урока: «С чего начинается Родина?» (на материале изучения темы «Правописание проверяемого безударного гласного в корне слова»).
Продолжительность: 1 урок (45 минут)
Класс: 5
Технологии
На уроке применялись технологии проблемного, развивающего, дифференцированного, личностно-ориентированного обучения, игровые, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии.
Для урока необходим компьютер и ноутбуки с выходом в Интернет, индивидуальные карточки с заданиями, «Русский язык», УМК: Учебник 5 класс. В 2-х частях. Часть 1. Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева, И.Р. Калмыкова, Е.С. Юрьева.
Были использованы возможности интерактивной доски Virtual Ink Mimio Xi, мультимедиа-проектора In Focus. Для создания презентации применялись программы Microsoft Office, Picture Manager, Microsoft Power Point, Windows Media, интернет-ресурсы: https://ru.wiktionary.org/wiki;http://www.e-reading.club/chapter.php/1006422/160/Shanskiy_-_Lingvisticheskie_detektivy.html; www.wikipedia.ru; htt://litera. ru/stixia/; htt://feb-web.ru; htt://www.philolog.ru. dahl/; htt://www photosight. ru.; htt://theatre.ivnet.ru.
Аннотация
Урок «С чего начинается Родина?» (на материале изучения темы «Правописание проверяемого безударного гласного в корне слова») представляет учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 20 им. Васьлея Митты с углубленным изучением отдельных предметов» г. Новочебоксарска Карчикова Светлана Валентиновна, учитель высшей квалификационной категории, педагогический стаж 27 лет.
Данный урок разработан в рамках Рабочей программы по русскому языку, составленной на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5 – 9 Основная школа. М.: «Просвещение», 2011 г.), авторской программы «Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5—9 классов общеобразовательных учреждений» / под ред.Е.А.Быстровой, Л.В. Кибиревой. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013).
Урок является одним из серии занятий, посвященных изучению темы «Графика. Орфография»: повторяет теоретический материал, изученный пятиклассниками в младшей школе, выводит алгоритм написания безударной гласной в корне слова и закрепляет навык правописания слов на данную орфограмму, продолжает работу по развитию речи учащихся и продолжает формировать умения работы с текстом. Это одна из наиболее сложных тем в изучении русского языка, поэтому необходимо уделить ей самое пристальное внимание. Особенностью урока является то, что весь грамматический материал рассматривается на примерах единой темы высказывания: «С чего начинается Родина?». Актуальная тема высказывания помогает воспитанию патриотизма у школьников, формированию чувства гордости за свое отечество, способствует развитию внимательного и чуткого отношения к истории родного города, уважения к труду наших предков. Причем тему высказывания ученики формулируют самостоятельно, что является одним из принципов развивающего обучения.
Выбранная форма использования средств ИКТ способствовала решению всех целей урока и использовалась на всех этапах занятия.
Цели занятия:
Образовательные: развивать умения находить орфограммы – буквы безударных гласных в корнях, писать слова с этой орфограммой, графически её обозначать, обобщать информацию, выделять главное, связно излагать свою точку зрения.
Воспитательные: продолжить формирование воспитания гражданственности, патриотизма, уважительного отношения к истории своего города, к своей малой родине.
Развивающие: продолжить формирование речи, логического мышления, навыков монологической речи.
Планируемый результат.
Предметные умения: Знать орфограмму «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением», уметь использовать это правило на практике.
Универсальные учебные действия.
Личностные: формирование личного (эмоционального) отношения к своей малой родине, осознание алгоритма успешного учебного действия, осознание практической важности данного правила.
Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и поученный результат.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: совершенствование умений работать в группе, овладение способами сосуществования в городе.
Ход урока:
Этап мотивации. (Слайд № 1)
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня замечательный день, у нас есть возможность прикоснуться к очень интересной теме. На уроке мы поговорим о… А о чем будет разговор, вы поймёте, разгадав загадку.
Есть на Земле огромный дом под крышей голубой,Живут в нём солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.Живут в нём птицы и цветы, весёлый звон ручья,Живешь в том доме светлом ты и все твои друзья.
- Все догадались? Нет? Тогда послушайте ещё одну загадку: (Слайд № 2)
Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь?
Итак, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (*О Родине).
2. Да, речь пойдет о Родине, но не только, давайте посмотрим небольшой видеофрагмент.
- Видеофрагмент «С чего начинается Родина…» (Слайд № 3)
- Ребята, вы узнали место, показанное в видеоролике? Да, это наш город – Новочебоксарск. Прочитаем пословицу, написанную на экране: «Всякому мила своя сторона». (Слайд № 4). Как вы понимаете смысл этой пословицы? Что значит «своя сторона»?
- Да, у каждого из нас есть своя малая родина. Тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая родина – милый город, «любезный сердцу уголок», для кого-то родная улица или уютный дворик с качелями, для кого-то деревенский домик. (Слайд № 5)
- А какое место вы считаете своей малой родиной? Для нас всех таким родным и любимым местом стал город Новочебоксарск. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (*О нашей малой родине – городе Новочебоксарске). Наш город считается самым молодым в Чувашии. Вспомните, сколько лет ему исполнилось 18 ноября 2015 года? (*55 лет).
Записываем число, классная работа, словарный диктант. (Слайд № 6)
1) Найдите корень в слове «Родина». Подумайте, подберите однокоренные слова к слову «Родина» и запишите их в тетради – 1 ученик у доски
(*Род, родители, родной, рождение, прародина, родич, сородич, безродный, родословная, родинка, благородный).
2) Морфемный анализ слов на доске: прародина, родословная, благородный – 1 ученик у доски.
- Будут ли слова, данные для морфемного анализа, однокоренными к слову «родина»? Почему? (*Общее лексическое значение корня).
-Что означает приставка ПРА-? Об этом мы узнаем, обратившись к словарю и к ресурсам Интернета.
https://ru.wiktionary.org/wikihttp://www.e-reading.club/chapter.php/1006422/160/Shanskiy_-_Lingvisticheskie_detektivy.html
( Работа со словарем и в Интернете – 2 ученика)
4. Проверка словарного диктанта, морфемного анализа, значения приставки ПРА-
(*Значение приставки ПРА- давность, история, древность, отдаленность времен, явлений, отношений, лиц», пиши пра: праславянский язык, прадед).
5. Работа в группах. Лингвистическая игра «Матрёшка». (Слайд № 7)
Ребята в группе получают слово, с которым необходимо составить сначала словосочетание, затем включить его в состав простого предложения, которое будет частью сложного предложения. На основе полученного сложного предложения пятиклассники составляют текст. Конечный продукт – получившиеся сочинения, которые войдут в состав «Творческого альбома» класса. Этот альбом заполняется в течение года, затем в мае выпускается брошюра «Творческий альбом 5А класса». Слова, данные на этом уроке:
1 группа – родина
2 группа – родной
3 группа – народ
4 группа – благородный
5 группа – родители
6 группа – родословная.
6. Объяснение новой темы. (Слайд № 8)
- На экране мы видим слова, уже нам знакомые: род, родители, родной, рождение, прародина, родич, безродный. Как вы думаете, на какие две группы мы можем разделить эти слова? (*Ударный корень и безударный).
- Можем ли мы допустить ошибку в правописании гласной в корне слов род, родич, родина? Почему?
- В каких словах мы можем допустить ошибку? Почему? (*Звук стоит в слабой позиции, значит, слышится неотчетливо, звук подвергается изменению.)
- Как называется такое «ошибкоопасное» место в слове? (*Орфограмма).
- Как вы считаете, о какой орфограмме сегодня пойдет речь? (*Безударная гласная в корне слова).
- А теперь давайте подумаем, зачем нам необходимо изучить данную орфограмму?
- Итак, какова основная цель сегодняшнего урока? (*Научить правильно писать слова с безударной гласной в корне слова).
- Прочитайте стихотворение и вставьте подходящие по смыслу слова. (Слайд № 9)
(Безударный) – гласный слабый,
Плохо слышный и усталый,
Он не может нам сказать,
Какую букву написать.
Сильный звук – (ударный) гласный –
В каждом слове лишь один.
Слышен громко, четко, ясно.
Прочь, опасность, уходи,
Прочь, тревоги и сомнения!
Ставим звук под ударение!
Ударение в корне слышим –
Смело гласную напишем.
7. Работа в парах. Составить алгоритм написания безударной гласной в корне слова. (Слайд № 10)
1. Выделить корень слова.
2. Поставить ударение.
3. Поставить гласный в сильную позицию, т. е. под ударение.
4. Для этого изменить форму слова (земля – земли) либо подобрать однокоренное слово (родной – род).
Чтение §53 учебника.
Физкультпауза. (Слайд № 11,12)
Закрепление.
1 вариант – выполнение упражнения 286.
2 вариант – выполнение упражнения 288
Для желающих:
Задание усложненного уровня по карточкам: выписать из стихотворения слова на орфограмму «Проверяемый безударный гласный в корне слова» (Слайд № 13)
Холмы, перелески,Луга и поля — Родная, зелёнаяНаша земля. Земля, где я сделалСвой первый шажок,Где вышел когда-тоК развилке дорог.И понял, что этоРаздолье полей — Частица великойОтчизны моей.(Г. Ладонщиков)
Или работа в Интернете с онлайн тестом: http://gramma.ru/RUS/?id=4.60-Проверка. (Слайд № 14)
Работа с текстом. (Слайд № 15)
(1) Понятие «Родина» широкое и ёмкое. (2) В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, речушек, озерцов, лесов и пашен. (3) И среди всего этого многообразия есть земля, точка, есть милый сердцу и душе край: это наша малая родина. (4) Для каждого из нас таким родным местом стал маленький, но уютный городок на Волге – Новочебоксарск. (5) Именно этот город вспоминается нам, когда говорят: «Всякому мила своя сторона». (6) Я люблю свой город.
- Озаглавьте текст.
- Какова главная мысль текста?
- Из предложения 2 выписать слова с орфограммой «Проверяемый безударный гласный в корне слова».
12. Цифровой диктант с последующей проверкой. (Слайд № 16,17)
1 А ГН…ЗДО
2 О ОБЪЕД…НЕНИЕ
3 И Д…БРОТА
4 Е Т…ЖЁЛЫЙ
5 Я ХР…БРЕЦ
- Какое число у вас получилось? (*43. 251).
Рефлексия.
Сегодня я узнал (а)… Мне было интересно… Было трудно… Я научился (научилась) Три М: три момента, которые у тебя особенно получились на уроке Домашнее задание на выбор: (Слайд № 18)
Выполнить упражнение 287.
Составить словарный диктант на орфограмму «Безударный гласный в корне слова» (25 – 30 слов).
Сделать презентацию «Мой город».