Программа Гармонизация межнациональных отношений в ГБПОУ ШАТТ

Паспорт программы "Гармонизация межнациональных отношений
в ГБПОУ ШАТТ"


ПОО
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
"Шатковский агротехнический техникум"

Разработчик программы
Социальный педагог

Соисполнители программы
Отдел МВД России по Шатковскому району,
Сектор ГЗ и МП Администрации Шатковского муниципального района,
Шатковское благочиние,
МБУК "Шатковский районный историко-краеведческий музей",
МБУК "Центр досуга, кино и народного творчества",
МБУК "Центральная межпоселенческая библиотечная система".

Цель программы
Формирование высокой культуры межличностного и межнационального общения обучающихся ГБПОУ ШАТТ

Задачи программы
профилактика межнациональных и межконфессиональных конфликтов посредством информирования и просвещения обучающихся о существующих национальных обычаях, традициях, культурах и религиях;
воспитание уважительного отношения к истории, традициям и языкам представителей других народов;
содействие межкультурному взаимопониманию обучающихся;
формирование толерантности: повышение толерантного сознания, толерантного отношения к другим национальностям, религиям и обычаям;
формирование у молодежи приоритетных духовных ценностей: патриотизма, добросовестного отношения к труду, следование нормам общечеловеческой морали;
развитие способности к исследовательской и проектной образовательной деятельности, вовлечение в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых обучающиеся научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать свои интересы и осознавать собственные возможности.

Сроки реализации программы
2016 - 2019 годы

Основные направления работы по Программе
1 .Организационный блок (изучение нормативно – правовой базы, издание и корректировка локальных актов и приказов, планирование работы на учебный год, пополнение банка методических материалов, оказание педагогам информационной и методической помощи, организация повышения квалификации педагогов, обучение применения новых педагогических технологий);
2. Профилактические мероприятия (диагностика обучающихся, работа с "группой риска по экстремизму");
3. Гармонизация межнациональных отношений (проведение классных часов, круглых столов, фестивалей, проведение традиционных мероприятий, участие в областных и районных мероприятиях);
4. Контроль за выполнением и корректировка программы.


1. Используемые понятия
Радикализм крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям. Чаще всего употребляется в отношении идей и действий в социально-политической сфере, особенно направленных на решительное, коренное изменение существующих общественных институтов, хотя в той же мере возможен и "радикальный консерватизм". Чаще всего употребляется политический радикализм, хотя возможен также религиозный, церковный, философский.
Экстреми
·зм (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] extremus  крайний, чрезмерный)  приверженность крайним взглядам, методам действий.
Терроризм  политика, основанная на систематическом применении террора. Несмотря на юридическую силу термина "терроризм", его определение вплоть до настоящего времени остается неоднозначным. Проблема в том, как ограничить определение терроризма, чтобы под него не подпадали деяния легитимных борцов за свободу. Синонимами слова "[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]" ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] terror  страх, ужас) являются слова "[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]", "[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]", "устрашение".

2. Нормативная база

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации".
- "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
- "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.03.2016).
- Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года от 12 мая 2009 года № 537.
- Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (с изменениями на 29 апреля 2008 года).


- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
- Постановление Правительства Нижегородской области от 22 октября 2014 года № 717 "Об утверждении государственной программы "Гармонизация межнациональных отношений в Нижегородской области".
- Постановление Администрации Шатковского муниципального района от 13.07.2015 г. № 615 "Об утверждении Муниципальной программы "Профилактика экстремизма и терроризма в Шатковском муниципальном районе на 2015-2017 годы".
- План реализации муниципальной программы "Профилактика экстремизма и терроризма в Шатковском муниципальном районе на 2015-2017 годы"

3. Характеристика текущего состояния

Шатковский район – это исконно мордовские земли.
По данным переписи населения, проведенной в 2010 году, национальный состав населения Шатковского района: русские – 90,0%; мордва – 8,0%; украинцы 0,5%; армяне - 0,4%; чуваши - 0,35%; азербайджанцы – 0,35; татары – 0,2%, другие национальности – 0,2%.
На территории Шатковского района ситуация в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений характеризуется как относительно спокойная, то есть серьезных открытых конфликтов не зафиксировано.
В Шатковском районе созданы творческие коллективы художественной самодеятельности, при муниципальных учреждениях культуры и образования успешно функционируют центры национальных культур, в краеведческом музее демонстрируются экспозиции мордовской и русской культур.
Ни один районный праздник не обходится без выступления мордовских коллективов, исполняющих песни на родном языке. Мордовские слова и выражения употребляют в разговорной речи. На страницах районной газеты много внимания уделяется истории нашего поселка и близлежащих деревень, традициям, личностям и творчеству мордвы.
На территории Шатковского муниципального района находится только одна профессиональная образовательная организация – это Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Шатковский агротехнический техникум", в котором обучаются, в основном жители Шатковского района. Национальный состав: русские, мордва, татары.
Проведенные социологические исследования показывают, что более 85% опрошенных обучающихся удовлетворены сложившимися отношениями.
Много внимания в техникуме уделяется патриотической работе с обучающимися, ведь не зная своей истории, не уважая своих предков, невозможно научиться любить и ценить культуру другого народа.
С этой целью в техникуме создан и действует музей "Родные просторы". В рамках программы дополнительного образования "Родные просторы" обучающиеся ведут поисковую деятельность, принимают участие в смотрах-конкурсах, экскурсиях в музеи Шатковского района и Нижегородской области, проводят встречи с Ветеранами ВОВ и др.
В военно-патриотическом клубе "Патриот" ребята готовятся к службе в армии, изготавливают гирлянды и участвуют в Почетных караулах районных мероприятий, готовятся к Зарнице, проводят военно-полевые сборы.
В Шатках находится могила Ленинградской пионерки Тани Савичевой, мемориал и музей, посвященные ей. Традиционно проводятся экскурсии, слеты, дни памяти, которые помогают молодежи не забывать страшных событий Великой Отечественной Войны. Во всех мероприятиях звучат призывы не допускать межнациональной розни, превосходства одной нации над другими.
Образовательная среда должна способствовать тому, чтобы каждый студент знал историю своего народа, но вместе с тем, уважительно относился к другим культурам. В техникуме создана и развивается полиэтническая образовательная среда, которая является частью образовательной среды в целом. Функцией этой среды является обеспечение взаимопонимания, эффективного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Мы учитываем и локальные условия, поскольку задача воспитания гуманности осуществляется в условиях многообразия форм сближения различных наций и народностей России, и названная проблема рассматривается в неразрывной связи с историей народов, с их объективными географическими и социально-экономическими особенностями.

4. Актуальность программы

Воспитание и гармонизация межнациональных отношений студентов в техникуме - одна из наиболее актуальных проблем. Человек входит в социум через национальную индивидуальность, в нем есть черты человека вообще и еще есть черты индивидуально-национальные, национально-этнические, национальные духовные. Все это естественным образом дополнительно актуализирует проблему воспитания и гармонизации межличностных и межнациональных отношений. Приобщение подрастающего поколения к национальной и межнациональной культуре, традициям, корням и истокам, является фактором консолидации народов и наций.
Молодежь – это динамичная социальная структура, во многом отвечающая на социоэкономические и политические изменения во "взрослом" обществе. Напряженность в сфере межнациональных отношений негативно сказывается на воспитании студентов, что, к сожалению, приводит к потенциальным проблемам – ксенофобии и экстремизму в молодёжной среде.
Формирование благоприятного отношения местного населения к мигрантам необходимо начинать с раннего возраста, последовательно продолжая во всех учебных заведениях. Популяризация позитивных представлений о культурах и народах России, улучшение качества преподавания гуманитарной составляющей образования, является одним из средств предотвращения ксенофобии среди молодежи, а также гармонизации межэтнических отношений. Чтобы перестать бояться чужого, необходимо с ним познакомиться. Необязательно становиться таким же, но, по крайней мере, надо попытаться его понять, найти с ним точки соприкосновения.
В нашем, и не только нашем, обществе существуют стойкие негативные стереотипы относительно различных религий и национальностей. Часто приходится слышать о том, что "ислам унижает женщин", что "все евреи жадные и богатые", что "Православная Церковь стремится к власти над обществом и государством". Но всякие стереотипы и предрассудки рождаются от незнания и непонимания. Поэтому самым эффективным профилактическим способом противодействия ксенофобии и воспитания толерантности в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений является образование и просвещение широких слоев населения, систематическое информирование о реальной жизни людей разных национальностей и религий, знакомство с основами культуры и истории разных народов.
Практически в каждой религии или культуре народа можно найти общечеловеческие ценности и нравственные заповеди. Поэтому общаясь и изучая другую культуру необходимо делать акцент именно на том общем, что соединяет людей, а также объективно и непредвзято знакомиться с народами и религиями, такими, какие они есть на самом деле. Если человек хорошо знаком с традицией народа, с которым живет рядом, и в то же время знаком со своей собственной традицией, то он вряд ли будет ненавидеть других только за то, что они другие.
Данная программа ориентирована на обучающихся техникума на всех курсах.

5. Цель и задачи программы

Цель программы: формирование высокой культуры межличностного и межнационального общения обучающихся ГБПОУ ШАТТ.
Задачи:
профилактика межнациональных и межконфессиональных конфликтов посредством информирования и просвещения студентов о существующих национальных обычаях, традициях, культурах и религиях;
воспитание уважительного отношения к истории, традициям и языкам представителей народов, обучающихся в ГБПОУ ШАТТ;
содействие межкультурному взаимопониманию студентов;
формирование толерантности: повышение толерантного сознания, толерантного отношения к другим национальностям, религиям и обычаям;
формирование у молодежи приоритетных духовных ценностей: патриотизма, добросовестного отношения к труду, следование нормам общечеловеческой морали;
развитие способности к исследовательской и проектной образовательной деятельности, вовлечение в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых обучающиеся научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать свои интересы и осознавать собственные возможности.
Для решения поставленных задач необходимо использовать комплекс взаимодополняющих методов:
теоретических - изучение и осмысление основ истории народов, с их объективными географическими и социально-экономическими особенностями, традиций, основ культуры, кухни, национального костюма, быта;
практических - анкетирование, организация и проведение конкурсов, выставок, тренингов, круглых столов, классных часов, экскурсий, просмотр спектаклей и художественных фильмов, пропагандирующих идеи толерантности, спортивные соревнования, интервьюирование, обобщение передового педагогического опыта.
6. Ресурсы

Кадровые:
управленческий персонал ГБПОУ ШАТТ,
обучающиеся и педагогический персонал ГБПОУ ШАТТ,
отдел МВД России по Шатковскому району,
сектор ГЗ и МП Администрации Шатковского муниципального района,
Шатковское благочиние,
МБУК "Шатковский районный историко-краеведческий музей",
МБУК "Центр досуга, кино и народного творчества",
МБУК "Центральная межпоселенческая библиотечная система".

Информационные:
библиотека техникума,
центральная библиотека,
интернет-ресурсы.

7. Ожидаемые результаты

В ГБПОУ ШАТТ сформируется национальное, межличностное и межнациональное (интернациональное) сознание обучающихся, на основе приобщения подрастающего поколения к национальной и межнациональной культуре, традициям, корням и истокам, которые их питают и сохраняют.
Совершенствуется профилактика межнациональных конфликтов.
Обучающиеся обогатятся знаниями о культурах других народов и национальностей.
Совершенствуется работа по сохранению и укреплению нравственного здоровья и духовных сил своего и других народов.
Совершенствуется воспитание и гармонизация межнациональных отношений студентов, ибо гуманность - это причастность личности к человечности в человеке во всех его межличностных и межнациональных отношениях.




Перечень основных мероприятий программы

Наименование мероприятий
Сроки проведения
Ответственный

Организационные мероприятия

Изучение, рассмотрение и корректировка нормативной базы по безопасности ГБПОУ ШАТТ:
- Приказ "Об организации охраны, пропускного и внутриобъектового режимов работы в зданиях и на территории ГБПОУ ШАТТ в учебном году";
- План работы по противодействию терроризму и экстремизму на учебный год;
- ПЛАН действий по обеспечению безопасности персонала и обучающихся от проявлений терроризма;
- Функциональные обязанности ответственного лица образовательного учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта;
- Ведение журнала учета проверок должностными лицами по вопросам безопасности и состояния охраны.
Ежегодно август – сентябрь
Заместитель директора по БиХР

Проведение заседаний педагогического совета, инструктивно-методических совещаний, совещаний при директоре с освещением вопросов безопасности ОУ
В течение учебного года по плану
Административный персонал

Организация совместной деятельности с субъектами профилактики по вопросам экстремизма, терроризма
Ежегодно август – сентябрь
Заместитель директора по УВР

Оформление стенда по профилактике терроризма и экстремизма в молодежной среде. Постоянное обновление информации на нем.
Октябрь 2016 года
Заместитель директора по УВР

Обновление информации на сайте образовательной организации в поддомене "Толерантность"
Постоянно
Ответственный за сайт ОО

Получение информации об обстановке с обучающимися в сфере профилактики терроризма и экстремизма, преступлений и правонарушений на национальной почве
До 10 числа каждого месяца
Начальник ОМВД по Шатковскому району,
заместитель директора по УВР

Организация постоянного информирования Министерства образования об обстановке в сфере профилактики терроризма и экстремизма в ГБПОУ ШАТТ
До 15 числа каждого месяца
Заместитель директора по УВР

Работа с родителями (законными представителями)

Ликбезы с родителями (законными представителями) по вопросам толерантности
По плану проведения родительских собраний
Педагог – психолог,
социальный педагог

Изготовление и распространение памяток и листовок среди обучающихся и их родителей по противодействию распространения терроризма
Октябрь, январь
Педагог – психолог,
социальный педагог

Проведение семинаров и лекций на тему идеологического противодействия терроризму и экстремизму
По плану проведения родительских собраний
Заместитель директора по УВР

Работа с обучающимися

Проведение анкетирований по вопросу толерантности среди обучающихся
Ежегодно октябрь
Педагог - психолог

Работа с "группой риска" по экстремизму:
тренинги,
круглые столы,
индивидуальная работа с представителями субъектов профилактики
В течение учебного года
Педагог – психолог,
социальный педагог

Проведение в установленном порядке в образовательном учреждении учебных занятий и тренировок обучающихся и педагогов по их действиям при возникновении угрозы террористических актов и других чрезвычайных ситуаций
В течение учебного года
Заместитель директора по БиХР

Организация проведения с обучающимися бесед по вопросам ответственности за совершение анонимных телефонных звонков с угрозами террористического характера, а также экстремистских действий
В соответствии с планом совместной работы
Сотрудники ОМВД России по Шатковскому району (по согласованию)

Проведение в библиотеке техникума мероприятий, направленных на развитие и воспитание гармонично развитой личности, повышение информационной культуры детей и подростков, организация книжных выставок, посвященных проблемам профилактики асоциальных явлений в молодежной среде
По плану работы библиотеки
Библиотекарь

Проведение в учебном заведении разъяснительной работы об уголовной и административной ответственности за националистические и иные экстремистские проявления
В соответствии с планом совместной работы
Сотрудники ОМВД России по Шатковскому району (по согласованию)

Проведение мероприятий по выявлению и постановке на профилактический учет несовершеннолетних лиц, входящих в неформальные объединения экстремистской направленности, с последующим принятием мер по предупреждению противоправных действий с их стороны
В соответствии с планом совместной работы
Сотрудники ОМВД России по Шатковскому району (по согласованию)

Организация межведомственных рейдов по местам концентрации подростков с целью выполнения законодательства в отношении несовершеннолетних
В соответствии с планом совместной работы
ОМВД России по Шатковскому району, КДНиЗП при администрации Шатковского муниципального района

Мероприятия по гармонизации межнациональных отношений

Встречи обучающихся и сотрудников техникума с благочинным Шатковского округа отцом Василием Лютянским
В течение учебного года (один раз в неделю)
Шатковское благочиние

Экскурсии в историко-краеведческий музей, детский музей им. Т.Савичевой
В течение года
Директор Шатковского историко-краеведческого музея, преподаватели истории

Участие в Параде 9 Мая
Ежегодно 9 Мая
Заместитель директора по УВР

Участие в открытии мемориальных досок, экспозиций, выставок
В течение года
Заместитель директора по УВР

Проведение экскурсий для обучающихся "Моя малая Родина" по знаковым историческим местам Шатковского района
Период летних каникул
Руководитель музея "Родные просторы"

Конкурс студенческих презентаций "Мы разные, но мы вместе"
Ежегодно апрель
Методист

Участие в районных мероприятиях
По плану работы отдела культуры Шатковского района
Заместитель директора по УВР,
педагог-организатор

Участие в областных мероприятиях:
- профильной смене "Хранители славы";
- соревнованиях "Нижегородская школа безопасности - Зарница";
- областной молодежной акции "Марш поколений";
- смотре-конкурсе музеев, комнат боевой славы и музейных экспозиций;
- областном слете обучающихся, участников музейных объединений и поисковых отрядов "Мы творцы – мы родом из Профтех"
По плану работы Министерства образования
Заместитель директора по УВР,
руководитель музея, руководитель физвоспитания, руководитель патриотического клуба

Деятельность поисковой группы, при объединении дополнительного образования "Родные просторы"
Постоянно
Руководитель музея "Родные просторы"

Проведение классных часов:
"Познаем народы России и мира - познаем себя",
"Такие разные страны, такие разные мы",
"Одна на всех Победа" и др.
По плану проведения классных часов
Классные руководители

Деятельность волонтерского объединения, агитбригад, студенческих инициативных групп
Постоянно
Руководитель волонтерского объединения,
педагог – организатор, социальный педагог

Размещение в районной газете и на сайте образовательной организации информации о проводимых мероприятиях в ГБПОУ ШАТТ
По мере проведения
Заместитель директора по УВР


Заголовок 115