Технологическая карта урока математики на тему:«Какой сосуд вмещает больше?» (4 класс)


Класс: 4 «Г»
Дата: 25.11.15
Тип урока: Урок усвоения новых знаний- первичное ознакомление с новым понятием.
Технологическая карта урока математики
Тема «Какой сосуд вмещает больше?»
Цель темы
Образовательные: познакомить с понятием «вместимость», продолжить формирование продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, делать обоснованные выводы, понимать значение величин и способов их измерения;
Развивающие: развивать у обучающихся познавательные действия: логические и алгоритмические, планировать последовательность действий при решении задач,
Воспитательные: воспитывать критичность мышления, интереса к умственному труду, интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Планируемый результат Предметные: 
выражать изученные величины в разных единицах;
распознавать и составлять текстовые задачи;
проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;
записывать решение задачи по действиям и одним выражением;
измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел.
Личностные:
Способность к организации самостоятельной учебной деятельности
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте позволит научится, или получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов; система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков, образцов и т.д. позволит ученику научиться или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
ученик научится или получит возможность научиться:
- подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;
- владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:
а) выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек, указателей и др.), рисунков, схем:
б) выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно;
в) выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий;
- проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения иливерное решение (правильный ответ);
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;
- выполнять действия по заданному алгоритму;
- строить логическую цепь рассуждений;
Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.
Основные понятия Вместимость
Межпредметные связи: Русский язык
Оборудование: Учебник Математика 4 класс 1 часть. Чекин А.Л. Перспективная начальная школа, Тетрадь для самостоятельной работы №1 О.А. Захарова, интерактивная доска.
Виды работ Работа фронтальная, индивидуальная.
Ход урока
Задачи этапа урока Деятельность учителя
Содержание
Задания для учащихся Деятельность учеников Планируемые результаты
Предметные УУД
I этап. Организационный момент
Подготовить учащихся к предстоящей работе на уроке.
Создать комфортную обстановку на уроке.
Актуализация знаний. Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать Вас на уроке математики! Проверьте, пожалуйста, глазками – всё ли готово к уроку. Садитесь.
- Я желаю вам интересного урока, активности и бодрости и тогда у вас всё получится.
Приветствуют учителя.
Организуют свое рабочее место для работы на уроке. Коммуникативные:
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.
II этап. Проверка домашнего задания
Проверить как учащиеся справились с домашним заданием.
Оценить знания и умения
учащихся. -Какой номер был задан для выполнения дома? (№ 288, Т.-№ 123)
-Что нужно было сделать в № 288? (решить задачу на движение)
-Что нужно было найти?
-У кого возникли трудности?
-Какой номер нужно было сделать в Тетради для самостоятельных работ? (№ 123)
-В чем заключалось задание? (заполнить таблицы, сопоставляя данные)
-У кого возникли трудности?
-А как ты думаешь, почему у тебя возникли трудности? Проверяют домашнее задание, вспоминают пройденный материал на прошлом уроке. Регулятивные:
система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков, образцов и т.д.
III этап. Сообщение темы, постановка целей и актуализация имеющихся знаний у учащихся
Организовать формулирование темы и цели урока учащимися.
-Сравните два стакана, наполненных водой.
-Они одинаковые? (нет)
-Что в них разного? (размер, высота)
-В каком стакане больше воды? (в первом)
-В каком стакане меньше воды? (во втором)
-С помощью чего вы смогли сделать данные выводы? (анализируя форму и размер двух стаканов)
8890019558000
9175759588500
-Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?
-Тема нашего урока «Какой сосуд вмещает больше?»
-Какую цель мы поставим на наш урок?
(научится решать задания, в которых следует сравнивать вместимость сосудов)
М.О.
-Сегодня на уроке мы будем учится решать задачи на вместимость. Сравнивать различные сосуды, сопоставлять их вместимость. Познакомимся с единицами, которые измеряют вместимость в различных сосудах, ёмкостях. Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Сравнивают два сосуда.
Пытаются сформулировать соответствующие выводы.
Знакомятся с темой урока.
Формулируют цель урока. Ставят для себя определенную задачу в течении урока. Познавательные: ученик научится или получит возможность научиться:
- подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;
Регулятивные УУД: на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;
Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.
IV этап. Усвоение новых знаний
Создать условия для восприятия нового материала, расширить представления учащихся о новой единице измерения.
-Откройте свои тетради, запишите дату урока 24 ноября (24.11) и место работы- классная работа.
-Откройте учебник с. 86 № 291. (устное коллективное выполнение)
-Прочитает задание вслух…
Миша-стакан
Маша-чашка
Кошка-блюдце
Проблемный вопрос
-Как вы думаете, кто из ребят прав?
-Как сравнить ВМЕСТИМОСТЬ стакана, чашки и блюдца?
-Какое слово из задания для нас новое? (Вместимость)
-Где мы можем познакомится с его значением? (в словаре учебника)
Вместимость- это объём жидкости, которая заполняет данный сосуд. Измеряется вместимость как правило в литрах (л) или миллилитрах (мл).
-Обратите внимание как сокращаются эти слова, и что в конце точка не ставится.
-Так мы будем писать эти единицы измерения к составленным моделям задач и решениям.
-Прочитайте внимательно вопросы после иллюстрации, дайте на них полные ответы, выскажите свои предположения.
-Можно ли утверждать, что вместимость молочного пакета больше вместимости стакана (чашки, блюдца)? (Да, так как с одного молочного пакета бабушка налила молока и в стакан, и в чашку, и в блюдце).
-Можно ли утверждать, что вместимость молочного пакета больше вместимости стакана и чашки? (да, так как с одного молочного пакета бабушка налила молока в стакан и в чашку, да еще и в блюдце).
№ 292.(устное коллективное выполнение)
-Прочитайте внимательно задание.
-Что известно из условия? (Мама варила варенье в большом тазу, а после разлила его в три банки)
-Какой главный вопрос в задаче? (вместимость чего больше таза или одной банки?)
-Какой ответ будет на главный вопрос задачи? (вместимость таза больше, так как его объем варенья хватило, чтобы разлить на 3 банки, наполнив их до краёв)
Физминутка -Записывают в тетради классная работа и число.
Работают с учебником.
Отвечают на вопросы учителя.
Знакомятся с новым словом, работают со словариком.
Читают вопросы, высказывают свои предположения.
Отвечают на вопросы учителя.
Устно решают задачу, с помощью опоры на текст учебника.
Выполняют физминутку, снимают физическое и умственное напряжение. выражать изученные величины в разных единицах;
распознавать и составлять текстовые задачи;
проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;
записывать решение задачи по действиям и одним выражением;
измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел.
Личностные:
Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) или своему соседу по парте позволит научится, или получить возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
Познавательные: ученик научится или получит возможность научиться:
-владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений:
а) выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек, указателей и др.), рисунков, схем:
б)выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно;
в)выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий;
-проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения иливерное решение (правильный ответ);
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
-использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;
- выполнять действия по заданному алгоритму;
- строить логическую цепь рассуждений;
Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.
V этап. Проверка понимания учащимися нового материала. Первичное закрепление
Создать условия для проверки учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей, сущности новых понятий. -Начнём применять полученные знания.
№ 293
-Прочитайте внимательно задачу.
- О чем идет речь в задаче?
-Что известно? (Для заполнения бочки водой, нужно 20 вёдер, а для заполнения ванны нужно 15 таких же вёдер.
-Чем измеряется вместимость ванны и бочки? (Одинаковыми вёдрами)
-Какой главный вопрос в задаче? (Вместимость чего меньше)
-Как можно узнать ответ на этот вопрос?
каким действием? (вычитанием 20-15= 5(раз)-больше вместимость бочки, чем ванны)
-Почему? (Нам известны вместимость бочки и вместимость ванны. Сравнив эти два числа, можно прийти к выводу, что вместимость бочки больше, так как 20 больше 15.)
-Какой ответ на этот главный вопрос? (вместимость ванны меньше чем бочки)
-На сколько вёдер вместимость ванны меньше вместимости бочки? (на 5 вёдер)
№ 294. (письменно)
-Прочитайте внимательно задание.
-О чём идёт речь в задаче?
-Что известно из условия задачи? (для заполнения водой бассейна потребовалось 32 одинаковых бидона с водой, а для наполнения водой ведра нужно 3 бидона.
-Какой главный вопрос в задаче? (Сколько полных вёдер воды занимает бассейн)
-Что мы примем за единицу измерения бидон или ведро? (ведро)
-Почему ведро? (Так как нужно узнать сколько полных вёдер с водой вмещает в себя бассейн, а не бидонов)
-Какое требование ставиться в задаче? (получить ответ на главный вопрос нужно с помощью деления с остатком.)
-Запишите самостоятельно данной вычисление и ответ на главный вопрос задачи.
-Проверяем. (Миша продиктуй, какое вычисление ты составил и ответ)
32:3=10(ост.2)
-Как выполнить проверку деления с остатком? (Умножить значение частного на делитель и прибавить остаток 10*3=30+2=32; деление выполнено правильно)
-Вспомните, как еще можно проверить деление с остатком? (сравнить остаток и делитель, остаток должен быть меньше делителя)
-Прочитает ответ…
Ответ: 10 полных вёдер вмещает детский бассейн.
№295(письменно)
-Прочитайте внимательно.
-О чём идет речь в задаче?
-Что известно из условия задачи? (длина, ширина и глубина двух разных бассейнов)
-Какое требование в задачи? (сравнить вместимость двух бассейнов)
-В тетради составьте сравнительную таблицу 1 и 2 бассейна. И с помощью таблицы сравните вместимость двух бассейнов, объяснив свой ответ.
1 бассейн 2 бассейн
Длина 10 м 10 м
Ширина 4 м 4 м
Глубина 2 м 1 м
-Что общего у бассейнов? (длина и ширина)
-Чем они отличаются? (глубиной)
-Вместимость какого бассейна будет больше? Почему? Докажите.
(1 бассейна, так как его глубина на 1 м больше, чем у 2.)
-Если сравним длину и ширину двух бассейнов, то убедимся в том, что они одинаковые.
-А глубина 1 бассейна на 1 метр больше, второго, это говорит о том что его вместимость больше первого бассейна. Выполняют задания из учебника.
Отвечают на вопросы учителя.
Анализируют задания, формулируют свои высказывания.
Письменно решают задания, оформляют их правильно в своих тетрадях.
Внимательно читают задание.
Отвечают на вопросы учителя.
Записывают задание в тетрадях, ищут ответ на главный вопрос в задачи.
Модель:
Вм.бас.-32б. с вод.
1 ведр.-3 б.
Вм.бас.-? вед.
Выполняют задание, составляют задачу, сравнивают известные из условия данные.
выражать изученные величины в разных единицах;
распознавать и составлять текстовые задачи;
проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения;
записывать решение задачи по действиям и одним выражением;
измерять вместимость емкостей с помощью измерения объема заполняющих емкость жидкостей или сыпучих тел.
Познавательные:
выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно;
в) выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий;
-проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ);
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
-использовать (строить) таблицы, проверять по таблице;
- выполнять действия по заданному алгоритму;
- строить логическую цепь рассуждений;
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.
VI этап. Закрепление ранее изученного материала
Создать условия для закрепления полученных знаний на уроке с помощью самостоятельного выполнения заданий.
Применить новые знания самостоятельно. № 296 (письменно)
-Прочитайте внимательно задание.
-Что нам известно из условия задачи?
-Какой главный вопрос в задачи? (Какая кастрюля имеет большую вместимость?)
-Составим краткую запись.
2 чашки=3 стаканам
1 каст.-12 чашек
2 каст.-20 стаканов.
Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос?
-Что найдем сначала? (сколько стаканов в 1 кастрюле)
-Каким действием?
1)12:2=6
2)6*2=12ч
3*6=18
12чашек=18 стаканов.
-Какой вывод мы можем сделать? (в кастрюле с 20 стаканами вместимость больше)
-Запишем ответ: вторая кастрюля имеет большую вместимость.
Самостоятельная работа.
-А теперь закрепим полученные знания и поработаем самостоятельно в тетрадях на печатной основе.
Откройте на с.67 №124, №125.
№ 124.
-Какую краткую у вас получилось составить?
2274570158754 кувшина-48 стаканов воды Вм. б?
2 банки-40 стаканов воды.
1) 48:4=12(ст)-в 1 кувшине.
2)40:2=20(ст)- в 1 банке.
3)20-12=8(ст)-больше в 1 банке
Ответ: вместимость банки больше кувшина на 8 стаканов.
№ 125

А) в данном случае вместимость сосуда №1 больше, так как количество воды налили не до краёв, а в сосуде №2 тоже самое количество воды налито до краёв.
Б) в данном случае вместимость сосуда №1 больше, так как количество воды налили не до краёв, а в сосуде №2 тоже самое количество воды налито до краёв.
Взаимопроверка.
-Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверим ваши решения.
-Что нужно было сделать в № 124?
-Какой ответ получился?
-В чем заключалось задание № 125? (Сравнить сосуды и найти тот, в котором вместимость больше)
-Молодцы! Читают внимательно задание.
Отвечают на вопросы учителя.
Составляют краткую запись.
Планируют действия решения.
Формулируют вывод и ответ задачи.
Самостоятельное выполнение изученного материала.
Проверяют работу соседа по парте.
Обсуждают решения заданий и допустившие ошибки. Регулятивные:
на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов; система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков, образцов и т.д. позволит ученику научиться или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Коммуникативные: Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
Способность к организации самостоятельной учебной деятельности
VII этап. Предполагаемая домашняя работа
-Домашнее задание № 297, 298. Это аналогичные задачи, которые мы решали на уроке. Знакомятся с домашним заданием. VIII этап. Итог урока
Обобщить знания, полученные на уроке подвести итог работы.
Оценить учащихся. -Подведём итог нашего урока.
-Что нового мы сегодня узнали?
-С каким математическим термином познакомились?
-Какую цель мы ставили на начало урока? (научится решать задания, в которых следует сравнивать вместимость сосудов)
-Мы достигли этой цели?
Оценивание работы учащихся
-Ребята, спасибо за продуктивный урок. Вы молодцы! Подводят итог урока.
Отвечают на вопросы учителя.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
Коммуникативные:
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия.
Методист:
Учитель: