Проектно-исследовательская работа как фактор конкурентного преимущества студента


БПОУ РК «Элистинский политехнический колледж»
Проектно-исследовательская работа
как фактор конкурентного преимущества студента
Асманова Байрта Николаевна, преподавательАджаева Кермен Мукабеновна, мастер п/о
2015 г., г. Элиста
Приоритетными целями повышения качества профессионального образования, обозначенными в Концепции модернизации Российского образования, являются формирование у выпускников готовности к профессиональному самоопределению, подготовка компетентного квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, готового к постоянному профессиональному росту.
Реализация поставленных перед средним профессиональным образованием целей предполагает  выполнение социального заказа на подготовку высококвалифицированного специалиста, обладающего не только готовым набором профессионально-технических навыков, но и деятельностно-организационной способностью «расти» в профессии, умением анализировать свой профессиональный уровень, обнаруживать и осваивать новые знания и профессиональные сферы в соответствии с меняющимися требованиями рыночной ситуации. Формирование таких качеств возможно через развитие его личностных особенностей, способностей, характера, учета особенностей психо-физиологического развития, интеллекта, объема знаний, навыков и умений, необходимых в будущей самостоятельной деятельности.
Реализация процесса подготовки специалистов предполагает развитие учебно-профессиональной мотивации; направленность на саморазвитие и самосовершенствование; ориентацию на самостоятельный выбор студентом определенной области для более глубокого изучения; связь с реальным производством; использование современных образовательных технологий; активизацию учебно-исследовательской работы и проектной деятельности студентов.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность студентов играет значительную роль в формировании общих и профессиональных компетенций будущего специалиста, позволяет формировать личностно-индивидуальную образовательную траекторию  обучающегося, дает студенту возможность продемонстрировать свою инициативность, интеллектуальные возможности,  поверить в собственные способности, приобрести организаторские и ораторские навыки.
Выполнение учебно-исследовательской и проектной деятельности, независимо от ее вида, обеспечивает формирование общих и профессиональных компетенций, т.к. студенты в процессе работы:
1. Осуществляют поиск и использование необходимой информации для решения учебных или профессиональных задач (ОК 4).
2. Организуют собственную деятельность, выбирают методы и способы выполнения профессиональных задач (ОК 2).
3. Анализируют рабочую ситуацию, осуществляют текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, несут ответственность за результаты своей работы. Принимают решения в стандартных и нестандартных ситуациях и несут за них ответственность (ОК 3).
4. Используют ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) в профессиональной деятельности (ОК 5).
5. Учатся работать в коллективе и команде (ОК 6).
Важной составляющей мотивации студентов к участию в учебно-исследовательской работе являются реальные положительные результаты. Учебно-исследовательские и проектные работы студентов обязательно представляются авторами на различных конкурсах, научно-практических конференциях, круглых столах. Учебно-исследовательские и проектные работы студентов публикуются в различных сборниках конференций и на сайтах в сети Интернет.
Ежегодно наши учащиеся принимают участие в конференциях и конкурсах  различного уровня  и занимают призовые места (от уровня колледжа до регионального, всероссийского и международного уровней). Например, проектно-исследовательская работа «Япония - страна загадок», выполненная учащимися по профессии «Закройщик» Лариевой Цаган, Манкаевой Татьяной и Гециловой Ириной. Прежде чем выбрать тему, вся группа делала зарисовки моделей национальных костюмов. Учащиеся искали материал в интернете, ходили в музей, библиотеку. Собрали информацию о традициях национального костюма народов Японии, Индии, Греции, Калмыкии. Специалиста закройщика интересует, прежде всего, новый крой. Исследуя и анализируя собранный материал, захотелось освоить тайну «японского кимоно». Крой японского кимоно не менялся со дня его основания, так уникален и прост. Он состоит из 6 прямоугольников, без размера, шьется без мерок и построения. Может передаваться по наследству и перешиваться многократно. Одним словом учащиеся были удивлены всем, что узнали при выполнении проекта. Группа выполнила коллекцию: женское, мужское и детское кимоно. Эти костюмы стали участниками Республиканского этапа Всероссийского фестиваля «Российская студенческая весна - 2014» и лауреатами Всероссийского конкурса научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «Юность, НАУКА, КУЛЬТУРА», научно-практического семинара «Наука – основа процветающего общества», заняли 3 место в номинации «Шитье в национальных традициях» на республиканской выставке декоративно-прикладного творчества «Наследие предков сохраним и приумножим».
Таким образом, организованная учебно-исследовательская и проектная работа как целостная система является эффективным средством формирования общих и профессиональных компетенций у обучающихся и одним из определяющих факторов профессионального самоопределения. В результате самостоятельной творческой работы под руководством преподавателя студент приобретает навыки работы с научно-технической литературой по заданной тематике, критического отбора и анализа информации. Разрабатывает и принимает эффективные технические решения; выполняет расчеты с целью обеспечения работоспособности и надежности проектируемого устройства в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
Если учащиеся сумеют справиться с работой над проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях. Совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям, нести ответственность за свои действия.
Есть  великая  формула  «дедушки»  космонавтики   К.Э.   Циолковского,приоткрывающая завесу  над  тайной  рождения  творческого  ума:  «Сначала  яоткрывал истины, известные многим, затем стал  открывать  истины,  известныенекоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».     Видимо, это и  есть  путь  становления  творческих  способностей,  путьразвития изобретательского и исследовательского таланта.     Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.