Использование информационно-компьютерных технологий на уроках математики


Образовательный проект «Использование информационно-компьютерных технологий на уроках математики»
Одна из доминирующих тенденций XXI века – глобальная информатизация общества. Формируется новая информационная среда  жизнедеятельности человека.  Доступ к средствам массовой информации  определяет жизненные позиции современного человека и социальный заказ на подготовку молодого поколения, способного ориентироваться в информационных потоках, осмысленно использовать информационные материалы, включаться в коммуникативные процессы.
[Слайд 2]
Наибольшую актуальность вопрос о роли современных информационных технологий получил в связи с внедрением в практику учебно-воспитательного процесса компьютеров, объединенных как в локальные сети, так и имеющих выход в глобальную сеть.
Задача учителя  математики на современном этапе состоит не только в том, чтобы вооружить учеников знанием по предмету, научить их решать определенные типы задач и выполнять определенные действия по выученному заранее алгоритму, но и в том, чтобы развить их творческие способности, развить их внимание, восприятие, память, речь, мышление. Одним из путей решения проблем возникающих перед учителем математики является внедрение информационных технологий на уроке.
Информационная технология – это не только технология, предполагающая использование в образовательном процессе компьютера, по сути дела, любой процесс, связанный с переработкой информации, может называться информационной технологией, однако, в данном случае, мы под информационной технологией понимаем совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).[Слайд 3]
Целью данного проекта является выявление необходимости использования информационных технологий при обучении математике школьников.
[Слайд 4-5]
Цель реализуется путем решения следующих задач:
· анализ научно-практической и методической литературы по вопросам использования информационных технологий в обучении школьников;
· изучение основы организации деятельности учащихся на уроках математики с использованием информационных технологий;
· анализ опыта работ учителей по использованию информационных технологий при обучении математики школьников.
· проверить эффективность предложенных средств на практике.
  · провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта в 9 классе, начать применять в остальных классах и ознакомить коллег по методобъединению.
[Слайд 6] Целевая аудитория
учащиеся 9 класса
Сроки реализации проекта сентябрь-май
Этапы реализации проекта
1.Подготовительный этап (сентябрь – апрель)
Задача
- анализировать опыт работы учителей по использованию информационных технологий при обучении математики школьников.
2.Основной этап (май – август)
Задача
- проанализировать научно-практической и методической литературы по вопросам использования информационных технологий в обучении школьников
- изучение основы организации деятельности учащихся на уроках математики с использованием информационных технологий;
3. Заключительный этап (май)
Задачи
- Проанализировать и обобщить результаты реализации проекта.
[Слайд 7] – проблемы внедрения проекта
1) В виду того, что компьютерный  класс не всегда свободен, использую ИКТ в сочетании с другими образовательными технологиями.
2) низкая скорость интернета
3) отсутствие домашнего компьютера и интернета у обучающихся.
С связи с данными проблемами, будем использовать  информационно-компьютерных технологий на уроках математики, использовать программы офлайн.
[Слайд 8]
Содержание образования мы постоянно стремимся улучшить, а об ученике стараемся узнать больше и глубже. Как показывает практика, возможности наши для решения этих задач нередко бывают недостаточны, хотя усилия предпринимаются немалые. Вот тут новые информационные технологии и компьютеры могут существенно помочь педагогам, обеспечив достоверность, оперативность, объективность информации о качестве получаемого образования. Более того, новые информационные технологии позволяют сделать прогноз, каким может быть качество образования, и определить достигли ли мы того уровня, который предварительно спрогнозирован.
Работая над темой «Использование  информационно-компьютерных технологий на уроках математики», я поставила себе задачу: подобрать оптимальные сочетания новых информационных технологий с традиционными образовательными технологиями  для активизации познавательной деятельности учащихся, развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации.
Есть разные мнения учителей о целесообразности использования компьютерных технологий в обучении математике. Для меня этот вопрос стал решённым, как только я провела несколько пробных уроков в 9 классе и увидела неподдельный интерес у учащихся к работе на компьютере и повышенный интерес к решению различных математических задач.  Применение ИКТ на уроках во-первых, усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. Во-вторых,  позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала. В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация). В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности. В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
[Слайд 9]
Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий, Интернет-ресурсы.
Мною возможности компьютера используются в предметном обучении в следующих вариантах:
фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;
использование диагностических и контролирующих материалов;
повышение качества наглядности и доступности при изложении материала через использование презентаций на уроках.
выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных источников, в том числе электронных.
[Слайд 10]
 Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Основная задача учителя состоит в том, чтобы правильно организовать работу учащихся.
Формы и методы использования компьютера на уроке, конечно, зависят от содержания этого урока, цели, которую учитель ставит перед собой и обучающимися. Тем не менее, можно выделить наиболее эффективные приемы:
Ø  при проведении устного счета – даёт возможность оперативно представлять задания и корректировать результаты их выполнения;
Ø  при изучении нового материала – позволяет иллюстрировать тему разнообразными наглядными средствами;
Ø  при решении задач обучающего характера – помогает выполнить рисунок, составить план работы, контролировать промежуточный и окончательный результаты работы по плану.
Ø  при проверке фронтальных самостоятельных работ – обеспечивает быстрый контроль результатов.
[Слайд 11]
Какие компьютерные продукты я собираюсь использовать на уроках? Во-первых, это компьютерная презентация.  Во-вторых, компьютерное тестирование.
[Слайд 12]
На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью, Урок-презентация тоже обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд).
  При изучении новой темы я провожу  урок-лекцию с применением мультимедийной презентации.    Это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации.
             Можно использовать презентацию при закреплении учебного материала для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса.
[Слайд 13]
Тестирование – это один из видов контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в жизнь современной школы. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель – ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Сегодня школы поставлены перед необходимостью подготовить ученика к проверке знаний в форме ОГЭ. Использование информационных технологий здесь оказывает огромную помощь. Необходимо признать, что готовые программы наиболее продуктивно можно использовать  только при индивидуальной домашней подготовке ученика, поскольку они зачастую не разбиты на темы и могут содержать не те вопросы, которые хотелось бы учителю повторить с учащимися или включить в контрольную работу. Поэтому приходится создавать тестовые задания по определенным темам, используя различные программы. Эти тестирующие программы не исключают индивидуальную подготовку и дают возможности проконтролировать знания учащихся. На данный момент  мною накоплен банк интерактивных тестов, задания которых частично взяты из КИМов по подготовке учащихся к ОГЭ по математике разных лет, частично скорректированные.
Тесты использую различных видов.   Это обучающие тесты, которые предназначены для отработки навыков решения задач по определенной теме. Ученик сразу видит свои ошибки и имеет возможность их исправить с другой попыткой.  Контролирующие тесты предназначены для проверки знаний учащихся по теме, при его выполнении ученик имеет всего одну попытку. Выполнив тест, ученик сразу видит свой результат.   Тесты собираюсь создавать сама в программах   Word, Excel, PowerPoint.
[Слайд 14]
Для формирования информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных источников, извлекать необходимую информацию в условиях ее изобилия, усваивать ее в виде новых знаний, я использую Интернет и мультибиблиотеки. В качестве домашней работы даю творческие задания. Для детей с повышенной мотивацией можно предложить им сайты, где они могут найти дополнительную информацию по теме или дистанционно проверить уровень своих знаний, а также участвовать в различных олимпиадах и конкурсах.
Однако при использовании информационных технологий могут возникать некоторые сложности при построении урока. Так как количество учащихся в классе значительно превышает число компьютеров в кабинете, компьютерные навыки у детей имеют разный уровень: кого–то можно считать «продвинутым» пользователем, а кто–то только начинает осваивать компьютер. Кроме того, необходимо учитывать возраст ребёнка, так как от него зависит продолжительность работы за компьютером.
Обучение будет успешным, если ребятам на уроках будет интересно. Задача учителя – вызвать интерес к той или иной деятельности.   
Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению.   ИКТ вовлекают  учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения.  ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. 
Мой, даже, не большой опыт использования компьютера на уроках математики показал, что обучающиеся более активно принимают участие в уроке, меняется отношение к работе даже у самых проблемных учеников.
[Слайд 15]
Особое внимание  надо удалять продуктам серии «1С: Математика». А «геогебру», «математика 1.3» использую как на уроках алгебры, так и на уроках геометрии, где компьютер стал незаменимым помощником. Уроки с использованием  этих программ всегда интересны и, самое главное, предоставляют широкие возможности для расширения культурного кругозора.
[Слайд 16]
Ожидаемые результаты проекта
•устойчивая внутренняя мотивация к изучению математики;
•сформированность познавательных УУД - универсальных учебных действий (смысловое чтение),
логических УУД (обобщение, сравнение)
•рост числа учащихся – призёров олимпиады по математике
[Слайд 17]
ВЫВОД:
Использование компьютерной техники открывает огромные  возможности  для педагога: компьютер  может взять на себя функцию контроля знаний,  поможет сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.
предполагается рост количества обучающихся, принимающих участие во внеклассных мероприятиях по математике. И как естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества знаний учащихся. Информатизация образовательного процесса - это реальность сегодняшнего дня. Работать по- новому интересно, увлекательно, это верный путь в будущее школьного образования.