«Развитие ключевых компетенций личности в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы».

Выступление заместителя директора по учебно-воспитательной работе Агафоновой Ольги Сергеевны на семинаре
заместителей директоров по учебно-воспитательной работе Рязанского района по теме «Развитие ключевых компетенций личности в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы».

На протяжении десятилетий казалось незыблемым и неоспоримым предназначение школы в передаче ученикам знаний. И вдруг в требованиях к школе зазвучало слово «компетенции». В Концепции модернизации российского образования обозначено очень четко, что цель современной общеобразовательной школы состоит не только и не столько в формировании у учащихся знаний, умений и навыков, сколько в создании условий для развития личности учащихся, воспитания у них коммуникативных способностей, толерантности, умений и стремлений к освоению новых знаний, то есть умений самостоятельно учиться, ответственности и т.п. Эта совокупность новых способностей обозначена в документе как ключевые компетенции. Развитие ключевых компетенций у учащихся становится сегодня наиважнейшей задачей школы.
Ключевые компетенции носят надпрофессиональный и надпредметный характер и необходимы в любой области деятельности.
Советом Европы определено пять ключевых компетенций, которыми должны быть оснащены молодые европейцы.
Политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов.
Компетенции, связанные с жизнью в многоукладном обществе. Для того чтобы контролировать проявление расизма, развития климата нетолерантности, образование должно оснастить молодых людей межкультурными компетенциями, такими, как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий.
Компетенций, относящихся к владению устной и письменной коммуникацией, особенно важны для работы и социальной жизни, так как людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более чем одним языком.
Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение информационными технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон. Способность к критическому суждению в отношении информации, распространяемой СМИ.
Способность учиться на протяжении всей жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни.


Впервые понятия «компетенция» и «ключевые компетенции» стали использоваться в США в сфере бизнеса в 70-ых годах прошлого века в связи с проблемой определения качеств успешного профессионала.
Изначально компетенции стали противопоставляться специальным профессиональным знаниям и умениям. То есть начали рассматриваться как самостоятельные универсальные составляющие любой успешной профессиональной деятельности. Естественно, возник вопрос: можно ли научить компетенциям? Таким образом, проблематика компетенций попала в образование и со временем заняла в нем ведущее место. В чем причина такого интереса к компетенциям и придания им в современном образовании центрального места?
Актуальность и необходимость перехода к компетентностному обучению.
Обеспечить соответствие образования запросам общества.
Ускорение темпов развития общества. (каким будет мир в середине 21 века? Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивать мобильность, динамизм, конструктивность).
Требования к работнику на рынке труда: профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности.
Развитие процессов информатизации (способность находить необходимую информацию и использовать для решения проблем).
Мы живем в постиндустриальном обществе, где ценность знания утрачена. Выпускники не всегда могут использовать знания в конкретной ситуации, в решении конкретной проблемы.
Приближение российской школы к общеевропейским и мировым стандартам.
Смещение акцентов с формирования знаний на развитие способностей, на формирование умений (интеллектуальных и социальных) – это не случайность и не дань моде, а отражение тех реалий, которые имеют место сегодня в мире. Главные характеристики этих реалий: высокий динамизм всех процессов и связанная с этим неопределенность, диктующая наличие у человека умений осуществлять выбор; переход к информационному обществу; повышение роли глобальных проблем. И в первую очередь это связано с системными изменениями, произошедшими в сфере труда и управления. Развитие информационных технологий привело не только к увеличению в десятки раз объема потребляемой информации, но и к ее быстрому старению, постоянному обновлению. Что приводит к принципиальным изменениям не только в экономической деятельности, но и в повседневной жизни. Список профессий обновляется более чем на 50% каждые семь лет, и чтобы быть успешным, человеку приходится не только менять место работы, но и переквалифицироваться в среднем 3-5 раз в жизни. В подобных обстоятельствах продуктивность профессиональной деятельности зависит не только от обладания какой бы то ни было раз и навсегда заданной информацией, а от умения ориентироваться в информационных потоках, от инициативности, умения справляться с проблемами, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы. Соответственно претерпели серьезные изменения и требования к сотрудникам. Мало быть хорошим специалистом, надо еще быть хорошим сотрудником. Место эффективно справляющегося со своими обязанностями исполнителя занял образ работника инициативного, умеющего брать на себя ответственность и принимать решения в неопределенных ситуациях, умеющего работать в группе на общий результат, самостоятельно учиться, восполняя недостаток профессиональных знаний, необходимых для решения конкретной проблемы.
В то же время проблематика компетенций не ограничивается лишь рамками успешной профессиональной деятельности. Это вопрос общечеловеческий. Какие способности и качества необходимы человеку современного и будущего демократического общества для решения его личных и профессиональных задач? Другими словами, каков идеальный тип человека современности и ближайшего будущего? Это самостоятельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный человек, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде. Поэтому обучение «компетенциям» по существу является ответом образования на вызовы современного общества, которое характеризуется все возрастающей сложностью и динамизмом. Система образования из транслятора знаний должна превратиться в механизм развития способностей растущего человека. Известно, что способности, умения формируются в деятельности. Поэтому закономерно, что возрастает интерес к механизмам включения детей в деятельности, способствующие развитию их способностей. Школа призвана готовить выпускника к активной деятельности в жизни страны. Выпускник должен обладать функциональной грамотностью и компетентностью, необходимыми для активного вхождения в современную жизнь. Учебный процесс должен обеспечить становление личности, успешной в профессиональной и семейной сферах, находящейся в согласии с другими людьми и самим собой.
Для подготовки такого выпускника необходимы образовательные учреждения, способные выполнять следующие функции:
обеспечение самоопределения, самообразования, саморазвития личности через создание благоприятных педагогических условий для ее творческой, личностно ориентированной самореализации;
развитие духовно-нравственной сферы личности ученика, способного самостоятельно работать над развитием способностей, сознания, культуры;
социализация личности выпускника, обучение самоопределению в окружающем мире (природе и обществе), в пространстве изменений посредством овладения способами преобразования существующей реальной собственной деятельности, личностного развития через коммуникативную культуру, духовно-нравственные образцы, нормы поведения во всех сферах жизнедеятельности;
обеспечение и охрана здоровья учащихся.

Как же должен измениться учебный процесс, ориентированный на компетентностный подход?
Компетентностный подход в обучении сосредоточивается не на увеличении информированности человека в различных предметных областях, а на помощи самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях. (Компетентность – освоенные способы деятельности. Компетентность – это способность и готовность человека овладевать теми или иными способами деятельности и применять их на практике. Компетентностное обучение – освоение способов деятельности).
Образование обретает новый смысл.
Компетентностный подход в обучении требует:
творческого подхода к организации образовательного процесса;
проведение нестандартных, нетрадиционных форм урока;
формирование атмосферы сотрудничества на уроке;
повышение учебной мотивации учащихся через систему урочной и внеурочной деятельности;
развитие коммуникативных норм и правил на уроках;
личностно-ориентированного подхода к учащимся.
Успешное обучение в школе программирует жизненный успех ребенка. Ученика необходимо включить в деятельность, осуществляя принцип «все, что могут делать ученики, не должен делать педагог». Если рассматривать образование человека в контексте его социализации, то смысл его образования состоит в том, чтобы научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить.
Компетентностный подход является усилением прикладного характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения). Все, что изучается, должно быть включено в процесс употребления и использования. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть мертвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.
Принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть вместе с учебником носителем «объективного знания», которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои возможности и интересы. Фактически он создает условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций. Создавая развивающую среду, необходимо следовать девизу: «Что бы мы ни делали, количество добра в мире должно увеличиваться».
Меняется и смысл термина «развитие». Индивидуальное развитие каждого человека связано в первую очередь с приобретением умений, к которым у него уже есть предрасположенность (способность), а не приобретением тематической информации, которая не только никогда не понадобится в практической жизни, но и не имеет никакого отношения к его индивидуальности. Для создания в классе «развивающей среды» каждый учитель должен организовать следующее:
Самостоятельный выбор учащимся уровня сложности заданий, форм и способов работы;
Самостоятельная учебная работа, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений);
Групповая работа (распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов);
Использование системы оценивания, адекватной требуемым образовательным результатам (карта успеха ученика и т. д.);
Действия учителя, направленные на создание развивающей среды:
Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
Поощрять даже самые маленькие достижения.
Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся по достижении поставленных целей.
Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.
Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точек зрения окружающих.
Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.
Включать учащихся в разные виды деятельности, способствующие развитию у них различных способностей.
Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.
Позволять строить собственную картину мира на основе своего понимания и культурных образцов.
Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.
Учить верить в собственные силы, в свой успех.
Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.
Учиться задавать вопросы и высказывать предложения.
Учить выслушивать и стараться понять мнения других, но иметь право не соглашаться с ним.
Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности.
Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.
Доводить до полного понимания учащихся критериев оценки результатов их работы.
Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.
Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, выполняя свою часть работы.
Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.
Позволять учащимся находить свое место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.
Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.
Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.
Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».
Человек пришел в этот мир, чтобы развиться. Именно развитие является его основной задачей в этом мире. Стремление к развитию, к успеху заложено в человека. Учитель должен способствовать выработки позитивной Я – концепции ученика, которая является движущей силой в его развитии. ( Я-концепция –это система мнений (оценочных суждений, убеждений, чувств) о себе. Она состоит из следующих блоков:
мнение о своих интеллектуальных характеристиках;
мнение о своих физических характеристиках;
мнение о своей эмоциональной сфере;
мнение о своем характере;
мнение о своей значимости в глазах других;
мнение о своей волевой сфере;
мнение о своих потребностях.
Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределенности ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно, чем более широким спектром возможных способов деятельности он владеет. Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности. Цель школы – формирование ключевых компетентностей, к которым относятся:
Общеучебные умения (надпредметные компетенции) – как эффективно учиться в школе.
умение планировать свое время (самоорганизация, порядок и дисциплина);
формирование воли, ответственности;
формирование учебно-организационных навыков;
развитие внимания;
умение слушать;
умение вести дискуссию;
умение задавать вопросы;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс;
умение высказывать свою точку зрения;
изложение прочитанного;
запоминание;
понимание;
составление схем, таблиц, графиков;
обобщение;
сравнение;
анализ;

Социальные умения (коммуникативные компетенции) – общение со сверстниками, друзьями, товарищами одного пола, с противоположным полом, с педагогами, с родителями.
сотрудничество;
толерантность;
умение вести диалог;
законопослушание;
способность принимать ответственность;
участие в принятии групповых решений;
разрешение конфликтов ненасильственно;
участие в поддержании и улучшении демократических институтов;
развитие эмоциональной сферы (любовь, сострадание, прощение, уверенность в себе, борьба со страхом, агрессией, злом).

Базовая компетентность учителя заключается в умении создать, организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенком, сформированные как ключевые компетенции. В их числе можно выделить следующие компетенции:
Уметь включать учащихся в разные виды работы и деятельности в соответствии с намеченными результатами, учитывая склонности, индивидуальные особенности и интересы.
Уметь использовать разнообразные приемы и способы включения учащегося в разные виды деятельности, позволяющие ему наработать требуемые компетенции.
Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять примерное направление его развития.
Уметь организовать и руководить групповой проектной деятельностью учащихся.
Уметь занимать экспертную позицию относительно демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.
Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебных занятий и корректировать их.
Уметь организовать дискуссию и участвовать в ней, понимая, что своя собственная точка зрения может быть также подвержена сомнению и критике.
Уметь создавать атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, хотя бы они и расходились с уже существующими.
Главная задача учителя - мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Лучше всего ориентированны на компетентностный подход следующие образовательные технологии:
проектная деятельность;
технологии личностно-ориентированного обучения;
дистанционное обучение;
технология креативного обучения;
технология портфолио;
здоровьесберегающие технологии;
тестовые технологии (ЕГЭ);
элективные курсы;
использование проблемно-ситуационных заданий с включением элементов ролевой игры;
интерактивное обучение (обучение в процессе общения);
опытно-экспериментальные технологии.
Формирование у школьников ключевых компетентностей достигается не только при
изучении учебных предметов, но и через всю организацию школьной жизни, через ее
связь с другими значимыми сторонами жизни школьников. С этой точки зрения
образовательный процесс не равен учебному процессу. Образовательный процесс
включает в себя и учебный процесс, и дополнительное образование детей, их
социально-творческую деятельность, и практику повседневной школьной жизни.
Третий год мы работаем над компетентностным подходом в образовании. С этой целью проведены педагогические советы:
«Современные технологии, основанные на личностной ориентации педагогического процесса, способствующие активизации и интенсификации деятельности учащихся».
«Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее развития».
«Интегративный подход в формировании адекватных жизненных навыков и позитивного поведения школьников в современном обществе».
«Обеспечение успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на ступень основного общего образования».
Каждый учитель работает над актуальной темой по самообразованию, например:
Внедрение в образовательную практику проектных способов обучения.
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке, внедрение способа само- и взаимопроверки.
Развитие творческих способностей учащихся при изучении технологии.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках.
Эстетическое воспитание на урока музыки.
Развитие творческих способностей детей в урочное и внеурочное время.
Формирование развития и совершенствование коммуникативных компетенций
учащихся на уроках английского языка и др.
Освоена проектная деятельность, которая широко применяется на уроках технологии,
во внеклассной работе. Проект – это 5 «П»: ПОБЛЕМА, ПРОЕКТИРОВАНИЕ
(планирование), ПОИСК ИНФОРМАЦИИ, ПРОДУКТ, ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Шестое «П»
проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы
(черновики, дневники, планы, отчеты).
Метод проектов занимает ведущее место в образовательном процессе сегодня, т.к.
совместно с другими методами он:
формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в
учении;
развивает общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные,
самооценочные;
формирует не просто умения, компетенции, т. е. умения, непосредственно
сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
реализовывает принцип связи обучения с жизнью.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности (поделка, клумба цветов, рисунок, газета, учебное пособие, концерт, реферат, сочинение). Внутренний результат – опыт деятельности, который становится бесценным достоянием, соединяя в себе знания, умения, компетенции и ценности.
С целью развития мотивации учащихся организована внеурочная предметная
деятельность, применяется система творческих заданий для учащихся,
самостоятельная работа учащихся на уроках, внедряются способы само-
и взаимопроверки.
На уроках русского языка и литературы учителя работают над развитием речи, над точностью выражения мыслей, способствуют становлению жизненной позиции учащихся, развитию свойств личности, формированию ценностных ориентаций, развитию умений, дающих возможность выжить в этом мире, развитию эмоциональной сферы, развивают ум и чувства, способность понимать нравственные и эстетические ценности. Вместе с учениками размышляют о нравственности в современном мире.
В школе уделяется большое внимание привитию любви к родной природе. На уроках биологии, географии, литературы, музыки ИЗО учителя способствуют формированию целостного отношения к природе как общему дому человечества, способствуют формированию экологической культуры и развитию экологического мышления по вопросам состояния окружающей среды, воспитанию ответственного отношения к природе и здоровью, привитию любви к окружающей природе и стремлению общаться с природой посредством искусства. С этой целью проводятся экскурсии в природу, походы по родному краю, массовые мероприятия, туристические слеты, викторины, конкурсы. В результате такой работы учащиеся задумываются над происходящими в природе явлениями, осознают свою связь с природой, обращают внимание на то, как она влияет на окружающих людей. Учащиеся становятся внимательнее к природе и поведению окружающих людей. Мы убеждены, что экологическая грамотность сегодня – условие сохранения окружающей среды и самой жизни человека. Уважение к матери-земле передается детям через поступки, через проявление любви к ней: убрать мусор, очистить территорию, посадить дерево, цветы. Все учащиеся школы принимают посильное участие в уборке и озеленении территории поселка. На пришкольном участке выращивается большое количество семян декоративных растений, которыми мы охотно делимся с жителями. В прошлом году вся школа приняла участие в реализации проекта «Мы любим наш поселок». На территории поселка Варские были высажены лиственницы и сосны из школьного питомника, увеличилось количество цветников, оборудовались детские площадки.
Изучение естественных наук помогает учащимся понимать окружающий мир, познавать законы развития окружающего мира, любить и охранять его, а также на основе полученных знаний сохранять свое физическое и психическое здоровье (жить в согласии с самим собой и окружающими). Развивает у школьника способности наблюдать, систематизировать, классифицировать, экспериментировать, выдвигать и проверять гипотезы, системно анализировать явления действительности.
Уроки физкультуры развивают силу, ловкость, волю, приобщают к ведению здорового образа жизни.
На уроках математики развивается интеллектуальная сфера. Дети учатся логически мыслить, анализировать, обобщать, делать выводы, развивают внимание, учатся думать, используя природное любопытство и любознательность.
Уроки технологии носят практический характер. На этих уроках формируются умения необходимые каждому человеку, чтобы жить независимо и самому решать свои проблемы. У детей воспитывается уважительное отношение к своему труду и труду других людей, формируется психологическая установка и понимание необходимости трудовой деятельности как основного источника доходов и главного способа самореализации человека.
Трудовая подготовка – это подготовка и воспитание будущего жизненного уровня человека, его благосостояния. Труд имеет большое значение в личной жизни каждого человека. Всем известно, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые не умеют обслуживать сами себя. На уроках учащимся прививается художественная культура, развивается интерес к народному творчеству, развивается воля (преодоление препятствий, возникающих в деятельности человека). Дети учатся создавать красоту своими руками, получают необходимые для жизни умения и навыки.

Ознакомление учащихся с произведениями народного творчества осуществляется на занятиях объединений дополнительного образования. Здесь дети не только развиваются творчески, но и знакомятся с традициями, ремеслами предков (глиняная игрушка, художественная роспись по дереву, вязание крючком и спицами).
Учителя дополнительного образования проводят большую работу по развитию своих воспитанников. Учащиеся, работая с разнообразным материалом (глиной, природным материалом, тканью, бисером и т.д.) изготовляют разнообразные поделки. Каждый год мы являемся участниками и победителями, призерами районных и областных выставок «Зеркало природы», «Бумажное чудо» и др.
Посещая фольклорный кружок учащиеся знакомятся с эстетикой народного костюма, историей древнерусской культуры, с искусством народного праздника. Такая работа не проходит даром:
ребята познают свои истоки;
идет процесс становления духовной культуры учащихся;
формируется художественный, эстетический вкус школьника;
развивается творческая активность ребят;
они становятся патриотами, гордятся своими предками, их культурой.
Связь с культурой, традициями, обрядностью народа укрепляет связь между поколениями, воспитывает любовь к родному дому, краю, стране, развивает чувство принадлежности к народу. У школьников формируется гражданская позиция, историческое мышление, национальное самосознание, реализуется идея единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России.
На уроках ИЗО учащиеся соприкасаются с миром прекрасного. Учатся самостоятельно творчески работать, фантазировать в красках и композициях. Дети передают в красках красоту родного края. С их работами можно познакомиться на постоянно меняющейся выставке рисунков.
Проводится работа по формированию внутренней потребности к самосовершенствованию, выработки рефлексии своего поведения. Для изучения основ психологии личности, которые дадут ученику ключ к пониманию своего поведения, в школе работает психологический кружок и психологическая служба «Доверие».
Чтобы поделиться чем-нибудь с людьми, необходимо стать самим собою. А чтобы узнать кто ты такой, стать самим собою, необходимо начать действовать. Так пусть же дети будут участниками жизни, а не наблюдателями ее, и пусть радуются своему труду и гордятся им, считают себя полезными и нужными счастливыми и успешными людьми. Максимальное развитие индивидуальных особенностей является условием счастья человека.
Мудрость гласит:
Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,
Будь маленьким деревцем в долине.
Но самым лучшим деревом.
Если ты не можешь быть китом, будь самым красивым окунем в озере.
Если ты не можешь быть капитаном, кто-то должен быть и матросом.
Для всех найдется работа на корабле жизни.
Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой на небе,
Только найди свое дело и старайся быть самым лучшим.



15