Урок русского языка для 4 класса УМК «Гармония»«Могут ли слова приходить в язык? А выходить из употребления?»


Конспект урока русского языка в 4 классе УМК «Гармония»Тема раздела: «И снова о главном работнике в языке-слове»
Тема урока: Могут ли слова приходить в язык? А выходить из употребления?
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цели:
1. Познакомить с понятиями устаревшие слова( историзмы и архаизмы), новые слова (неологизмы);
2.Упражняться в нахождении в тексте и правильном употреблении в речи устаревших слов, в правильном построении предложения, нахождении главных и второстепенных членов предложения. Обогащать словарный запас учащихся.
3. Развивать умении работать в парах, группе, критическое мышление.
4.Совершенствовать умения высказывать свои мысли, умение обосновывать свои суждения, навыки работы со словарями.
3. Воспитывать интерес к изучению русского языка, к истории своего народа, аккуратность при выполнении работы.
Планируемые результаты:
Личностные:
создать условия для формирования способности к самооценке на
основе критерия успешности учебной деятельности;
выработать желание использовать разнообразные средства языка и
осуществлять контроль за их выбором.
Метапредметные:
создать условия для формирования коммуникативных универсальных
действий, (работать в парах, группах, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения);
создать условия для формирования регулятивных универсальных
действий, развивать умение ставить цель, выполнять учебные действия в речевой и умственной форме, осуществлять оценку результативности;
создать условия для формирования познавательных универсальных
действий (ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ ,синтез, группировку, классификацию объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы).
Предметные:
- осознавать роль слов в языке, его словарное богатство.
- читать учебник, извлекать информацию, использовать её для решения познавательных задач, передавать информацию для других.
- выявлять в тексте непонятные слова, обращаться для уточнения значения к словарю, пользоваться толковым словарём, участвовать в обсуждении различных вопросов.
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.
Ресурсы:
- основные: Соловейчик Марина Сергеевна, Кузьменко Надежда Сергеевна. Русский язык. Часть II. Интерактивное наглядное пособие «Наглядная школа»
- дополнительные:
мультимедийный проектор , экран, компьютер, рабочие тетради, предметные картинки, карточки для индивидуальной работы и работы в парах, динамические карточки с резинками, словари.
Организация пространства:
фронтальная работа;
индивидуальная работа;
работа в парах, в группах Ход урока:
I. Самоопределение к учебной деятельности( организационный момент)- Прочитав ваши рассуждения о каникулах, я поняла, что вы их очень любите.
- А что вы ещё любите? Поделитесь.
- Я очень люблю свой город, свой класс, свою семью, а еще я люблю слова.Слайд1.Люблю различные слова,Как неизведанные страныОни понятны не всегда,И их значенья так туманны…- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке русского языка? (О словах, о значениях слов).- Подумайте, что пригодится нам для успешной работы ?
Слайд 2
- Предлагаю Девиз урока: «Успех приходит к тому, кто к нему стремится»
Запись в тетради число, классная работа.
II. Актуализация знаний
1-Повторим то, что знаем и умеем.
Слайд.3.
-Прочитайте слова: азбука, алфавит, грамота, учиться.
-Значение всех слов понятно?
- Что объединяет эти слова? (Все связаны тематически со школой)
-Какое слово может быть лишним? (Учить - глагол)
-Какие слова являются синонимами? (Азбука и алфавит)
-Как можно назвать азбуку? (Букварь)
-Задача-шутка. Сколько букв в алфавите ? (8)
2. Вместо вопросительного знака поставьте цифру и обоснуйте ответ .
Слайд 3.Азбука- 3 Азбука- ?Букварь-? Букварь – 7
3. Индивидуальная работа у доски. Звуко-буквенный анализ слова учиться.
4. Работа на интерактивной доске. Определить спряжение глаголов.
5. .Коллективная работа.
-Чем отличаются глаголы учится и учиться? Составьте предложение со словом учиться или учится. Запишите.
-Каким членом предложения является слово?
6 . Составление «Кластера»
- Обобщим, что вы уже знаете о словах?
Слайд 4

группа звуков имеет состав
название СЛОВО как образовалось часть речи член предложения правописание
- А что хотели бы ещё узнать о словах?
III. Постановка учебной задачи.
1.-Сегодня поговорим о главном работнике в языке - слове.
-Поразмышляйте , а почему слово-главный работник?

В речи мы выражаем свои мысли и чувства, о чем-то сообщаем, спрашиваем, к чему-то побуждаем, но, делая это, мы должны что-то назвать, на что-то указать. Как же обойтись без слов? Даже для связи слов друг с другом, для связи частей предложения мы привлекаем специальные служебные слова. Звуки, буквы, части слов нам очень нужны, но по-настоящему общаться, обмениваться мыслями мы сможем только тогда, когда воспользуемся словами.
2.- Откройте учебник с.90 и прочитайте 2 вопроса , выделенные синим цветом.
Могут ли слова приходить в язык? А выходить из употребления?
-О каких словах будем говорить на уроке? (Устаревшие и новые слова)
-Определите цель урока.
- А, сколько же слов в русском языке? Кто сомневается, прочитайте подсказку в учебнике в синей рамочке.
3. В подтверждении наших рассуждений прочитайте текст упр.536.
-Какая главная мысль текста?.(Точное количество слов в языке нельзя определить)
– Где же хранятся слова? (В словарях.) – Какие словари вы знаете? Выставка Словарей.
IY «Открытие» нового знания
1.-Прочитайте слова С.Я. Маршака в упр.537.
-Как понимаете смысл высказывания?
-Какая ошибка допущена в расстановке пунтакционных знаков?
2.Запись под диктовку у доски учащимся с коментированием.
Сверьте запись на доске , в учебнике и в тетради. Оцените свою работу на полях.
3. Синтаксический разбор предложения.(1 ученик у доски)
4.Отгадайте синоним к слову Вселенная.
-Проверим наши ответы, откройте печатную тетрадь с. 3. Впишите буквы.
Физминутка
5.- Как вы думаете , очень ли давно появились в языке слова космонавт, космодром, компьютер?
Новые слова и понятия обозначающие новые предметы называются научным словом неологизмы.
- А какое слово старше-карандаш или фломастер?
-Прочитайте толкование этих слов в печатной тетрадке.
6-.Придумайте предложение со словом компьютер или фломастер, предложение запишите.
7. Работа в парах. Работа с текстом. Определение границ предложения.
- Сколько получилось предложений? (5)
-Какая тема текста?
- Озаглавьте по его теме вопросительным предложением и впишите название.
-Дома спишите текст и выполните задания к нему.
8. Индивидуальная работа с текстом.
- Ребята, мне в руки попал дневник литературного героя, он очень стремился стать грамотным.Ребята, предлагаю прочитать отрывок из литературного произведения и узнать кто главный герой..«Мать меня в школу не пускала, говорила, что я маленький еще, а мне так с ребятами в школу ходить хотелось. Вот как-то я остался один дома, скучно мне стало. Натянул порты, рубаху накинул, влез в лапти, подпоясал тулуп кушаком, шапку отцовскую на голову надел и побежал по своей слободе к школе. Бегу, собаки за мной гонятся, боязно мне. Добежал до школы, в сенцах шапку снял и отворил дверь в класс. А учитель строго спросил кто я такой, как меня зовут. Растерялся я, еле имя своё по слогам выговорил…»- Кто же это? (Филиппок из произведения Л.Н. Толстого) - Как вы думаете, этот мальчик наш с вами современник. ( Он жил почти 100 лет назад).- Что подчеркивает это? (Его одежда)- Назовите слова, обозначающие детали его одежды.
Слайд 5 (изображение одежды)На доске фиксируются таблички со словами: порты, лапти, тулуп, кушак.
- Употребляем ли мы в повседневной речи эти слова? (Нет, мы ими не пользуемся в повседневной жизни, потому что ушли в прошлое предметы, а вместе с ними и слова, которые их обозначают). Показ лаптей – У каждого слова своя жизнь, своя судьба. Слова, как и люди, рождаются, живут, уходят из жизни, устаревают. Меняется жизнь – меняются слова.
- Как вы думаете, о каких словах мы будем сейчас говорить на уроке? (устаревшие)- Какие устаревшие слова встретились в тексте еще? (Слобода, сени).- Вам понятен смысл этих слов? (Для того чтобы понять, что обозначает слово - поможет словарь)- А теперь давайте посмотрим, как объяснял слово слобода Владимир Иванович Даль, который создал «Толковый словарь живого великорусского языка». В основу словаря был положен «живой, устный язык русский, паче народный». 53 года своей жизни В.И. Даль посвятил его составлению. Последние четыре слова, услышанные от прислуги, он прикованный к постели, внес в словарь за неделю до смерти. А вот заняться составлением словаря ему посоветовал его лучший друг А.С. Пушкин, а В.И.Даль подсказал поэту сюжет сказки о золотой рыбке. Толковый словарь Даля – это хранилище народной мудрости, это подлинная энциклопедия жизни русского народа. (Хранители словаря читают толкование слова слобода- вид поселения или района города в истории России, Белоруссии и Украины).
YПервичное закрепление
1.Загадка-Ребята, по толкованию узнайте устаревшее название предмета, в который складывали дорогие и ценные вещи, семейные реликвии, а доставали их оттуда в самые торжественные моменты. (Сундук)-Для нас тоже наступил торжественный момент, и я достаю из сундучка цитаты из ваших любимых произведений с устаревшими словами, которые дороги нам, потому что это история своего народа.2.Исследовательская работа в группах.Каждой группе предлагается задание и план ответа. ( Прочитать отрывок из произведения, найти устаревшее слово, объяснить значение). Ответы детей иллюстрируются слайдами.
1) «На шестнадцатом году. Повстречаешь ты бедуВ этом возрасте своемРуку ты веретеномОцарапаешь, мой свет,И умрешь во цвете лет» (^ В. Жуковский «Спящая царевна»)
Слайд 6. Веретено — приспособление для ручного прядения пряжи
2) «Разгневается великий Зевс, и страшно подымутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнёт он своей десницей- удары грома раскатятся по всему небу, сверкнёт молния, сотрясётся высокий Олимп». Н. Кун «Олимп»)Слайд 7 . Десница-правая рука
3) "Говорит Дадон, зевая – А?...Кто там?... Беда какая Воевода говорит: «Петушок опять кричит»". (А.С. Пушкин «Петушок золотой гребешок»)Слайд 8.Воевода-предводитель войска .
4) «Нарядился кот в кафтан, красные сапожки, шапочку. Взял гусли, пришел к лисицыной норе, да и запел: Стрень-брень гусельки, золотые струнушки.» (Русская народная сказка «Кот и Лиса»)
Слайд 9.Кафтан-мужская долгополая верхняя одежда, гусли-струнный музыкальный инструмент.
5). «Ни огня, ни чёрной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне… (А.С.Пушкин Зимняя дорога»)Слайд 10.Верста-устаревшая русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 метрам
Слова: аршин, воевода, веретено, кафтан, гусли обозначают названия исчезнувших предметов. Ушли в историю предметы, а вместе с ними и слова. Такие устаревшие слова называют историзмами.- А некоторые слова исчезли, но вместо них появились новые слова – синонимы. Например десница- правая рука. Это архаизмы.Око-глаз, очи – глаза, ланиты – щёки, уста – губы, выя – шея, перст – палец, чело – лоб, десница- правая рука, шуйца- левая рука. ФизминуткаПощелкайте перстами, Улыбнитесь устами, Поднимите очи вверх, вправо, влево, вниз.
YII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1.Редактирование текста.- Нужно ли нам знать устаревшие слова?- Кто ими пользуется и для чего? (Их используют писатели, поэты, ученые, для того чтобы погрузится в эпоху прошлого, лучше представить жизнь того времени).-До нас дошло старинное послание, в котором древние писатели обращаются к вам. Ваша задача отредактировать текст: найти устаревшие слова, перевести их на современный язык и записать новый вариант текста. Кому сложно, воспользуйтесь словарём для справок.
Слайд 11 Дорогие отроки!Учиться старательно следует, ибо велика польза от учения. Благое время для сего – детство. В книгу чаще зри, она жизнь облегчит, избавит от скуки. Пред очами вашими откроются врата в мир большой и прекрасный.- К чему призывают вас древние писатели?Словарь для справок: дети, ребята, потому что, лучшее, для этого, смотри, перед глазами, ворота.Зачитывают варианты текста.
Слайд 12.Самопроверка по эталону. Самооценка.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение
1.Работа в парах с динамическими карточками на нахождение однокоренных слов.
- Найдите соответствие, соедините однокоренные слова.
Проверьте свою работу.
-Какое слово вам встретилось устаревшее»? Стража)
-Каким синонимом можно заменить?
2. Исценирование ситуации. - Ребята, понял бы Филиппок эту речь?
- Никита, привет! У меня вчера случилась беда! У меня на компьютере «Windows» полетел. Что мне теперь делать?- Настенька,, не переживай, надо всего лишь переустановить драйвера!(Нет, потому что раньше не было таких предметов, значит и таких слов)- Нужны ли нам эти новые слова? Имеют ли они право на существование?Слайд.13Древний философ Гораций говорил – как листья ежегодно сменяются на деревьях, так и слово, прожив свой век, уступает место вновь нарождающимся. - Но не забывайте, что мы русские люди, и хотя мы живем во время формул и терминов, мы должны хранить и беречь честь и достоинство великой древней речи, которая досталась нам в наследство от наших предков.Вот так изучая словарный состав, мы узнаем, что одни слова, ранее существовавшие в языке, исчезли, другие появились, третьи изменили свое значение, а некоторые, едва успев появиться, быстро устарели. Меняется жизнь, меняются и слова. VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.1.Беседа- Подходит к концу ещё один урок русского языка. Чему мы научились на этом уроке?- Где мы можем применить наши знания?- Всё ли у вас сегодня получилось на уроке? - Оцените работу класса . Оцените свою работу с помощью смайлика на полях тетради.
2.Домашнее задание.с.90 упр.536, найти и выписать 5 устаревших слов из сказок.По желанию можно описать внешность мамы, используя устаревшие слова.
3.Составление сенкана с ключевым словом «Слова»- Закончить урок хочу такими строками:Слова, слова, слова…Всему названье дано – И зверю, и предмету.Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету.Слова, слова, слова…Язык – и стар, и вечно нов!И это так прекрасно – В огромном мире – море слов-Купаться ежечасно!
Начало формы