Урок русского языка в 4 классе «Состав слова. Значимые части слова» с самоанализом.


Предмет: русский язык
Класс: 4
УМК «Школа России»
Дата проведения: 10.10 2016
МОБУ «Амосовская СОШ»
1.Тема урока: «Состав слова. Значимые части слова»
2.Цель урока: создать условия для актуализации знаний учащихся о значимых частях слова, вывести алгоритм разбора слова по составу, совершенствовать умения выделять части слова.
3.Задачи урока: формировать умение выделять значимые части слова, выполнять разбор слова по составу, составлять схему слова;
воспитывать культуру поведения на уроке, любовь к Родине посредством подбора языкового материала, воспитание культуры общения в группах;
развивать орфографическую зоркость при написании однокоренных слов, коммуникативные навыки через диалоговое обучение, умение рассуждать, доказывать правильность выбора решения, навыки группового взаимодействия.
4. Планируемые результаты
предметные: познакомятся с понятиями «состав слова», «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание»; с алгоритмом разбора слова по составу; научатся выделять части значимые слова; выполнять разбор слова по составу; делить однокоренные слова на группы; составлять схему слова; подбирать слова к данным схемам
личностные результаты: осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка,
к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; проявлять уважительное отношение к иному мнению; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке
метапредметные:
познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);
регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
коммуникативные: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); критично относиться к своему мнению
5. Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; интерактивная доска; колонки, электронное приложение к учебнику «Русский язык 4 класс» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, сконструированные задания на электронной доске, цветные смайлики.
6.Литература: тетрадь, учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкийорганизационная структура (сценарий) урока
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормируемые УУД
I. Мотивация к деятельности
1. Приветствие: Благоприятный климат.
- Добрый день! Улыбнёмся друг другу. Я желаю вам удачи!
- Кто нам скажет, какой у нас с вами сейчас будет урок? Проверьте свою готовность к уроку.
– Что вы ждёте от этого урока? Наклейте тот смайлик, который вам больше понравился. Я думаю, что все ваши ожидания будут не напрасны.
_ Положительный эмоциональный настрой на урок.
Отвечают на вопросы, проверяют наличие необходимых школьных принадлежностей, наклеивают смайлики
Л – осознают важность правильной организации рабочего места как условия успешной учебной деятельности, проявляют готовность к работе на уроке
II. Актуализация имеющихся знаний
1.Проверка домашнего задания.
– Прочитайте задание 74. Объясните значения устойчивых сочетаний слов.
– Прочитайте составленные предложения с фразеологизмом.
– Прочитайте стихотворение А. Арсирия в задании 75.
2.Минутка чистописания.
– Прочитайте слова «филин», «Федя». Определите букву, которую мы будем писать сегодня на минутке чистописания. Буква обозначает мягкий, глухой согласный звук. Какая это буква? (Буква «ф».)
3. Работа над словами с непроверяемым написанием.
– Отгадайте загадку:
Ходит город-великан 
На работу в океан.
(Корабль.)
– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.
– Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «корабль» 1.Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.
Объясняют толкование фразеологических оборотов,читают составленные предложения.
Читают восстановленное стихотворение.
2.Выполняют чистописание. Записывают буквосочетания и скороговорку.
офф фоф ффо
Федя филина боится –
Филин может рассердиться.
3. Записывают словарное слово в индивидуальный словарик. Подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения с этим словом. Составляют предложения
П - Выдвигают гипотезу и обосновывают ее.
Л - Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.
Р - Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу
III. Выявление затруднений в деятельности и целеполагание
1.Работа с графическим изображением морфем. Побуждение к работе.
- Ребята, посмотрите, на доске появились значки. Как вы думаете, что они могут обозначать?
203835-338455- Что вы заметили? Есть ли здесь «лишний» значок? Что он обозначает?
- Кто из вас может расставить эти «значки» по порядку? Что же у нас получилось? (графическое изображение состава слова).
40640236220
2.Формулировка темы и задач урока
- Ребята, а можете ли вы назвать тему нашего сегодняшнего урока? Чему мы будем учиться на уроке?
- Что значит разобрать слово по составу?
- Для чего нам нужно уметь разбирать слова по составу? Верно: если знаешь части слова, то напишешь их толково!
Дети анализируют и находят лишний значок - !Расставляют морфемы по порядку алгоритма разбора слова по составу.
Определяют темы, цели и задачи, стоящие перед каждым учеником.
П – строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.
Р – планируют свои действия для решения задачи
IV. Совместное открытие знания
1. Наблюдение над языковым материалом. Работа
по учебнику
(упражне-ние 77)Физкультминутка Организация работы по теме урока.
– Прочитайте. Назовите сказку. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. С. Пушкина.)
– Найдите в тексте однокоренные слова. (Корабельщики, кораблик, корабль.) Что они обозначают?
– Являются ли однокоренными выделенные слова? Почему? (Слова «пристань» и «с пристани» не являются однокоренными. Это формы одного
и того же слова.)
– Спишите, выделите корень в однокоренных словах.
А сейчас представьте, что вы качаетесь на волнах(музыка). Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.
Объясняют значения однокоренных слов.
Корабельщик (устар.) – тот, кто плавает на корабле (обычно торговом); моряк.
Корабль – многомачтовое парусное судно с прямыми парусами.
Кораблик – уменьшительно-ласкательное название слова «корабль».
Выполняют движения под музыку П - Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию
V. Первичное закрепление во внешней речи
Работа
по учебнику
(упражне-ние 80 Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.
– Прочитайте. Скажите, все ли слова в каждой группе являются однокоренными? Объясните, почему. (Не все слова в каждой группе являются однокоренными. Должно выполняться два условия: общий корень и близость по значению. В данных группах даны слова, разные по значению.)Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.
Записывают однокоренные слова группами. Выделяют в них корень.
П – анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков.
Л – ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности.
Р – принимают и сохраняют цель и учебную задачу
VI. Самостоятельная работа с проверкой
Самостоятельная индивидуальная работа. Разбор слов по составу.
- Проверим, как вы примените знание алгоритма разбора слова по составу.
- Кто считает, что он справился с заданием? Как себя оценили? Обоснуйте свою оценку.
- Сравните с работой соседа по парте. Не спешите исправлять. Обменяйтесь тетрадями. Проверим. У доски разбирает 1 ученик: остальные проверяют, сигнализируя большим пальцем.
Самостоятельно разбирают слова по составу.
Самопроверка по ключам – образцам.
А: умеют аргументировать правильность разбора слов по составу, вести продуктивный диалог.
В: умеют самостоятельно разбирать слова по составу; делают выводы.
С: знают алгоритм разбора слов по составу.
Работают индивидуально.
Р – учитывают правило в планировании способарешения
К - сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи); критично относятся к своему мнению
VI. Включение в систему знаний и повторений
Работа в группах
- Для того чтобы мы хорошо работали, я предлагаю поделиться на группы. Вспомним правила работы в группе. Но самое главное правило: когда одна группа отвечает, другая группа, что делают?....(слушают)
- Откройте тетради. Запишите дату, классная работа. Писать нужно аккуратно, без ошибок и красиво.
Задание 1.
- Составить постеры «Алгоритм разбора слов по составу» и выступить с ним перед классом.
- Проверьте в группах правильность составления алгоритма по ключам. - Кто желает озвучить данный алгоритм?
- А сейчас проверим, как вы выполнили работу? Каждый из вас должен оценить свою работу, т.е. поставить себе оценку.
- Кто желает прокомментировать свою работу?
2. Тест «Верные и неверные утверждения».
- Давайте проверим, как каждый из вас понял данную тему, для этого мы выполним задание. Будьте очень внимательны, если вы считаете, что утверждение верное, ставите (+), если нет (-). Таким образом, вы можете проверить себя и узнать, над чем ещё придётся поработать.
1. Корень – это главная часть предложения. (-)
2. Родственные слова ещё называют однокоренными. (+)
3. Основа – это часть слова с окончанием. (-)
4. Верно ли, что слова вода и водитель являются однокоренными? (-)
5.Окончание – это изменяемая часть слова. (+)Взаимопроверка по интерактивной доске. ВзаимооцениваниеСоставляют алгоритм.
Взаимодействуют «ученик – ученик».
Выступает одна из групп, выполнивших первыми.
Остальные внимательно слушают.
Пр. – умеют находить однокоренные слова, знают изученные части слова.
П – анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков.
Р – учитывают правило в планировании способа решения
К – ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
VII. Рефлексия
Организация и инструктирование процесса оценивания
- Наш урок подошёл к концу. Скажите, чему мы учились на уроке? Что вам удалось? В чём были затруднения? Как бы вы оценили работу класса, свою работу на уроке?
Во время групповой работы  ученики оценивают свою работу на уроке. Рассуждают, анализируют.
Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
VIII. Домашнее задание
Дома нужно выполнить задание интересное, творческого характера. Сочините о своей части слова синквейн, интересный рассказ, сказку, можно стихотворение. Слушают учителя, делают записи Р – принимают цель, содержание и способы выполнения задания
Приложение 1. Разбор слова по составу(ключ к заданию)
Порядок разбора _________
__________ ___________ _________
Части слова приставка
______ корень
______ суффикс
_______ окончание
______
Что делаю?
Подбираю однокоренные слова
Изменяю
форму
слова
с приставками и
без приставок с приставками и
без приставок, с суффиксами
и без суффиксов с суффиксами
и без суффиксов по числам
по падежам
по родам
по числам
Приложение 2.
Оценочный лист группы
№ Имя 1 задание «Алгоритм разбора слова по составу»
Критерии:
0 ошибок-3б.
1 ошибка-2б.
2ошибки- 1б.
Больше 2-х ошибок – нужно поработать. 2 задание
«Верные и неверные утверждения»
Критерии:
5 «+» - 3б.,
4 «+» - 2б.,
3 «+» - 1б.
Меньше 3-х – 0б. 3 задание
Разбор
слова по составу
Критерии:
Верно корни-3б.
Верно окончания-3б.
Верно суффиксы-2б.
Верно приставки-1б. Итог:
17-18 б. -«5»
15-16б. -«4»
13-14б. -«3»
1 2 3 4 5 Самоанализ урока русского языка
Класс: 4
Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова.»Тип урока и его структура: урок открытия новых знаний.
Это первый урок в разделе « Состав слова». На нём происходит освоение предметных знаний (базовые понятия): «состав слова», уточняются понятия «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание». Самоанализ своего урока я начну с краткой характеристики класса.
В классе 6 человек, на уроке присутствовало 6 . Класс по своему составу и возможностям - полярный. Есть учащиеся, которые очень успешны в обучении, легко схватывают новый материал, имеют высокую скорость выполнения заданий.
Однако на фоне успешных ребят выделяется группа учащихся, которым трудно дается изучение предметов школьного цикла. Поэтому при подготовке к урокам стараюсь учесть все перечисленные аспекты и подбирать задания таким образом, чтобы у каждого была возможность реализовать себя.
В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД:
Личностные: осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка, к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; проявлять уважительное отношение к иному мнению; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.
Познавательные: осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);
Регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
Коммуникативные: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); критично относиться к своему мнению.
На уроке была поставлена триединая дидактическая цель, которая реализовывалась через следующие аспекты:
-образовательный: формировать умение выделять значимые части слова, выполнять разбор слова по составу, составлять схему слова;
- развивающий: развивать орфографическую зоркость при написании однокоренных слов, коммуникативные навыки через диалоговое обучение, умение рассуждать, доказывать правильность выбора решения, навыки группового взаимодействия.
- воспитательный: воспитывать культуру поведения на уроке, любовь к Родине посредством подбора языкового материала, воспитывать культуру общения в группах.
На уроке были использованы основные принципы образования, положенные в основу работы с младшими школьниками:
Принцип личностно-ориентированного подхода к ребёнку:
- дифференцированный подбор заданий при индивидуальном опросе;
-создание ребёнку ситуации успеха, формирование положительной установки к процессу обучения, заинтересованности;
- разнообразие форм и методов организации работы (частичное исследование, проблемные вопросы, работа в группах) позволяли раскрыть содержание нового материала и расширить содержание субъективного опыта каждого ребёнка.
2.  Принцип индивидуального и личностного подхода:
- осознание своего «Я», максимальный учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
3. Принцип гуманистичности:
- ребёнок активный, субъективный в совместной деятельности с педагогом, основанной на сотрудничестве, на взаимном уважении.

На уроке использовался учебник «Русский язык» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий для 4 класса, карточки с алгоритмом разбора, мультимедийный проектор; интерактивная доска
Урок организуется в форме учебного сотрудничества (беседы, дискуссии), осуществляется работа с пониманием и вариантами непонимания учащихся. Учитель готов внести в свою работу с классом соответствующие методические коррективы: по-иному сформулировать вопрос или познавательную задачу, чтобы направить в верное русло анализ, попросить учащихся составить свои примеры. Неправильные ответы, не соответствующие плану урока, не игнорируются и не отбрасываются. При необходимости вносятся изменения в запланированные формы обучения.
На организационном этапе было проведено быстрое включение  обучающихся в деловой ритм; созданы условия для дальнейшей работы.
  Минутка чистописания. Словарная работа. На этих этапах урока был актуализирован субъективный опыт детей. Через  анализ языкового материала была выведена тема урока, поставлена цель.
«Открытие» нового знания, 
Цель: открытие детьми нового знания и формирование способности к его выполнению.
- новое знание было открыто детьми посредством решение проблемной ситуации.
Первичное закрепление,
(понимание, структурное оформление нового знания).
- выполнение детьми типовых упражнений на новое знание.
- проговаривание способа выполнения в громкой речи.
  Первичное закрепление во внешней речи произошло через анализ языкового материалаи схем учебника посредством продуктивного диалога. В итоге новое знание фиксируется в речи и знаково.( вербализируем, фиксируем новое знание, возвращаемся к заданию, вызвавшему затруднение).
   На этапе контроля обучающимся была предложена самостоятельная работа,
 задания которой позволили проверить уровень усвоения знаний(теоретические знания, практические умения):
- самостоятельное выполнение детьми упражнения на новый способ действия.
- самостоятельная работа маленькая по объёму способствовала созданию ситуации успеха у детей и развитию интереса к уроку русского языка.
- самопроверка по эталону.
Создаётся ситуация успеха и её самоощущение через выполнение требований к самостоятельной работе:
- узкая направленность,
- индивидуальность,
- небольшой объём.
Результат: индивидуальная рефлексия.
- адекватная самооценка,
- навык самоконтроля
Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников основным универсальным учебным действиям.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации обучающихся.
На всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность частично-поискового и репродуктивного характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практические.
Для каждого ребёнка была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебный материал урока соответствовал принципу использования в обучении игровых методов, принципу доступности и был посилен для учеников второго класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных задач на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей второклассников.
 
Класс:4
Тема урока:_ «_______________»
Тип урока и его структура: ______________________
Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся…) Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
Какие УУД формировались в процессе урока?
В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД
Личностные:
Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности
Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?
Считаю, что главный этап урока – это
Осуществление развития учащихся в процессе обучения (осуществление метапредметности)
Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап?
Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?
Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
Как Вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
Примечание: К самоанализу прилагается развернутый конспект урока