Проблема жестокого обращения и насилия в отношении детей


Проблема жестокого обращения и насилия в отношении детей Выступление Шмыревой Л.А, социального педагогаФевраль ,2015 г. Из истории Упоминания о жестокостях к детям в различных литературных источниках встречаются до II в. н.э. детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый ребенок может помочь бесплодным женщинам справиться с болезнями, обеспечить здоровье и молодость; их хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее;детей продавали и покупали. ГМО психологов и социальных педагогов Жестокое обращение с ребенком – это все формы физического и/или эмоционального плохого обращения, сексуальное насилие,отсутствие заботы, пренебрежение, торговля или другие формы эксплуатации, способные привести или приводящие к фактическому ущербу для здоровья ребенка, его выживания, развития или достоинства в контексте отношений ответственности, доверия или власти. (ВОЗ, 1999). Основная причина жестокого обращения с детьми - внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного. Физическое насилие Пренебрежение Сексуальное насилие Эмоциональное насилие Пренебрежение основными нуждами Пренебрежение основными нуждами ребенка отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании,образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, неопытность, психические болезни) и без таковых. Когда не заботятся о здоровье ребенка Формы пренебрежения нуждами ребенка - оставление ребенка без присмотра;- не предоставление ребенку медицинской помощи;- отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность);- отсутствие получения адекватного образования. Основные виды пренебрежения нуждами ребенка - отказ от ребенка;- недостаток заботы;- отсутствие подходящей одежды и хорошей гигиены;- нехватка медицинской помощи;- недостаток соответствующего образования;- недостаток необходимого питания;- нехватка необходимого крова. Признаки отсутствия заботы о ребенке - недостаточный возрасту вес и рост ребенка;- плохая, неопрятная одежда;- плохая гигиена кожи, зубов;- попрошайничество, воровство пищи;- непосещение школы, прогулы;- приходит очень рано в школу или уходит слишком поздно;- повышенная утомляемость, апатичность. Последствия пренебрежения основными нуждами у детей и подростков Внешние проявления: - утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки; - у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи; - одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка; - нечистоплотность, несвежий запах. Физические признаки: - отставание в весе и росте от сверстников; - педикулез, чесотка; - частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания;- запущенный кариес; - отсутствие надлежащих прививок;- задержка речевого и психического развития. Особенности поведения: - постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.; - неумение играть; - постоянный поиск внимания/участия; - частые пропуски школьных занятий; - крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в "псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться; - склонность к поджогам, жестокость к животным; - мастурбация, раскачивание, сосание пальцев и пр. Эмоциональное насилие периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушению психического развития. Когда ребенка лишают родительской ласки Основные виды эмоционального (психологического) насилия - угрозы, запугивание;- оскорбления, крики;- брань, унижение человеческого достоинства;- негативное оценивание с акцентированием на недостатках;- ложь, обман ребенка;- завышенные требования, не соответствующие возрасту;- принуждения к одиночеству, отвержение ребенка;- лишение родительской любви, заботы и безопасности;- причинение вреда родителям на глазах у детей - страхи и фобии;- задержка физического, умственного и эмоционально-волевого развития;- беспокойная привязанность;- чувство вины, стыда; - депрессии;- вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос и пр.)- эмоциональная незрелость;- неуспешность в учебной деятельности;- агрессивность (неконтролируемое аффективное поведение)- низкая самооценка;- противоречивый стиль поведения; - аффективно-тревожное восприятие одиночества;- коммуникативная некомпетентность;- нарушение самосознания и идентичности; - не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается; - публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;- сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверх критично относятся к нему; - обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр. Физическое насилие Физическое насилие преднамеренное или неосторожное нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают его жизни. Когда ребенка бьют или причиняют ему вред часто потому, чтобы сорвать зло Разновидности физического насилия - избиение;- истязание;- сотрясение;- удары;- пощечины;- прижигания ;- удушение;- утопление;- дача алкоголя, наркотиков или других ядовитых, одурманивающих препаратов, включая медикаменты;- заточение с лишением еды и питья;- лишение теплой одежды (выгоняют на мороз);- другие нарушения режима с принуждением к исполнению приказов. Признаки физического насилия - царапины и рубцы; - ожоги; - ссадины; - травмы головы;- травмы скелета; - ушибы тела, ягодиц или головы;- внутренние травмы в результате ударов по животу (кровоизлияния в кишечнике, ушиб печени, селезенки и поджелудочной железы, травма почек, напряженность брюшины или мягкость брюшной полости и др.) Последствия физического насилия у детей и подростков - страхи, фобии;- ЗПР;- чувство беспомощности;- амбивалентные чувства к взрослым;- отсутствие сопротивления, примирение;- «эмоциональная тупость»; эмоциональная неустойчивость;- депрессии;- ПТСР; - нарушение познавательной деятельности;- академическая неуспеваемость;- стигматизация; - низкая самооценка;- аутоэротические действия (раскачивание, сосание пальца и пр.)- аутоагрессивное поведение; - нарушение межличностных отношений;- девиантное поведение Сексуальное насилие Сексуальное насилие (злоупотребление детьми) – это вовлечение ребенка в действие с сексуальной окраской с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды. Когда ребенка заставляют трогатьинтимные части тела взрослого Формы сексуального насилия над детьми ласки, ощупывание, целование, тайное прикосновение к интимным частям тела ребенка;рассматривание половых органов ребенка;принуждение ребенка прикасаться к половым органам другого человека;эксгибиционизм;вуайеризм; Формы сексуального насилия над детьми - притеснение ребенка смущающими взглядами и сексуальными высказываниями;- порнография (принуждение ребенка рассматривать порнографические снимки);- мастурбация в присутствии ребенка; инцест;изнасилование;- принудительная проституция. Последствия сексуального насилия у детей и подростков - ночные кошмары, страхи, фобии;- отставание в речевом и интеллектуальном развитии; - нарушение привязанности; нарушение базового доверия;- агрессия, гнев;- депрессия;- ПТСР;- школьная неуспеваемость;- открытость границ;- сексуализированное поведение- низкая самооценка (стигматизация); - суицидальные попытки и мысли; - побеги из дома;- употребление наркотиков и алкоголя;- проституция, промискуитет;- поведенческий диапазон от регрессии до псевдовзрослости Определение комплексного насилия это сочетание различных видов насилия: физического, эмоционального (психологического), сексуального, в результате воздействия которого возникают нарушения физического, психического, психосексуального развития и здоровья ребенка, что приводит к деформации личности, по-явлению отклонений в поведении, затрудняющих его социальную адаптацию. Последствия комплексного насилия Если преобладало эмоциональное насилие, то оказывалось более сильное влияние на интеллект детей, их школьную успеваемость, на личностные и межличностные отношения. Формировался тип «маленький неудачник» Если преобладало физическое насилие,то у детей проявлялись: острые состояния страха, отсутствие контроля над своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению, депрессии, отсутствие доверия, садистские наклонности, антисоциальное поведение. Если преобладало сексуальное насилие, связанное с ранним сексуальным опытом, действиями, совершенными вопреки желаниям детей, то это выражалось в нарушении сексуального развития детей, их половой идентификации и сексуальных установок, в развитии ПТСР и заниженной самооценки, агрессивности, насильственном поведении. Дети, которые подвергаются жестокому обращению и насилию, в какой бы форме оно не происходило, «выпадают» из нормального процесса социализации, и лишены необходимых для нормального роста и развития ощущения безопасности. Надеемся и верим!