Презентация к докладу Духовно-нравственное развитие младшего школьника


Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС Калинина С.А Духовность –свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Педагог-Ребенок-Родитель * Задачи духовно-нравственного воспитания-формирование национальных базовых ценностей, через духовно-нравственное воспитание личности ребенка как гражданина России;-расширение социального опыта, принятия общепринятых норм и правил жизни через организацию игровой, проектной деятельности, вовлечение родителей в процесс социализации детей; - формирование начальных основ сотрудничества в триаде педагог-ребенок – родитель в процессе игрового взаимодействия в ведущей деятельности каждого возрастного этапа: раннее детство – общение и предметная деятельность, дошкольное детство – общение и игра;- становление творческого начала, развитие воображения ребенка посредством вовлечения его в активный процесс познания. * http://aida.ucoz.ru * Нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы. В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. * http://aida.ucoz.ru * Я рассмотрела уровни нравственности по Кольбергу. Оказывается, дети до 10 лет относятся к преднравственному уровню. КОЛЬБЕРГ (Kohlberg) Лоренс (1927-1987) — американский психолог, специалист в области психологии развития. * http://aida.ucoz.ru *  Преднравственный уровень  включает 2 стадии: на первой стадии ребенок оценивает поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, он склонен судить о поступках по важности их последствий, суждения выносятся в зависимости от того вознаграждение или наказание может повлечь за собой этот поступок. * http://aida.ucoz.ru * На второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь, и ребенок начинает судить о поступках по обусловившим их намерениям, понимая, что намерения важнее результатов совершенного поступка (“автономная мораль”). Вначале ребенок совершает нравственные поступки ради одобрения взрослых. * http://aida.ucoz.ru * Для нравственного формирования личности исключительно важны самостоятельные действия ребёнка. Когда ученик действует только по указанию учителя и взрослых и под их наблюдением, он учится, прежде всего, послушанию. Даже в младших классах следует избегать давать детям лишь готовые решения. Это влечёт за собой отрыв воспитания от жизни. Поэтому воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы предусмотреть ситуации, в которых ребёнок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Словом, ученик должен научиться правильно действовать, когда за ним не наблюдают, когда от него не требуют * http://aida.ucoz.ru * . Накапливая собственныйнравственный опыт, ребёнокможет ошибиться, неправильно поступить. Учитель должен помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие. * http://aida.ucoz.ru * Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. * http://aida.ucoz.ru * Становление и развитие детского коллектива, формирование в нём нравственных взаимоотношений – процесс сложный и длительный, требующий постоянного внимания педагога.Надо помочь детям почувствовать коллектив как целое, научить их дорожить его интересами. Коллектив должен заботиться о каждом своём товарище, знать об условиях, в которых он живёт, способствовать его хорошему самочувствию, удовлетворению его интересов и развитию способностей. * http://aida.ucoz.ru * В нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой. * http://aida.ucoz.ru * Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей. * http://aida.ucoz.ru * * http://aida.ucoz.ru * Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но тем не менее необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность.   Каковы же ожидаемые результаты по духовно-нравственному развитию с введением ФГОС? * http://aida.ucoz.ru * 1. Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты. * http://aida.ucoz.ru * 2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей. * http://aida.ucoz.ru * 3.Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. * http://aida.ucoz.ru * 4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре. 5. Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа - центр социокультурной среды. 6. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. * http://aida.ucoz.ru * Духовно – нравственный портрет ребенка Добрый, не причиняющий зла живомуЧестный и справедливыйЛюбящий и заботливыйТрудолюбивый и настойчивыйТворящий и оберегающий красоту мираСтремящийся к знаниям и критично мыслящийСмелый и решительный Свободолюбивый и ответственныйСамостоятельный и законопослушныйЧувствующий свою связь со своим народом, страной, культуройБережно относящийся к слову, к своим речевым поступкамПатриотичный (готовый поступиться своими интересами)Толерантный (уважающий других, не похожих на него) * http://aida.ucoz.ru * «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Ни какие уставы и программы, ни какой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был продуман, не может заменить личности в деле воспитания» К.Ушинский