Статья РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА


Т.А. Шарапова
МКОУ СОШ №1 г. Россоши
РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
«В настоящее время происходят заметные изменения в социально-экономических основах общества, науке и технике. Человеку, если он хочет активно участвовать в жизни общества, необходимо проявлять творческую активность, обнаруживать и развивать индивидуальные способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться» [7, с. 70]
Таким образом, обучение должно обеспечить воспитание личности учащегося, характеризуемой как творчески активной, социально зрелой, культурной и высоконравственной. Образование, в том числе и математическое, должно быть направленно, прежде всего, на развитие у учащихся основ современного мышления, которое позволило бы им не только успешно использовать приобретенные знания, навыки, но и самостоятельно добывать новые.
Новая парадигма образования в РФ характеризуется личностно ориентированным подходом, идей развивающего обучения, созданием условий для самоорганизации и саморазвития личности, субъективностью образования, направленностью на конструирование содержания, форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих развитие каждого ученика, его познавательных способностей и личностных качеств.
В концепции школьного математического образования выделены его основные цели- это обучение учащегося приемам и методам математического познания, формирование у них качеств математического мышления, соответствующих мыслительных способностей и умений. Важность этого направления работы усиливается возрастающим значением и применением математики в различных областях науки, экономики и производства.
Каждый человек имеет свои специфические способности. Личность в ее своеобразии и есть индивидуальность. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах.
А что же такое личность?
«Личность – дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем» (К.К. Платонов)
«Основу личности составляет ее структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования.
Структура личности (по С.Л. Рубинштейну)
Направленность(проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрения) Знания, умения, навыки (приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности) Индивидуально-типологические особенности(проявляются в темпераменте, характере, способностях)
Развитие личности несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе общения с младшими школьниками.» [3, с. 65]
Главное увлечь ребят, приобщить к учению. Среди всех школьных дисциплин, наиболее удобна в использовании для решения этого вопроса – математика.
В арсенале любого учителя найдутся большое количество форм и методов, позволяющих дать ребенку знания, а заодно и разносторонне развить ученика как личность.
Индивидуальная и самостоятельная форма работы, одна из определяющих форм работы с детьми на уроках математики.
В организации коллективной, индивидуальной и самостоятельной работы учащихся помогают различные наборы карточек. Задания различной степени сложности, которые предлагаются для выбора учащимся, учитывая уровень усвоенных знаний. Особенность использования данной формы дифференциации состоит в том, что для самостоятельной работы учащимся предлагается три варианта заданий различной сложности:
трудный, менее сложный, легкий.
Каждое задание соответственно имеет свою оценку: «5», «4», «3». При выполнении этих заданий, мало кто из ребят берет конверт с заданием, где стоит цифра «3». Учащиеся сами оценивают свои знания и преодолевают психологический барьер.
В минуты отдыха нередко предлагаются занимательные логические упражнения, например:
Сосна выше березы, береза выше ели. Что ниже: сосна или ель?
У пяти братьев по одной сестре. Сколько всех?
Есть песочные часы на 3 мин. и 7 мин. Как сварить яйцо ровно за 4 мин.? и т.д.
Развивая свое логическое мышление, мы способствуем работе интеллекта, а интеллект – это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. Чем в большей мере человек использует свой интеллект в анализе и оценке происходящего, тем в меньшей мере он податлив к любым попыткам манипулирования им извне.
Появились новые Федеральные образовательные стандарты общего образования второго поколения, в которых прописано, что главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблем.
«К логическим универсальным действиям относятся:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цели рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование»[2, с. 174]
Из вышеуказанного следует, что уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщение и др.). «Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы» [6, с. 262]
Одним из наиболее эффективных способов развитие познавательных интересов, на мой взгляд, является технология коллективного способа обучения.
Введение коллективных учебных занятий – это качественное изменение всего учебного процесса. Это принципиально новый этап в его развитии.
«Коллективизм в обучении – это главный резерв качества и эффективности работы. Коллектив не усредняет личность, не приводит к человеческому единообразию. Напротив, помогает сформировать в каждом индивидуальность яркую и неповторимую» [4, с.54] На уроках математики создаются такие учебные ситуации, которые позволяют каждому ребёнку проявить себя.
Читая книгу Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте, дети», можно обратить внимание на такие слова: «…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока». [1, с.37]
С большим интересом на уроке проходят игры «Путешествие в сказочную страну»; «Прогулка по лесу»; «В цирке» и т.д.
«Космонавты»:
Класс делится на три экипажа. У каждого экипажа ракета, в которую вставлена карточка с записанными на ней примерами. Количество примеров совпадает с количеством членов каждого экипажа. По сигналу учителя, ученики выполняют задание по цепочке. Последний поднимает ракету. Если все ответы правильные, экипаж стартует в космос.
«Веселый счет»:
12 14 15 16
13 20 19 17
18 11 13 19
17 16 18 12 19 14 15
11 20
Назови и покажи все числа от 11 до 20 написанные черным цветом, а затем красным.
Назови и покажи цифры одновременно (и черные, и красные).
«Найди сумму»:
7 3 2 7 4
5 9 5
- Найди сумму чисел записанных красным цветом, чёрным цветом;
- Запиши полученный результат» [5, с. 36]
Геометрический материал:

- Из каких геометрических фигур составлены данные рисунки?
- Каких геометрических фигур больше в данном рисунке? На сколько больше?
Дети с большим удовольствием решают задачи занимательного характера в рифмованной форме.
Я.А. Каменский «Труд школьника должен стать источником умственного удовлетворения и душевной радостью. Учением можно и нужно заниматься с увлечением, с интересом, а не просто по обязанности». Чем самостоятельнее в своих поступках и деятельности ребенок, тем он в большей степени - зрелая личность.
В конце первого полугодия 2011-2012 учебного года школьным психологом проводилось исследование познавательных процессов и личностных свойств учащихся. Данные по 4 классу. В классе -30 человек. Логическая память - очень высокая-15ч.(50%); высокая-7ч.(23,33 %); средняя-5ч.(16,67 %); низкая-3ч.(10%). Мышление (закономерности) - очень высокое- 11ч.(36,67%); высокое-5ч.(16,67 %); среднее-10ч.(33,33%); низкое-4ч.(13,33 %)
Диагностика мышления:
Тест Липпмана «Логические закономерности»
Диагностическая цель: Исследование логического аспекта мышления.Процедура тестирования. Испытуемым предъявляют письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется.
Числовые ряды:
1)2,3,4,5,6,7
2)6,9,12,15,18,21
3)1,2,4,8,16,32
4)4,5,8,9,12,13
5)19,16,14,11,9,6
6)29,28,26,23,19,14
7)16;8;4;2;1;0,5
8)1,4,9,16,25,36
9)21,18,16,15,12,10
10)3, 6, 8, 16, 18, 36
Сегодня математика как живая наука с многосторонними связями, оказывающая существенное влияние на развитие других наук и практики, являются базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности.
В качестве одного из основополагающих принципов новой концепции в «математике для всех» на первый план выдвинута идея приоритета развивающей функции обучения математике. В соответствии с этим принципом центром методической системы обучения математике становиться не крушение основ математической науки как таковой, а познание окружающего человека мира средствами математики и, как следствие, к динамичной адаптации человека к этому миру, к социализации личности.
Список литературы
Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети» - М: Просвещение,1983 г.
Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - г. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 г.
3. Гамезо М.В., Домашенко И.А., Атлас по психологии.- М: Просвещение, 1986 г..
4. Кулагин И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека./ Учебное пособие для студентов ВУЗ –М: Т.Ц. Сфера, 2003 г..
Кром В.И. Активизация познавательной деятельности на уроках математики./ Журнал «Начальная школа» №8, 1999 г.
Рогов Е.И. Общая психология (курс лекций) - М: ВЛАДОС.,1998 г..Фаустова Н.П. К вопросу о математическом образовании в начальной школе./Журнал «Начальная школа» №7, 2006 г.