Консультация для родителей Взаимодействие ДОУ и семьи: Профилактика жестокого обращения с ребёнком в семье.

Кайгородова Светлана Геннадьевна
воспитатель высшей квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад №17» г. Березники Пермский край

Взаимодействие ДОУ и семьи:
Профилактика жестокого обращения с ребенком в семье

Дошкольное детство – это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Надлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.
Проблемы семейного воспитания
Дефицит ласки, которую испытывают наши дети.
Синдром опасного обращения с детьми:
- поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождается нанесением физической, психологической и нравственной травмы.
Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия –уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями. 
Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми.
Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в семье.
Необходимость защиты ребенка от всех форм жестокого обращения, от пренебрежения его интересами, от эксплуатации становится требованием времени и определенных знаний в выявлении различных форм насилия и связанных с ними последствий.
Цель: Создание условий для соблюдения прав ребенка в семье.
Задачи:
Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
Раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
Создание условий для психолого-педагогической, медицинской поддержки воспитанников;
Осуществление индивидуального подхода к воспитанникам и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
Основные формы жестокого обращения с детьми:
 Физическое,  – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к отставанию в развитии, смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического и психического здоровья.
Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие:
малоподвижность, безразличие к окружающему миру;
боязнь физического контакта с взрослыми;
реакция испуга на плач других детей;
редкая улыбка и проявления радости;
плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль
лживость, воровство;
копирование поведения взрослых;
агрессивность, жестокое отношение к животным;
болезненное отношение к замечаниям, критике.

Психическое (эмоциональное),– периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей(опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности.
Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить психическое насилие:
нарушение сна, отсутствие аппетита;
длительно сохраняющееся подавленное состояние;
беспокойство, тревожность, агрессивность;
склонность к уединению;
неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
низкая самооценка;
чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение

Моральная жестокость (пренебрежение основными нуждами ребенка). – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Особенности психического состояния ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему:
стремление любыми способами привлечь к себе внимание взрослых;
требование ласки и внимания;
пассивность, подавленное состояние, апатия;
агрессивность и импульсивность;
неумение общаться с людьми;
низкая самооценка.

Факторы риска, т.е. обстоятельства, ситуации, способствующие жестокому обращению с детьми.
нежеланный ребенок;
наличие у ребенка физических и умственных недостатков;
нелюбимый ребенок в семье;
сходство с нелюбимым родственником;
нарушения в поведении ребенка,
социальное неблагополучие семьи: - неполная или многодетная семья,
а также та, в которой постоянно возникают конфликты между 
родителями;
наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией;
специфические культурные или религиозные факторы;
низкий уровень образования
юные родители (17 лет и моложе) с неадекватными родительскими навыками;
использования физического и психического насилия в качестве наказания;
Профилактическая работа с родителями предусматривает включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, мероприятий с детьми и родителями, работу Совета дошкольного учреждения.

Работа реализуется через:
Планирование работы по профилактики жестокого обращения с детьми;
Составление социального паспорта группы;
Ведение картотеки воспитанников из неблагополучных семей,
стоящих на учете, ПДН
Анкетирование родителей с целью выявления внутрисемейных отношений;
Заполнение личной карточки воспитанника;
Посещение семей;
Работа с инспектором по делам несовершеннолетних.

Работа воспитателя проводится в 3 этапа:
1этап. Выявление детей, имеющих те или иные психологические проблемы.
Те дети, права которых в семье нарушаются, обычно имеют трудности в адаптации: трудности в обучении, агрессия, трудности взаимодействия со сверстниками ит.д.
2этап. Выявление родителей, нарушающих права своих детей, то есть применяющих к детям физическое или психическое насилие. С этой целью проводится анкетирование родителей детей, имеющих трудности в адаптации, а так же выявляются методы воспитательного воздействия, которые применяют родители этих детей.
3 этап. Профилактическая работа в тех семьях, в которых нарушаются права детей.

Если вы видите жестокое обращение или пренебрежение по отношению к ребенку, обязательно сообщите об этом. Ваше равнодушие может стоить ребенку жизни.
Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в семье.

Библиографический список
1. Лысова А.В. Насилие в семье – объект социальной политики в США// Социс, 2005 № 12.
 2. Мачинская Н.А. Дети в современном обществе// Альманах Гуманитарий. Научный ежегодник Историко-социологического института МГУ им. Н.П. Огарева.- 2004.- № 4.
Обыкновенное зло: исследование насилия в семье/ Сост. и ред. О.М. Здравомысловой. – М.: Едиториал УРСС.- 2003.
Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения и их родителям // Под редакцией Сафоновой Т.Я., Цымбала Е.И. М., 2001. - ст.8,25,31,32,36,40.
Кондаков И. М. Психологический словарь. – М.: СГИ, 2002.
Кон И. С. Дети России: насилие и защита. – М.: Прогресс,1997.
Платонова Н. М.. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации.- СПб.: Речь,2004.
Е.И. Цымбал, Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия (учебное пособие) – М: РБФ НАН, 2007





15