Доклад на тему: «Формирование здорового образа жизни в специальном коррекционном учреждении»


КГУ «Рудненская специальная школа-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с особыми образовательными потребностями» Управления образования акимата Костанайской области.
На тему: «Формирование здорового образа жизни в специальном коррекционном учереждении»
Воспитатель: Маргацкая О.С
2015г.
Формирование здорового образа жизни в специальном коррекционном учереждении.
Сегодняшнее состояние здоровья детей вызывает серьезную тревогу. Только 5% выпускников школ являются практически здоровыми, 40% школьников хронически больные, 50% имеют морфофизиологические отклонения, вместо акселерации идет децелерация (увеличение в 20 раз количества низкорослых), ежегодно до 300 тысяч юношей не идут на военную службу по медицинским показаниям. До 80 % детей страдают различными нервно- психическими расстройствами. Почему? Что происходит сегодня?
Здоровье – категория резервов жизни, такие резервы, жизнеспособность формируются в процессе воспитания. А это область педагогики. Значит, здоровье – категория педагогическая.
Приоритетными направлениями в работе стали:
1. Сохранение и укрепление здоровья школьников.
2. Воспитание внутренней потребности вести здоровый образ жизни.
Необходимо, чтобы специальная (коррекционная) школа- интернат обязательно работала по программе "Здоровье". Но творческая деятельность педагогов как обычно ограничивается средствами, выделяемыми государством на нужды народного образования. И поскольку в этом не приходится ожидать больших сдвигов, нужно делать то, что возможно. И главное препятствие иное – пассивность самих педагогов, нежелание что-либо менять в привычной системе специального (коррекционного) обучения. Информирование учителей об уровне здоровья детей школы, диагностика, регуляция и коррекция помогает переориентировать сознание учителя. Работая по программе "Здоровье", мы, прежде всего, важное значение придаем практическим шагам по оздоровлению детей, медработники работают совместно с учителями, воспитателями.
На уроках должны проводить оздоровительные минутки (физкультурные, музыкальные)
Учителя работают над проблемой устранения перегрузки, дозирования домашнего задания, создания комфортных условий психологического климата. При посещении уроков администрация должна контролировать выполнение учителем этих моментов оздоровления.
Статистические данные в целом по стране говорят об ухудшении здоровья школьников, значит то, что делается, недостаточно в тех условиях, в которых мы живем. Нужна система оздоровительной работы, а не отдельные мероприятия, и это проблема сложная, комплексная, и мы должны ее решать.
В чем принципиальное отличие работы школы по оздоровительному направлению от прежней деятельности?
Решение проблемы сохранения здоровья и формирование здорового образа жизни на диагностической основе.
Данные служат основой для планирования работы в отдельных классах, группах позволяют определить своеобразные группы риска, требующие повышенного внимания. Из года в год накапливается банк данных, что позволяет вести оздоровительную работу и, исходя из этих данных, делать ее более целенаправленной. В дополнение к методике выявления отношения к здоровью и здоровому образу жизни проводится отслеживание динамики состояния здоровья. Эти данные позволят создать паспорт здоровья группы, где четко прослеживается динамика заболеваний по годам, что даст возможность делать акцент на тех моментах, где выявляется рост. В каждой группе воспитатель ведет паспорт здоровья, где отражаются сведения о заболеваниях детей:
- знать состояние здоровья своих детей;
-ознакамливать учителей класса, воспитателей о серьезных нарушениях в здоровье детей.
Когда сведения были только у медработников, не всегда информация была полной. Результаты в паспорте здоровья позволят дать возможность целенаправленно работать с детьми проводить беседы о тех нарушениях, каких более всего в группе, рекомендовать детям занятие спортом, проводить «Дни здоровья».
Темы ДРК ( диагностики, регуляции и коррекции), проводимые в школе, группах:
: - здоровье учеников в режиме дня школы- интерната;
- нормализация учебной нагрузки учеников;
- здоровье вашего ребенка;
- состояние и уровень комфортности ученика в школе,группе.
По выявленным недостаткам проводить графический и сравнительный анализ, что дает возможность отслеживать эффективность проводимой работы.
Так же не оставлять без внимания и профессиональное здоровье учителя, воспитателя. Как переориентировать сознание учителя, воспитателя, обратить его внимание на свой собственный образ жизни? Делать это можно через семинар “Тропинка к своему здоровью”, организованный медицинскими работниками и психологом школы.
Чтобы работать с детьми по здоровье сбережению, воспитателю важно пополнить свои знания, этому способствуют занятия с такой тематикой:
1. Природная среда Казахстана и здоровье человека.
2. Движение – основа здоровья.
3. Учитель, воспитатель и его профессиональное здоровье и т.д.
Изучать теоретически и проводить мероприятия в группах, об охране здоровья по таким темам:
1. Выполнение санитарно-гигиенических условий.
2. Комфортное эмоционально-психическое состояние учителя, воспитателя и учеников.
Проблема здоровья детей в руках наших педагогов, медиков, и каковы бы социально-экономические условия нас не окружали. Беречь здоровье детей наша первоочередная задача.
Здоровье детей сегодня укрепляем путем создания комфортной здоровье сберегающей среды в школе.
Воспитание здорового образа жизни через внеклассную работу предполагает совместные усилия организатора, учителя физкультуры, классных руководителей, воспитателей через координацию планов, разъяснение, вовлечение младших школьников в оздоровительную деятельность. В плане воспитательной работы школы можно проводить:
- дни здоровья;
- встречи с медиками;
- беседы на воспитательных часах.
1. "Народная мудрость здоровье" – сбор пословиц, поговорок, стихов, крылатых выражений о здоровье и здоровом образе жизни.
2. Конкурс на лучший рисунок "Какой бы вы хотели видеть свою школу?"
3. Копилка полезных советов для тех, кто не может избавиться от вредных привычек.
Собранные материалы вывешиваются на стенде в школе и, естественно, привлекают внимание всех воспитанников школы.
Я считаю, что здоровье детей сегодня можно укрепить путем создания комфортной здоровье сберегающей среды в школе и воспитания внутренней потребности вести здоровый образ жизни.