Доклад на тему Использование интерактивной доски на уроках английского языка


Оглавление
Введение.
Возможности использования интерактивных досок в среде Smart Notebook на уроках английского языка.
Преимущества и недостатки интерактивных досок.
Опыт применения интерактивной доски на уроках английского языка
Заключение
Использованная литература и полезные ссылки.
Введение.
В одобренной Правительством РФ Концепции модернизации российского образования  поставлены новые приоритеты. При этом ведущим является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстроменяющемся информационном обществе, в мире, в котором сильно ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационными и коммуникативными технологиями. Поэтому жить в современном мире сможет тот, кто сам умеет использовать информационные технологии. В этих условиях фундаментальное значение имеет процесс информации системы образования, в ходе которого происходит движение к современной модели учебного процесса, появляются возможности реализовать новые педагогические задачи, определяющие перспективу развития образования. Важным на сегодняшнем этапе информации является понимание соотношения полиграфических и электронных изданий в образовании. Прежде всего, они существуют в симбиозе, дополняя друг друга. Преимущества книги, не требующей для использования никаких технических средств, усиливается 5000-летней традицией её использования. Книга удобна всегда и везде. Следующий за книгой уровень динамики – кино (видео) также не даёт достаточного образовательного результата. Говоря современным языком, кино и книги не интерактивны, не позволяют развивать активно-деятельной формы обучения. Именно в этой зоне наиболее очевидны преимущества компьютера, точнее, преимущества электронных изданий и ресурсов. Я считаю, что в сегодняшней школе очень важно быть информационно - коммуникативно - компетентным учителем. А это значит, прежде всего, уметь учиться искать и находить нужные сведения в огромных массивах, в том числе в Интернете, структурировать и обрабатывать их в зависимости от конкретной задачи, уметь плодотворно работать в группе и творческом коллективе.
  В последнее время всё больше и больше педагогов-практиков понимают, что использование информационных технологий в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися. Больших результатов можно достичь, применяя данные технологии в преподавании иностранных языков в средней школе. Особенно актуально использовать информационные технологии учителями гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением, где активно, начиная с младших классов, изучаются иностранные языки. Использование проекционной техники в сочетании с аудиосредствами даёт возможность привлечь на занятиях при объяснении нового материала тезисы, таблицы, видео - и справочные материалы, при анализе текстов – схемы и данные электронных словарей. Это позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала. С помощью специальных программ или баз данных мы в процессе занятия можем обратиться практически к любому оригинальному тексту на изучаемом языке. Однако такие возможности при наличии связки компьютер-проектор-экран реализуются только в режиме просмотра. Для проверки письменных заданий и при анализе текста приходиться вновь обращаться к обычным меловым или маркерным доскам. Здесь педагог нередко сталкивается с объективными трудностями: нередко аудитория с мультимедиа-проектором может быть оснащена только экраном или маркерной доской, поверх которой устанавливается экран. Таким образом, затрудняется одновременное использование и доски и экрана.
В контексте вышесказанного поистине революционным изобретением является интерактивная доска SMART BOARD. Используя такую доску, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.
Возможности использования интерактивных досок в среде Smart Notebook на уроках английского языка.
Для интерактивной доски Smart Board разработана универсальная программа Smart Notebook. Имея представление о функциях работы в этой программе, можно сориентироваться в работе на ИД любого производителя.
Преимущества этой программы:
она очень удобна для предварительной подготовки материалов (информационного ряда), который будет использован учителем на ИД;
она обладает богатыми техническими возможностями для такой подготовки;
она имеет дружественный, простой и удобный русскоязычный интерфейс;
она же является и сценой, на которой подготовленные материал будет транслироваться и «жить»;
материалы, подготовленные в этой программе, можно использовать на любой ИД;
в ее состав входит обширная коллекция готовых объектов (картинок, фонов, интерактивных элементов и т.д.), которая постоянно обновляется, ее можно пополнять и собственными коллекциями;
она никак не «привязана» к компьютеру, соединенному с ИД, ее можно установить на любом ПК, в том числе и домашнем;
программа и элементы ее сопровождения бесплатны и доступны на сайте производителя;
имеется уже достаточно большое количество материалов методического характера, посвященных использованию именно этой программы.
Если использовать привычную терминологию, Smart Notebook - это программа, позволяющая изготовлять своего рода «презентацию» к уроку, состоящую из отдельных страниц (обстановок, сцен, слайдов), сменяющих друг друга в произвольном порядке. Но различия принципиальны! Слайд обычной презентации – неизменен. Каждая же страница «презентации» Notebook – это отдельная сцена, на которой какие-то объекты и обстановки уже могут быть заранее подготовлены и размещены, а какие-то будут создаваться учителем и учениками непосредственно в процессе урока. Объекты будут перемещаться, появляться, создаваться, изменяться. На каждой такой сцене в процессе урока разыгрывается маленький спектакль, в котором учитель – главный режиссер.
Созданная в Notebook «презентация» сохраняется традиционным способом в файл с расширением .notebook. Однако существует возможность ее экспорта в файл обычной презентации в формате PowerPoint, Web-страницы, документа PDF или просто графического изображения. Готовить материалы к уроку с использованием интерактивной доски можно на любом компьютере, где установлена программа Smart Notebook, затем созданный файл-презентацию нужно переместить на ПК, непосредственно соединенный с интерактивной доской (при помощи флэшки, локальной сети) и - проводить урок.
Каждая страница Notebook в процессе урока интерактивна, с ней могут работать учитель и ученики, изменяя ее содержание, внося любой текст, перемещая, удаляя и добавляя различные объекты с помощью набора предоставленных инструментов. И все это непосредственно у доски! Просто нужно привыкнуть к мысли, что если Вы, работая в программе за компьютером, все действия выполняете мышкой, то на доске те же действия производят, используя (в зависимости от модели доски) либо специальные маркеры, либо вообще любой предмет, не царапающий доску. В том числе и палец.
Перед учителем, который хочет научиться использование интерактивную доску «на все сто» стоят последовательно следующие задачи:
найти и установить на свой ПК программу Smart Notebook, выполнить обновление коллекций для учителя в ее составе;
научиться (технически!) работать в среде этой программы, сидя за компьютером;
освоить практические приемы работы с программой, находясь непосредственно у доски;
научиться технически изобретательно и методически грамотно применять полученные умения и навыки при подготовке и проведении урока или иного мероприятия.
Преимущества и недостатки интерактивных досок.
Преимущества для педагогов
 Электронная доска SMART позволяет осуществлять:
Полноценную работу по переводу текста и отдельных предложений с указанием связей и взаимоотношений между словами;
Набор посредством виртуальной клавиатуры любого текста задания в любом приложении и его демонстрацию в режиме реального времени;
Не только знакомство с тестовыми заданиями в режиме просмотра, но и показательное тестирование отдельного ученика или группы учеников для всей аудитории, если в школе отсутствует компьютерный класс или он не может быть предоставлен учителю в данный момент.
Работа с доской в полной мере позволяет реализовать принцип наглядности;
Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;
Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления.
Возможность перемещения объектов на доске, их группировка по определённым признакам. Позволяет работать с написанным текстом, экономя время.
Возможность вынести ключи решений на доску. Их можно временно спрятать за каким-либо объектом на рабочем слайде или поместить на следующий слайд.
Значительно экономит время при подготовке к урокам за счет встроенных функций ПО;
Удобна при работе в большой аудитории;
Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Программа SMART VIDEO позволяет просматривать видеоматериалы, которые, как известно, значительно расширяют объём воспринимаемой информации, без обращения к прикладным программам.
Учителя иностранного языка имеют преимущества перед учителями других предметов, так как наш предмет разносторонний, охватывает многие области: географию, историю, литературу, экономику, экологию, биологию, математику, физику и химию тоже и многое другое. Поэтому мы можем использовать программное обеспечение доски и её возможности в полном объёме!
Учителя иностранного языка имеют хорошую возможность интерактивного использования видеофрагментов и изображений страноведческого характера для приобщения учащихся к культуре стран изучаемого языка.
Преимущества для учащихся
Делает занятия интересными и является мощным инструментом для развития мотивации к обучению.
Предоставляет больше возможностей для активного участия в учебном процессе.
Облегчает понимание сложного материала в результате более ясного, эффективного и динамичного его представления.
Способствует развитию творчества и самостоятельности учащихся.
Возможность вырезать и стирать объекты с экрана, копировать и вставлять их, отменять или возвращать действия придает учащимся больше уверенности: они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад, что-то изменить или исправить.
Таким образом, используя интерактивную доску, мы можем организовать постоянную работу учащихся в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся на уроке. Необходимо учесть и важный психологический момент: современные школьники, у которых дома обычно есть компьютеры с многочисленными играми и телевизоры с агрессивным видеорядом, привыкают подобным образом воспринимать окружающую действительность. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками аудирования и говорения, что обеспечивает в конечном счете эффективность усвоения материала на уроках иностранного языка.
У интерактивных досок есть как защитники, так и противники, которые убеждены, что интерактивная доска имеет «эффект игрушки», мотивирует учащихся на несколько уроков, а после этого становится им неинтересной. Но чаще всего противниками использования нового оборудования выступают учителя, которые сами с интерактивными досками не работают.
Среди недостатков или возможных трудностей, можно отметить:

недостаточно приспособленное для педагогов программное обеспечение досок;
невозможность обновления существующего ПО из-за отсутствия выхода в Интернет;
наличие нескольких разных типов интерактивных досок, программы которых несовместимы;
наличие чисто технических проблем: при скачках напряжения или отказе доски по неизвестной причине далеко не все учителя сумеют найти верное решение проблемы;
интерактивные доски намного дороже, чем стандартные доски или же проектор с экраном;
поверхность интерактивных досок может повредиться, замена поврежденной поверхности также очень дорогостоящая услуга (в России такой ремонт, возможно, будет равноценен покупке новой доски);
если к интерактивной доске разрешен удаленный доступ, то некоторые пользователи могут передать на экран нежелательное сообщение или рисунок;
необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.
Несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества.
Опыт применения интерактивной доски на уроках английского языка.
Использую это чудо современной техники на каждом уроке в качестве наглядно-иллюстративного метода, как грамматический тренажер. При отработке грамматического материала используются приемы: «Найди ошибку», «Убери лишнее», «Заполнение пробелов», «Текст с пропусками», «Создание схем», «Лингвистические игры». 
Коммуникативную ценность при обучении говорению имеют задания «Незаконченное предложение», «Соотнесение реплик в диалоге», «Установление соответствий».  Полезной при создании подобных заданий является флэш-анимация, готовые схемы можно найти в интернете и заполнить их необходимым тематическим материалом. 
При введении лексического материала наиболее эффективными являются такие приемы как: « Распределение на группы», «Убери лишнее», «Сопоставление», «Заполнение пробелов».
При обучении письменной речи и правописанию мною используются задания «Заполнение пробелов», «Восстановление деформированного текста», «Текст с пропусками».
Большим подспорьем выступают функции «Шторка», которая позволяет быстро и эффективно организовывать контроль, и «Прозрачность», благодаря которой можно высвечивать правильные варианты.
Готовлю с классом праздники, классные часы, выступаю с различной информацией на педсоветах, родительских собраниях и т.д. Ученики и я получаем от этого огромную пользу и удовольствие.
Учащиеся могут одновременно видеть, слышать, читать, произносить, писать, играть, петь, смотреть фильмы, работать с различными дисками и многое другое.Большинство учащихся всех классов прекрасно владеют компьютером, поэтому готовят самостоятельно различные работы в разных программах, в том числе и проекты по изучаемым темам. Созданы презентации по самым различным темам в программе Power Point «Здоровый образ жизни», «Пищевая пирамида», «Защита природы», «Англо-говорящие страны», «Человек, которым я восхищаюсь»и другие.
   
Я считаю, что использование интерактивной доски на уроках английского языка позволяет активно вовлекать учащихся в учебную деятельность, повышает мотивацию обучения, стимулирует творческую активность и способствует развитию личности ребенка, расширяет возможности предъявления учебной информации, является наиболее эффективным и экономным во времени, помогает учащимся подготовиться к сдаче тестов, экзаменов, ГИА, ЕГЭ.
Заключение.
Я работаю с интерактивной доской более одного года. В своей практике использую как компьютерные обучающие программы, ЦОРы с разрешенных ресурсов Интернета, так и создаю собственные презентации в ПО для интерактивной доски и в программе Smart Notebook. Работать с интерактивным оборудованием увлекательно и очень легко для меня, а детям становится интересно учиться. А ведь мотивация – двигатель прогресса! Я заметила, что благодаря появлению в классе интерактивной доски изменилось отношение к урокам даже у самых проблемных учеников. Ребенок, который раньше тихо сидел за последней партой, вдруг становится активным и начинает творчески мыслить. Постоянно отвлекающиеся непоседы направляют свою энергию на работу. А те, кому просто тяжело учиться, находят новые возможности для самовыражения. Некоторые дети стали проявлять инициативу в создании разного рода презентаций и индивидуальных заданий для воспроизведения их на интерактивной доске, проявляя все свое творчество и индивидуальность…
Но прежде всего, следует понимать, что интерактивная доска сама ничему научить не может. Это всего лишь инструмент в руках педагога, такой же как доска, мел, таблица, и то, как этот инструмент «зазвучит», зависит от творчества педагога, его готовности сделать урок интересным, понятным и запоминающимся.
Использованная литература и полезные ссылки.
Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе. 2008.
Репина Е. В. Использование компьютерных игровых программ для обучения английскому языку в начальной школе // Английский язык, Изд. дом “Первое сентября”. 2009, №6.
Сысоев П.В., Евстигнеева М. Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // Иностр. языки в школе. 2008, №6.
Драговская Светлана Тимофеевна. Использование функциональных возможностей интерактивной доски на уроках иностранного языка http://festival.1september.ru/Злобина Ираида Григорьевна. Использование интерактивной доски на уроках иностранного языка в средней школе. Самара 2010 http://festival.1september.ru/Мастер-класс для начинающих (ведет А.Б.Розенфельд) http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=108426&tmpl=com
Станьева Наталья Павловна. Использование Smart доски на уроках английского языка в начальной школе г.Новосибирск http://festival.1september.ru/Тарасова Вера Анатольевна «Интерактивная доска на уроке – плюс или минус?» г. Барнаул http://festival.1september.ru/Шпак Валентина Викторовна. Возможности использования интерактивной доски на уроках английского языка
http://festival.1september.ru/http://www.smartboard.ru/http://smarttech.com/
http://pedsovet.su/http://ped-portal.ru/http://www.amphi.com/departments/technology/whiteboard/lessonplans.htmlhttp://www.panterabbs.ru/http://interaktiveboard.ru/publ 
  
 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Реферат на тему
«Применение компьютерных технологий на уроках английского языка»
Подготовила:
Чистова Оксана Викторовна,
учитель английского языка
г. Ступино, 2013- 2014 уч.год