Мировая художественная культура 50-80-х годов xx века. Общая характеристика.


Общая характеристикаМировая художественная культура 50-80-х годов xx века Культура: новые явленияРеализм и модернизм в литературеЖивописьМузыкаПостмодернизм в архитектуреПлан лекции: сближение и взаимодействие традиционных форм культуры и обиходной жизниТенденция развития цивилизации и массового сознания - Культура : новые явления делает культурные ценности доступными самым широким слоям населения.Роль НТР в развитии культуры: культура, рассчитанная на вкусы и стереотипы массового сознания «Массовая культура»- это способствовала приобщению к плодам культуры широких слоёв населения, но часто в её примитивных проявлениях, на уровне «развлекательства»использовалась для отвлечения населения от серьёзных социальных, политических и нравственных проблем, для пропаганды ценностей и стандартов «общества массового потребления»Роль «массовой культуры»: Реализм и модернизм в литературе общественно-политический подъём первых послевоенных лет привёл к усилению реалистических традиций в литературе и искусстве; с н. 50-х г. на авансцену литературной жизни вновь вышли авангардистыЛитература послевоенных лет: Анре ЖидФрансуа Мориак;Нобелевскими премиями в области литературы были отмечены французские писатели-реалисты старшего поколения В 1953 г. Беккет поставил в Париже пьесу «В ожидании Годо», которая положила начало театру абсурда. Герои пьесы, два не понимающих друг друга жалких персонажа, на всём протяжении действия тщетно ожидают некоего Годо, который должен их спасти. Абсурдность этой ситуации должна была, по мнению автора, символизировать абсурдность и бессмысленность человеческого существования.Театр абсурда имел широкий успех, и позднее, в 1969г, Беккету была присуждена Нобелевская премия в области литературы.Авангардизм в литературе: Сэмюэль Беккет Живопись Неясность исторической перспективы, кризисные процессы, затрагивающие и окружающую среду, и духовную жизнь общества, находят своё отражение в противоречивых течениях современного искусства, которое особенно чувствительно к подобным переломным периодам в эволюции общества. В такие периоды нередко происходит смена направлений, развёртывается критика уходящих школ и идолов. Искусство не может абстрагироваться от идейного климата, оно ищет контакты с жизнью и отражает своими средствами боль и страхи человека.Ситуация в обществе и искусство: После 2-ой мировой войны в ИЗО искусстве начался новый этап, получивший название постмодернизм (от лат.«после») Он появился в то время, когда возникла реальная угроза уничтожения человеческой цивилизации, усилилась опасность экологической катастрофы. Постмодернизм называли детищем «большого страха». Постмодернизм (от лат.«после»): ПОСТМОДЕР-НИЗМ В ЖИВОПИСИ Постмодер-низм в интерьере ПОСТМОДЕРНИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ Смена направлений, стилей, школ выражала поиск новых форм, материалов, приёмов и стремление привлечь внимание, главным образом, элитарной аудитории Эксперименты определялись широким диапазоном – от «нового реализма» до скандальных антихудожественных опытовПричины возникновения новых течений: В первые два десятилетия после войны выделялись две школы: Нью-Йоркская и Европейская Нью-Йоркская школа (1945-1960) стала продуктом коллективного творчества американских и европейских (главным образом из Франции и Германии) художников и архитекторов. Важнейшими представителями этого беспредметного искусства, получившего название абстрактный экспрессионизм стали Поллак, Арчи Горький (псевдоним Адояна, выходца из армянской семьи) и др. Нью-Йоркская и Европейская школы ДДжексон Поллак в процессе дрипплинга Джексон Поллак и Ли Абстрактный экспрессионизм В Европейской школе (1945-1960) ведущую роль играли старые мастера Пабло Пикассо, Матье, Гуттузо и др.Ренато Гуттузо. Автопортреты Матье В 60-70-е гг. своеобразной реакцией на американский абстрактный экспрессионизм явился поп-арт (популярное искусство) Его представители считали, что «любая вещь может быть предметом искусства». Соединение вещей может дать новое качество – так конструируются коллажи. Это предметное искусство обращалось к массовому зрителюНаиболее известные имена мастеров этого направления Рауштенберг, Уархал (автор знаменитой картины «Мэрилин», 1964г.), Ольденберг и др. Поп-арт явился важнейшей противоположностью и как бы протестом против идей беспредметного абстрактного искусстваПоп-арт (популярное искусство): Одна из первых работ поп-арта Энди Уорхолл. Бирюзовая Мэрилин. Женщина, которую никогда не купить С середины 60-х гг. приобрело известность новое направление – оптическое искусство (оп-арт) Оперируя сложными приборами, создатели оп-арта достигали разнообразных световых эффектов, создавая иллюзию нереального мира (удачно использовались их находки при оформлении массовых празднеств и представлений)Оптическое искусство (оп-арт): В этом русле поисков развивалось кинетическое искусство- создание подобия сложных механических устройств (так, швейцарец Тигли строил сложные абсурдные саморазрушающиеся машины) Кинетическое искусство В эти же годы в авангардизме активизировались и сторонники концептуального искусства, которые отрицали необходимость создания художественных образов, заменяя их произвольными символамиДанное искусство обращалось к иному «материалу» - к печатной продукции, когда страницы и вырезки из научных, литературных и иных изданий произвольно соединяются на полотнеКонцептуальное искусство В 1969г. впервые о себе дало знать течение гиперреализм, в основу которого положено фотографическое воспроизведение фрагментов действительности Лозунг «сверхправдивости» привёл представителей этого течения в современном модернизме к утверждению абсолютной абсурдности и бездуховности мира вещейГиперреализм Музыка Сложные процессы происходят в 70-80-е гг. в музыкальной культуре запада Наряду с академической музыкой и джазом важное место в музыкальной культуре стран Запада продолжала занимать поп-музыка Возникали и развивались одно за другим различные направления авангардистской музыки: калифорнийский рок, фолкрок, «хэви металл»Стали традиционными фестивали рок-музыки Музыкальная коммерческая индустрия, особенно в США, в эпоху НТР обогатилась новой материально-технической базой. Она наводнила мировой рынок звукозаписями, лазерными дисками и видеоклипами. Эта экспансия формирует процесс интернационализации массовой музыкальной культурыМузыкальная культура «запада» Постмодернизм в архитектуре проявляется в переориентации архитектурной мысли и переосмыслении так называемого современного движения, связанного с именами таких крупнейших архитекторов функционального направления, как Корбюзье, Гропиус, Райт и др. Упорядоченности, прямым углам и линиям функциональной архитектуры постмодернизм противопоставил усложнённые формы, свободное сочетание элементов, нарочитое обращение к историческому материалу и заимствованию архитектурных элементов самых различных эпох и стилейПостмодернизм в архитектуре 70-80-х годов Корбюзье ГРОПИУС В 70-е гг. сформировалась другая группа западных архитекторов-авангардистов, заложившая основы нового направления – деконструктивизма, которое приобрело немалое влияние В нём как бы отражён архитектурными средствами современный мир с его нагромождением противоречивых моральных, политических, социальных, экономических и экологических проблемДеконструктивизм В 70-80-е гг. получило распространение архитектурное направление «хайтек» («высокая технология»), использующее технические конструкции и формы (трубы, фермы, каркасы, металлостеклянные многоярусные галереи) «Хайтек» («высокая технология») СОЛНЕЧНЫЙ ДОМ В СТИЛЕ ХАЙ-ТЕК ВАННАЯ КОМНАТА В СТИЛЕ ХАЙ-ТЕК КУХНЯ В СТИЛЕ ХАЙ-ТЕК ОФИС В СТИЛЕ ХАЙ-ТЕК ИНТЕРЬЕР В СТИЛЕ ХАЙ-ТЕК КАМИН В СТИЛЕ ХАЙ-ТЕКРАКОВИНА В СТИЛЕ ХАЙ-ТЕК