Рабочая программа элективного курса Политика и право








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По элективному курсу «Политика и право» в 11 классе




Количество часов в год - . 18..
из них:
Количество часов в неделю
Резервное время


Федерального компонента
Регионального компонента
Школьного компонента



-
-
18
0,5






Учитель
Щербатых Антон Алексеевич













Программа элективного курса
«Политика и право»


Пояснительная записка.

В современный период формирования правового государства, становления гражданского общества и многоукладной экономики в России как никогда ранее стали актуальны политические и правовые знания.
В данном элективном курсе объединены политологический и правоведческий аспекты, поскольку право и политику объединяет глубокая связь. Соединение юридической и политологической тематики помогает глубже понять как сущность политики, её институтов, так и особенности правового регулирования всех сфер жизни общества. Само понятие «государство» и правовое, и политическое. Государство, принимающее законы и обеспечивающее их выполнение, - основной элемент политической системы общества. Сегодня высшими ценностями в политической сфере признано правовое государство, обеспечивающее верховенство закона, и гражданское общество.
Основная цель курса – формирование углублённого интереса к политике и праву, создание основы для формирования гражданина демократического, правового государства, в том числе правовой культуры и компетентности выпускника.
Элективный курс «Политика и право» сохраняет преемственность с учебным предметом «Обществознание», при этом, не дублируя материал, излагаемый в базовом курсе. Элективный курс «Политика и право» предполагает углублённое изучение отдельных разделов основного курса «Обществознание», в частности проблем, посвящённых политической сфере жизни общества и правовой культуре гражданина Российской Федерации.

Задачи курса:

Способствовать усвоению учащимися основных политологических и правовых понятий и терминов.
Способствовать формированию политической культуры, твёрдой гражданской позиции ученика.
Создание условий для формирования правовой компетентности выпускников.

Область применения программы:
Программа рекомендована в качестве элективного курса в 11-х классах общеобразовательных школ, гимназий, лицеев.


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения данного курса учащиеся должны усвоить теоретический материал и уметь его применять при выполнении практических заданий.
Ученик должен:
Знать: Систему и структуру права, современные правовые системы: общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно - правовой защиты прав человека; основные юридические профессии; 
Уметь: характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной зашиты и социального обеспечения; 
2) Знать: Происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом; формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно - правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты: отдельные виды гражданско - правовых договоров;  Уметь: Выделять главную мысль текста, составлять план, тезисы; конспектировать (не только на основе одного текста, но и по определенной проблеме на основе нескольких источников); описывать изучаемый объект, объяснять общественные явления с помощью конкретных примеров, а потом теоретически; сравнивать и делать вывод по изученному вопросу и аргументировать их; участвовать в дискуссии, сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обосновании собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам.

В области компетенции саморазвития – данный элективный предмет стимулирует потребность к самообразованию, саморазвитию, личностному целеполаганию.

Предполагаемые виды деятельности:
Работа с законодательными источниками;
Постановка проблемных вопросов и устные сообщения учащихся с их последующим обсуждением;
Исследовательские работы по отдельным темам элективного курса, в зависимости от выбора учащегося.
Формы контроля на занятиях контроль знаний учащихся осуществляется при проведении самостоятельных и контрольных работ (в форме теста по материалам ЕГЭ), который проводится с целью определения конечного результата в обучении. Кроме того, используется устный опрос на знание основных терминов по курсу. Оценивание письменных работ:



















Содержание программы.

Введение. 1 час.
Общая характеристика власти и норм догосударственного периода. Причины и формы возникновения государства. Основные теории происхождения государства. Особенности возникновения права.

Тема 1. Государство: понятие, признаки, сущность, функции. 2 часа.
Государственная власть как особая разновидность социальной власти. Легитимность и легальность государственной власти. Понятие, признаки и сущность государства. Характеристика основных внутренних функций современного Российского государства. Характеристика основных внешних функций Российского государства. Формы и методы осуществления функций государства.
Тема 2. Типы и формы государства. 3 часа.
Типология государств. Формационный и цивилизационный подход к типологии государств. Формы государственного правления и государственного устройства.
Тема 3. Аппарат государства. 1 час.
Механизм государства: понятие, основные черты, структура. Понятие и признаки органов государства. Классификация государственных органов. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. Органы государственного и местного самоуправления.
Тема 4. Политические идеологии. 3 часа.
Понятие политической идеологии. Основатели консервативной идеологии. Многообразие консервативных идеологий. Исторический аспект развития Либеральной идеологии. Классики либерализма. Глобализм.
Тема 5. Теория права. 2 часа.
Понятие, признаки и сущность права. Право как государственный регулятор общественных отношений. Основные теории правопонимания. Соотношение экономики, политики и права. Принципы права: понятие и виды. Соотношение убеждения и принуждения в праве. Функции права: понятие и классификация. Понятие и виды источников права. Понятие и виды нормативных актов. Понятие, признаки и виды законов. Подзаконные нормативные акты. Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Понятие и виды субъектов правоотношений. Правоспособность и дееспособность субъектов права.
Тема 6. Отрасли права. 5 часов
Конституционное право. Понятие, предмет и метод конституционного права. Особенности конституционно-правовых отношений. Источники конституционного права. Место и значение конституционного права в российской правовой системе.
Гражданское право. Понятие гражданского права. Субъекты гражданских прав. Возникновение и прекращение гражданско-правовых отношений. Объекты гражданских прав. Имущественные и личные неимущественные права граждан. Гражданско-правовая ответственность.
Экологическое право. Понятие экологического права. Специфика экологического законодательства. Право природопользования. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Виды ответственности.
Уголовное право. Понятие и задачи уголовного права. Источники уголовного права. Принципы уголовного права. Уголовный закон и его действие во времени, в пространстве и по кругу лиц. Понятие преступления. Виды преступлений. Состав преступления.
Трудовое право. Понятие трудовых отношений. Работник и работодатель: правовой статус. Социальное партнёрство в сфере труда. Порядок приёма на работу. Документы, необходимые для приёма на работу. Рабочее время и время отдыха. Трудовой договор: понятие, структура, содержание.
Семейное право. Понятие и заключение брака. Прекращение брака. Недействительность брака. Личные правоотношения между супругами. Имущественные правоотношения между супругами.

Итоговое занятие. 1 час
Проведение семинарского стола. Отчёты учащихся по исследовательской работе в виде рефератов.

























Календарно-тематическое планирование по курсу.


п/п
№ урока по теме
Дата
Название темы, раздела
ЗУН
Вид контроля
Примечание



По плану
Фактически
Корректировка





Введение в курс (1 ч)

1
1



Курс «Экономика и право». Цели и задачи курса
Знать: основные цели и задачи курса, формы итоговой отчётности по курсу.
Уметь: осуществлять отбор темы исследования.
Входной контроль (тестирование)




Тема 1. Государство: понятие, признаки, сущность, функции. (2 ч)


2
1



Государство: понятие, признаки, сущность.
Знать:
Основное содержание темы урока.
Уметь:Анализировать, обобщать, работать с документами.
Опрос, работа с документами.


3
2



Функции государства.
Знать: основное содержание темы урока.
Уметь:
Работать с документами.
Опрос, работа с документами.


Тема 2. Типы и формы государства. (3 ч)


4
1



Типология государств.
Знать:
Основное содержание темы урока.
Уметь:
Работать с документами.
Опрос, работа с документами.


5
2



Формационный и цивилизационный подход к типологии государств.
Знать: основное содержание темы урока.
Уметь:
Осуществлять поиск информации из различных источников.
Опрос, практическая работа.


6
3



Формы государственного правления и государственного устройства.

Знать: основное содержание темы урока.
Уметь:
Работать с документами.
Опрос, работа с документами.


Тема 3. Аппарат государства. (1 ч)


7
1



Понятие, структура и механизмы государственной власти.
Знать: основное содержание темы урока.
Уметь:
Анализировать, задавать проблемные вопросы, отвечать на них, делать выводы.
Семинарское занятие.


Тема 4. Политические идеологии. (3 ч)

8




Понятие политической идеологии.
Знать: основные положения по теме урока.
Уметь:
Составлять лекционные записи (конспект) по теме урока.
Урок-лекция.


9




Основатели консервативной идеологии. Многообразие консервативных идеологий.
Знать: основное содержание темы урока.
Уметь:
Работать с документами.
Текущий опрос, работа с документами.


10




Исторический аспект развития Либеральной идеологии. Классики либерализма. Глобализм.

Знать: основное содержание темы урока.
Уметь:
Работать с документами.
Текущий опрос, работа с документами.


Тема 5. Теория права. (2 ч)


11
1



Понятие, признаки и сущность права. Право как государственный регулятор общественных отношений. Основные теории правопонимания.
Знать: основное содержание темы урока.
Уметь:
Составлять конспект лекции.
Урок-лекция


12
2



Источники права. Понятие и виды нормативных актов (признаки и виды законов. Подзаконные нормативные акты.)
Знать: основное содержание темы урока.
Уметь:
Работать с документами.
Текущий опрос, работа с документами.


Тема 6. Отрасли права. (5 ч)


13
1



Конституционное и гражданское право.
Знать: основное содержание по теме урока.
Уметь:
Работать с документами, писать эссе на заданную тему.
Текущий опрос, работа с документами. Написание эссе на тему «Права и обязанности современного гражданина»


14
2



Экологическое право.
Знать: основное содержание темы урока.
Уметь: работать в группах.
Текущий опрос, работа в группах.


15
3



Уголовное право.
Знать: основное содержание темы урока.
Уметь:
Работать с документами.
Практикум, работа с документами.


16
4



Трудовое право.
Знать: основное содержание темы урока.
Уметь: осуществлять поиск и отбор информации по теме.
Практическое занятие


17
5



Семейное право.
Знать: основное содержание темы урока.
Уметь:
Анализировать, делать выводы, задавать проблемные вопросы и отвечать на них.
Семинарское занятие.


Итоговое занятие (1 ч)

18
1



«Семинарский стол»
Знать: основное содержание элективного курса.
Уметь:
Защитить перед аудиторией свой исследовательский проект в виде реферата.
Представление исследовательских проектов учащихся.






















13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415