Классный час Космическая эра


КГАПОУ КРАСНОКАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеклассного мероприятия
«КОСМИЧЕСКАЯ ЭРА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
Выполнила:
Преподаватель КПТ
Глухова Снежана Павловна
Краснокамск, 2016 г.
Пояснительная записка.
Данная методическая разработка предназначена для студентов средних специальных учебных заведений очного отделения, независимо от возраста студентов. Это обусловлено тем, что тема освоения космоса интересна не только в подростковом возрасте, но и для любого интеллектуально развитого человека, а воспитание патриотических чувств и ответственности перед своей страной является приоритетным направлением работы с молодежью.
Тема «Космическая эра человечества» имеет познавательный характер. Целью мероприятия является осознание роли и места современной России в освоении космоса и формирование национальной гордости за научные достижения нашего государства.
Методическая разработка в своей содержательной части имеет 3 блока: краткая историческая справка (перечень важнейших событий в освоении космоса), текущие достижения России и других современных государств, планы человечества по колонизации космоса на ближайшие 20 лет. Изучение и освоение материала осуществляется за счет использования мультимедийных средств обучения. Закрепление материала происходит путем применения дидактических средств обучения.
Мероприятие проводится в форме беседы с элементами викторины, без наставлений и нравоучений со стороны ведущего, соответственно аудитория должна быть немногочисленной. Рекомендуется разделить студентов на 3-4 рабочие группы для лучшего закрепления материала при выполнении заключительного задания.
Космическая эра человечества
Направление воспитательной деятельности:
познавательное, патриотическое воспитание.
Цель: развитие познавательного интереса к научным достижениям в сфере космоса на основе формирования чувства патриотизма к своей Родине.
Задачи:
Вовлечение студентов в познавательный процесс, вызвать интерес к изучению истории, роли и месте России в освоении космоса.
Формирование у студентов чувство патриотизма и осознания национальной гордости;
Формирование культуры общения на основе толерантности.
Воспитательные технологии:
Информационные технологии (формирование и развитие у студентов коммуникативных способностей, формирование умений принимать решения);
Тестовые технологии (проверка уровня знаний по данной тематике, возможность оценить уровень знаний студентов и планировать дальнейший ход работы на данном мероприятии);
Игровые технологии (викторина).
Методы:
Лекция с элементами беседы и викторины;
Просмотр электронной презентации;
Групповая работа.
План внеклассного мероприятия
«Космическая эра человечества»
№ Содержание деятельности преподавателя Методы и средства Деятельность студентов Время
1. Организационный момент
приветствие;
стихотворное вступление беседа,
презентация
в программе
PowerPoint слушают,
смотрят 2 мин.
2. Эра освоения космоса:
язык космоса;
достижения России и СССР в освоении космоса;
достижения США и других стран.
беседа,
элементы викторины,
презентация
в программе
PowerPoint слушают,
смотрят,
отвечают на вопросы 6 мин.
3. Освоение Луны:
условия на поверхности Луны;
поиски воды;
выбор местоположения лунных баз. беседа,
элементы викторины,
презентация
в программе
PowerPoint слушают,
смотрят,
отвечают на вопросы 6 мин.
4. Планы человечества по колонизации космоса беседа,
презентация
в программе
PowerPoint слушают,
смотрят,
отвечают на вопросы 3 мин.
5. Заключительный этап, рефлексия беседа,
задания в игровой форме,
презентация
в программе
PowerPoint выполняют задание в группах,
делают выводы 3 мин.
Итого: 20 мин.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Комментарии к презентации в программе PowerPoint.
Как рвался в небо человек,
Какие прилагал усилья!
Все снова пробовал он крылья,
Но поражений не избег.
Земля как будто говорила:
«Я создала тебя бескрылым,
Не полетишь ты, сын Земли!»
Но сын не покорился, нет!
Не будут никогда забыты
Истории его попыток
И перечень его побед.
Тиски земного притяженья
Земля должна была разжать,
Великолепного движенья
Она не в силах задержать.
Срок наступил! Победоносно
Сбылась древнейшая мечта –
Полетом человека в космос
Отныне эра начата!
Сегодня человечество живет в эпоху освоения космоса. Оно выходит за пределы родной планеты, стремится освоить новые планеты и спутники в Солнечной системе и уже заглядывает в далекий космос в поисках других планет земной группы. Это прекрасное время, сравнимое с эпохой великих открытий Колумба, Магеллана, Беллинсгаузена. Человечество в едином порыве стремится к далеким звездам к своей давнишней заветной мечте.
Но вот интересно, как многоязычное человечество будет общаться на космических дорогах, какой язык считают сегодня языком космоса? Мы знаем, что языком музыки считается итальянский язык, языком танца – французский, языком бизнеса – английский, языком дипломатии – французский. А язык космоса - …. РУССКИЙ! Почему?!
Во всем мире неоспоримо признаны величайшие и основополагающие достижения русских и советских ученых в освоении космоса.
Константин Эдуардович Циолковский – русский и советский ученый-самоучка, исследователь. Является основоположником теории реактивного движения и первым разработчиком многоступенчатых ракет (космических поездов).
Сергей Павлович Королев – главный советский конструктор космических аппаратов, гениальность которого известна на весь мир. Благодаря ему Советский Союз запустил первый искусственный спутник Земли, второй спутник отправил на орбиту первое живое существо – собаку Лайку, впервые в мире побывали на околоземной орбите и благополучно вернулись обратно собаки Белка и Стрелка. И конечно, триумф Советского Союза – 12 апреля 1961 года состоялся первый в мире полет человека в космос!
На этом знаменательные события человечества не закончились. Давайте вместе с вами вспомним важнейшие этапы в освоении космоса. У вас имеются флаги СССР и США, поднимая тот или другой флаг, вы попробуете указать, какой стране принадлежало то или иное достижение:
14 сентября 1959 года - первая в мире посадка спускаемого модуля на Луну (СССР);
16 июня 1963 года - полет первой женщины-космонавта (Валентина Терешкова, СССР);
18 марта 1965 года - первый в мире выход человека в открытый космос (Алексей Леонов, СССР);
1 марта 1966 года - первый в мире перелет на другую планету – Венеру (СССР);
21 июля 1969 года - первая в мире высадка человека на Луну (Нил Амстронг, США);
17 ноября 1970 года - первый в мире управляемый автономный луноход (СССР);
27 ноября 1971 года - первая посадка спускаемого модуля на Марс (СССР);
первый исследовательский аппарат, направленный к границам Солнечной системы (США);
Первый дистанционно-управляемый планетоход на Марсе (США).
1995 год - искусственный спутник Юпитера (США).
2004 год - искусственный спутник Сатурна (США).
Как мы с вами выяснили, учитывая огромный вклад и других стран в освоение космоса, все же роль России и Советского Союза оказалась ведущей. Поэтому и право приоритета РУССКОГО языка в космосе отдано нашей стране!
Сегодня взоры всего человечества снова обращены к Луне. Луна должна стать в ближайшее время обитаемой базой и стартовой площадкой для полетов к Марсу, спутникам Юпитера и Сатурна, а в дальнейшем – и к далеким планетам других звездных систем. Важнейшей задачей стали поиски воды на поверхности Луны. Но известно, что на Луне нет атмосферы, и на солнечной стороне температура у поверхности достигает +160 0С, значит, вся вода должна испариться. Однако российские ученые предположили, что вода могла остаться в кратерах, куда никогда не попадают солнечные лучи. Где же, по ваше мнению, могут располагаться эти кратеры? Да, действительно, такие кратеры могут находиться возле полюсов Луны. В указанных российскими учеными местах были взяты пробы лунного грунта, в которых действительно обнаружили воду в виде частичек льда! Ученые пришли к выводу, что лунные базы должны располагаться именно на полюсах Луны, так как там: есть вода, Земля находится в зоне постоянной видимости (значит радиосигнал постоянный), колебания температуры не столь значительны, как в других местах. К таким же выводам пришли не только российские ученые, но и представители других стран. Сегодня многие народы стремятся обосноваться на Луне, а подходящих мест всего 4-5!
В ближайшее время человечество строит амбициозные планы колонизации космоса:
2013 год – постоянные спутники и планетоходы на Луне (Россия, США, Китай, Индия, Канада, Япония, Евросоюз, Южная Корея);
2015 – 2018 гг. – спутники и планетоходы на Марсе (Россия, США, Китай, Индия, Канада, Япония, Евросоюз, Южная Корея);
2020 – 2025 гг. – высадка людей на Луне и основание обитаемой базы (Россия, США, Китай, Индия, Канада, Япония, Евросоюз);
2030 год – высадка людей на Марсе (совместный проект).
А сейчас давайте вспомним, каким же странам принадлежало первенство в прохождении первых этапов покорения космоса. У вас имеются приготовленные задания на листах с перечнем первых основных «космических » событий человечества, куда вам нужно вклеить флаги соответствующих стран.
Как мы с вами убедились, сегодня мы живем в мире, который еще совсем недавно считали фантастикой. Возможно, что кто-то из вас уже будет жить и работать на Луне, на Марсе. А ваши дети будут прилетать к вам в отпуск с далеких планет. Нам с вами очень повезло, потому что именно мы смогли увидеть осуществление древнейшей мечты людей – ПОЛЕТ К ЗВЕЗДАМ. И мы гордимся тем, что наша страна внесла неоценимый вклад в историю развития всего человечества!