Статья по физической культуре Воспитание физической культуры личности у старших школьников на занятиях волейболом во внеурочное время

Шамраев Игорь Анатольевич
учителя физической культуры
МОБУ СОШ №36 г.Таганрога
Ростовской области

Воспитание физической культуры личности у старших школьников на занятиях волейболом во внеурочное время

За последние полтора десятка лет интерес к игровым видам спорта в нашей стране значительно возрос. Появилось большое количество федераций, школ и секций, практикующих различные стили и направления, от традиционных и оздоровительных до спортивных и прикладных. Возрастной состав занимающихся в этих школах самый разнообразный – от младших школьников до пенсионеров.
Одной из причин популярности игровых видов спорта является ценностный и идеологический вакуум, который образовался в стране после распада советского государства, а вместе с ним пионерской, комсомольской организации, всевозможных спортивных школ, обществ и секций. С этим событием связан также и информационный поток, хлынувший в нашу страну из-за рубежа в конце 80 – начале 90-х гг. прошлого века. Другая причина широкой популярности игровых видов спорта, а в частности волейбола:
· условия для игры можно найти где угодно;
· число игроков в команде может колебаться от двух (так называемый «пляжный» волейбол) до шести (официальные соревнования);
· в волейбол могут играть себе на радость люди всех возрастов и физических кондиций;
· годится любая площадка будь то поляна в лесу, газон, песок, деревянный настил или искусственное покрытие;
· волейбольные команды сплачивают одноклассников, однокурсников, сослуживцев и т. д;
· волейбол захватывающее зрелище;
· играть можно как в помещении, так и на открытом воздухе;
· эта игра отличный досуг для школьников, студентов, бизнесменов, служащих и т. д;
· правила и техника волейбола несложны;
· спортивная экипировка довольно проста и недорога.
Волейбол неконтактный, комбинационный вид спорта, где каждый игрок имеет строгую специализацию на площадке. Важнейшими качествами для игроков в волейбол являются прыгучесть для возможности высоко подняться над сеткой, реакция, координация, физическая сила для эффективного произведения атакующих ударов.
Для любителей волейбол распространённое развлечение и способ отдыха благодаря простоте правил и доступности инвентаря.
Однако большинство исследований, посвящённые этой игре, осуществлены в рамках спортивно-педагогического подхода. Социологические исследования данной проблематики единичны и фрагментарны и не дают целостного представления о феномене волейбола как общественном явлении.
Одной из важнейших задач физического воспитания на сегодняшний день является воспитание физической культуры у различных групп населения (Виленский М.Я., Матвеев АЛ., 1997; Кофман Л.Б., 1998; Тихонов A.M.,2005).
Значимость волейболом – эффективное средство укрепления здоровья, улучшения физического развития учащихся.
В школьном возрасте достигается определённый уровень физической и умственной работоспособности, что позволяет успешно осваивать программный материал теоритических учебных дисциплин и физкультурных программ обучения.
Для развития массовой спортивно-оздоровительной работы среди школьников по волейболу последний включён в программу по физическому воспитанию в школе: на уроках   физической культуры, во внеклассных занятиях.
В младшем возрасте необходимо обращать внимание на всесторонне развитие физических качеств, акценты делают на воспитание координационных способностей, а также быстроты движений. В среднем школьном возрасте большое внимание уделяет воспитанию скоростных способностей во всех формах. В старшем возрасте целесообразно проводить работу по воспитанию скоростно-силовых  и собственно силовых качеств, а также общей и анаэробной выносливости.
Занятие волейболом имеет воспитательное значение: проходит совершенствование ряда таких жизненно важных качеств: как воля, смелость, ловкость, выносливость. Умения ориентироваться, сила и быстрота, выдержка и настойчивость, а возраст для занятий волейбольным спортом не ограничен.

Для улучшения результатов и эффективности тренировочной работы разработали комплекс упражнений.

Для развития физических качеств,
необходимых при выполнении подач мяча.
1.Броски набивного мяча в парах одной, двумя руками. Количество: 1 год-8-10, 2год-10 раз, 3 год 12-15
2.Броски набивного мяча одной рукой над головой: правой-влево, левой-вправо. Количество: 1 год-8-10, 2год-10 раз, 3 год 12-15.
3.Броски малого (набивного) мяча одной рукой через сетку на точность, на дальность. Количество: 1 год-8-10, 2год-10 раз, 3 год 12-15.
4.То же, но после элементов (серии) акробатики с акцентом на технику. Количество раз: 1 год-5 (3-6 раз);
2 год -5(3-8 раз)
3 год -5 (3-10 раз)
5.Уступающие силовые сопротивление партнёру при сгибании и разгибании рук. Количество серии: 1 год- (6-8 раз)
2 год- 7-8(1-2раз)
3 год-8-10 (2-3раз)

Для развитие физических качеств, необходимых при выполнении ударов нападающего.
1.Метание малого мяча правой и левой рукой в пол 9 расстояние 6-10 метров с места, с разбега в прыжке.
Количество/ серии: 1 год- 10-12 (1-3раз)
2 год- 10-12 (3раз )
3 год- 15 (3раз)
2.Метание малого мяча с разбега в прыжке через сетку, следить за правильным направлением и броском мяча.
Количество/ серии 1 год- 10-12 (1-3раз )
2 год- 10-12 (3раз )
3 год- 15 (3раз)
3.Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активными движением кистей сверху вниз. Партнер ловит мяч у пола.
Количество раз/ серии 1 год- 8-10 (2-3раз)
2 год- 10 (2-3раз)
3 год- 10-15 (2-3 раз)
4. Тоже в прыжке вверх с места.
Количество раз/ серии 1 год- 5-6 (1-3раз)
2 год- 10 (2-4раз )
3 год- 10-12 (3-4раз)
5.Чередование бросков набивным мячом и нападающих ударов по мяч, укрепленные на амортизаторах
Количество раз/ серии 1 год- 5-6 (1-2раз)
2 год- 10 (2-3раз)
3 год- 10-12 (2-3 раз)

Для развитие физических качеств, необходимых
при выполнении блокирования.
1.Многократное перемещение вдоль сетки, от сетки к сетке (расстояние 1-1,5 метра) лицом к ней приставным шагами правым и левым боком, вперед назад.
Количество раз/ серии 1 год- 10-12 (1-2раз)
2 год- 10 -12 (1-2раз)
3 год- 8-10 (1-2раз)
2.Тоже, но в зависимости от направления движения « соперника»
Количество раз/ серии 1 год- 8-10 (1-2раз)
2год- 10 -12 (1-2раз )
3 год- 10-12 (1-2раз)
3.Игра в парах « Встань передо мной». Нападающий изменяя направление (в известных границах) и делая резкие остановки, перебегая от сетки к лицевой линии. Блокирующий не должен пропустить игрока за спину, при каждой остановке вставая на его пути.
Количество раз/ серии 1 год- 6-7 (2-3раз)
2год- 7-8 (2-3раза) 3 год- 10-12 (2-3раз)
4.Тоже, но после одного, двух элементов акробатики
Количество раз/ серии 1 год- 5-6 (1-3раз)
2год- 6-8 (1-3раз)
3 год- 6-8 (2-3раз)
5.Прыжки вперед из глубокого приседа с помощью рук
Количество раз/ серии 1 год- 5-6 (1-2раз)
2год- 6-8 (1-3раз)
3 год- 6-8 (2-3раз)
6.Перемещение вдоль сетки, остановка - прыжок вверх. Ладонями касаться набивных мячей, которые над сеткой вдоль средней линии держат партнеры.
Серии/ секундах 1 год- 6 (10-15раз)
2год- 8 (10-15раз)
3 год- 10 (12-18раз)
7.В парах у сетки. Многократная имитации само страховки
Количество/серии 1 год 5- 6 (5-7раз)
2год- 8 (12-18раз)
3 год- 10 (10-15раз)


Список литературы.
1.Болонов Г.П. Физкультура в начальной школе: Методическое пособие. – М.: ТЦ СФЕРА, 2005. – 128 с.- (Игровые моменты обучения)
2.Волейбол: Пер. с нем. / Под общ. Ред. М. Фидлер. – М.: Физкультура и спорт, 1972.
3.Волейбол: Развитие физических качеств и двигательных навыков в игре/ Т.М. Титова, Т.В. Степанова. – М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с. - (Библиотечка « Первого сентября» серия « Спорт в школе» Вып.2 (8) ).
4.Деркач А.А.. Исаев А.А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. – М., 1985.
5.Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу. – М.: Физкультура и спорт, 1965.
6. Железняк Ю.Д.,Ивойлов А.В. Волейбол. – М.: .: Физкультура и спорт 1991.