Исследовательская работа как один из способов реализации творческих способностей учащихся


Исследовательская работа как один из способов реализации творческих способностей обучающихся
Калинина Светлана Владимировна
МБОУ «Атамановский ДДТ» HYPERLINK "mailto:svetikvl71@gmail.com" svetikvl71@gmail.com
Современная социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы не только обученного, но и, самое главное, обучаемого, что обязывает школу предоставить качественное образование, которое должно формировать личностно значимые знания и способы деятельности, развить стремление к творчеству, индивидуальность школьника. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Окружающее информационное пространство, субъектом которого является ученик, отличается динамичностью и быстро увеличивающимся объемом информации. Учащиеся не в состоянии ориентироваться в этом потоке новой информации, извлекать необходимые факты и данные, использовать их в своей деятельности. Современному обществу нужны люди активные, творческие, думающие, умеющие жить и работать в демократическом обществе. Ученик, выйдя из стен школы должен уметь адаптироваться к новым условиям жизни, уметь анализировать ситуацию и адекватно изменять свою деятельность. Важно понимать, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, это требуется каждому человеку. Творческий, исследовательский подход становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому изменились взгляды и на учебный процесс, появилась необходимость внедрять новые технологии, искать новые подходы.
Выходом из создавшейся  проблемной ситуации может стать организация научно – исследовательской деятельности. Тем более что современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, выходящей далеко за рамки учебной программы.
«Приобщение детей к ранней научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе, позволяющей наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, причем индивидуально у каждого ребенка» - такова общая стратегия инновационной деятельности в рамках современной образовательной политики.
Исследовательский подход в обучении – это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.   Видя много преимуществ в занятиях обучающихся исследовательской деятельностью, уделяю много времени этому роду занятий. Ежегодно с обучающимися выходим на различные конференции разных уровней с работами по русскому языку, культуре речи, краеведению. Результаты приведены в Таблице 1.
Таблица 1. Научно- исследовательская деятельность обучающихся за последние три года.
год № Конференция уровень Кол-во участников Результат
(победители призеры)
2009-2010 1 VII открытая НПК НФИ КемГУРегиональный3 2
2 XV НПК школьников Новокузнецкого района Муниципальный 2 2
2010-2011 3 I НПК молодых ученых «Коммуникативное образование в России: история и современность» Международный 4 2
4 I НПК «Мы-будущее Кузбасса» («Юниор») Областной 1 1
5 Заочная НПК «Юный исследователь» Всероссийский 1 1
6 Открытый конкурс «Первые шаги» Всероссийский 2 2
7 IX открытая НПК НФИ КемГУРегиональный2 1
8 I НПК «Исследования молодых-регионам» Всероссийский 1 1
9 III НПК «Человек в современном коммуникативном пространстве» Всероссийский 2 1
2011-2012 10 Туристско-краеведческая конференция «Живи, Кузнецкая земля!» Областной 1 1
11 X открытая НПК НФИ КемГУРегиональный 3 1
12 НПК «Мы познаем мир» Региональный 1 1
13 НИК «Эрудит» Областной 1 1
14 III НПК «Мы-будущее Кузбасса» (Юниор) Областной 2 1
15 II НПК «Исследования молодых - регионам» всероссийский 3 1
16 VIII НПК региональный 2 1
17 II НПК «Актуальные вопросы коммуникативной культуры: вопросы теории и практики» Международный 2 2
17 НПК школьников Новокузнецкого района Муниципальный 5 3
18 I практико-ориентированная конференция « Моя профессия- мое будущее» Региональный 2 1
19 НПК «Мир глазами детей» Региональный 1 1
20 НПК «Живи, Кузнецкая земля» Областной 2 1
21 Конференция, посвященная 70-летию образования Кемеровской области и 395-летию г. Новокузнецка всероссийский 4 0 (конференцией предусматривались только доклады участников)
Занимаясь со своими обучающимися исследовательской деятельностью, вижу, как повышается у обучающихся мотивация к обучению, как растет их желание искать новое, интересное, как они постоянно стремятся повышать уровень своего интеллектуального роста.
Понятно, если педагог никогда не занимался таким видом деятельности, то возникает вопрос, с чего и как начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения. Одним из действенных и наиболее близких направлений является деятельность по развитию мышления ребенка. Каковы же навыки и умения, необходимые в решении исследовательских задач. К ним мы относим умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умение делать выводы и умозаключения; умение структурировать материал; умение доказывать и защищать свои идеи. Остановимся на некоторых из них.Умение видеть проблемы - свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности, и все же для его развития можно подобрать специальные упражнения и методики, которые в значительной мере помогут в решении этой сложной педагогической задачи. При обучении детей строить предположения необходимо учить их использовать следующие слова: может быть; предположим; допустим; возможно; что, если... Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в этом искусстве. Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения: задать вопросы тому, кто изображен; ответить, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке; задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок, логических, стилистических, фактических и др. Важным средством мышления является вывод или умозаключение. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые аналогии можно воспользоваться такими упражнениями: скажите, что общего между всеми самостоятельными частями речи и т.д. Хотелось бы выделить важнейшее умение, необходимое каждому учащемуся - умение выделить главную мысль. Наиболее простой методический прием, позволяющий это делать, - использование простых графических схем.
В процессе  исследовательской деятельности  формируются такие качества, как  организованность, способность разумно планировать и упорядочивать ход своей деятельности,  дисциплинированность - без этого нет просто самого процесса научной работы. Школьник должен сознательно подчиняться определенным нормам поведения при работе над проектом, исследованием.  И, наконец, нужно приучить ученика к самоконтролю, ведь научная работа требует умения контролировать  свои действия и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач. Кроме того, необходимо выработать и навыки рефлексии - умения самостоятельно проанализировать свои действия, с их детальным разбором, как положительных, так и отрицательных действий. При этом надо учесть, что мотивацию и потребность к поисковой интеллектуальной работе надо ещё взрастить из естественной любознательности и любопытства, присущих ряду учеников. Ведь у ученика потребности  в изучении более сложных понятий для работы над исследованием, проектом, причём детальном, ещё нет.
Если исследовательскую работу с обучающимися проводить системно и на должном уровне, то она даст только положительные результаты. Она может способствовать:
развитию творческих способностей учащихся и выработки у них исследовательских навыков;
формированию аналитического и критического, абстрактного мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
выявлению одарённых учащихся и обеспечению реализации их творческого потенциала;
развитию самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;
развитию способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
развитию умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;
формированию чувства ответственности за порученное дело;
воспитанию уверенности в себе, сознание значимости выполненной работы;
воспитанию целеустремлённости и системности в учебной деятельности;
организации помощи в  выборе профессии.
Психологи утверждают, что научно-исследовательская деятельность повышает стрессоустойчивость, способствует эмоциональному благополучию, улучшает коммуникативные навыки, раскрывает творческие способности, формирует чувство ответственности и самостоятельности.
Таким образом, организация исследовательской деятельности способствует развитию социально-активной личности.
Литература
Абрамова, С В . Организация учебно-исследовательской работы по русскому языку : выбор темы учебно-исследовательской работы по русскому языку / С.В. Абрамова // Русский язык: - 2006. - N 20. - С 2-11;.
Бельфер, М. Несколько слов об исследовательских работах школьников/М. Бельфер//Литература.- 2006. -N 17.-С.13-15 ;
Брыкова, О. Сотворчество учителя и ученика / О. Брыкова // Управление школой: - 2006. - № 20. - 33-36.;
Прищепа, Е.М. Ученическая исследовательская работа по литературе в гуманитарной профильной школе / Е. М. Прищепа // Литература в школе. - 2004. - №12. – с.25.;
Прокофьев, Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников / Л. Б. Прокофьев // Школьные технологии. - 2006. - № 4. –с.12