Лекция для родителей Трудовое воспитание школьников


Главное – воспитывать достойных людей.
"Не дай Вам Бог жить во время перемен", - гласит китайская мудрость.
Современный мир меняется с невероятной скоростью. Но, может, стоит не
согласиться с китайской мудростью? Трудное время - это время величайших
возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит быть
современным, "оказаться во времени", идти в ногу со временем.
В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный
государственный образовательный стандарт и неведомая ранее аббревиатура
«ФГОС».
Согласно ФГОС второго поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Эта необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в российском обществе, приоритетностью задач духовно-нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала школы, призванной обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию.
Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» от 4 февраля 2010 года, федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определена основная цель отечественного образования и приоритетная задача общества и государства - это воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников озвучена не только высшая цель образования, но и дан перечень базовых национальных ценностей, который является обязательным. Базовыми национальными ценностями российского общества (из Концепции) являются:
- Патриотизм 
- Социальная солидарность 
- Гражданственность 
- Семья
- Здоровье 
- Труд и творчество
- Наука 
- Традиционные религии России 
- Искусство и литература 
- Природа 
- Человечество
Одной из важных и актуальных ценностей является «Труд и творчество» в основу, которой заложено воспитание целеустремленности и настойчивости в достижении поставленных целей. Для того чтобы воспитать в детях эти качества, нужно с детства приучать детей к дисциплине. Дисциплина: «Обучение или опыт, который исправляет, переделывает, укрепляет или совершенствует». В дисциплине – безопасность. Одна из печальных сторон вседозволенности, когда родитель позволяет ребенку «Сесть ему на шею» и делать все, что ему заблагорассудится, заключается в том, что у ребенка складывается отношение, что не только родители, но и другие люди должны будут обращаться с ним подобным образом. Это неразумно и нереально. Дисциплина и порядок – это часть естественных законов природы. Ребенок, который не получал дисциплины с любовью в своем маленьком мире (семье), получит ее в большом мире, но без любви. Если не приучать ребенка к дисциплине - справедливо и в любви, то рано или поздно этим займется общество, а оно не всегда дисциплинирует честно и справедливо. Вероятно, поэтому, результаты опроса выпускников 2014 года ВУЗов нашей области показали, что более 90% хотели бы, чтобы их родители и учителя любили настолько, чтобы относиться к ним строже и требовать с них больше. Они - то уже знают, что победители в этой жизни не отлеживаются на пуховых перинах.
Дисциплина просто необходима! Будет верным и следующее высказывание: «Ни один человек не стал великим, делая то, что ему нравится. Маленькие люди делают то, что им хочется, великие люди подчиняются законам, управляющим их величием».
Начинать приучать ребенка к труду и порядку нужно с раннего детства, при условии, что возможность повредить себе отсутствует (например обращение с ножом или с другим опасным предметом). Но просьба подмести пол, вынести мусор, заправить кровать и т. д. – вполне уместна для малышей. Откровенно говоря, будет намного проще сделать все самому. У взрослого это получается намного быстрее и лучше, и даже легче, чем тратя время, убеждая ребенка и приучая его делать это самому. Дело в том, что четырехлетний ребенок часто не знает своих возможностей в стадии игры и ему кажется, что он может все. Когда взрослый говорит: «Давай мама и папа сделает» - это о чем - то говорит ему. А именно: « Ты не можешь – а папа и мама могут». Уже к 9 – ти годам это может привести к тому, что ребенок будет уверен в том, что у взрослых получается лучше, чем у него. В результате, он не только «позволит» взрослым все делать самим, но и сознательно откажется помогать взрослым вообще. Такой ребенок придет во взрослый мир неподготовленным и нежелающим браться за любое трудное дело. Воспитывать трудолюбивых детей нужно, приучая их с раннего возраста к труду и порядку. Постепенно они выучатся все делать так, как положено, и брать на себя большие ответственности и в один прекрасный день перещеголяют своих родителей. Тогда взрослые узнают наверняка, что дисциплина – «Золотое правило»!
Много лет назад Кэльвин Кулидж сказал: « Ничто в этом мире не заменит настойчивости. Ни талант (в мире сколько угодно талантливых людей, которым не повезло в жизни), ни гений (непризнанный гений стал почти притчей во языцех), ни образование (в стране и в мире в целом много образованных БОМЖей)».
Взрослым нужно помнить рассказ о китайском бамбуке. Китайцы посадили бамбук; они поливали его и удобряли землю, но в первый год ничего не выросло. Второй год они поливали и удобряли его. Опять ничего не выросло. Третий и четвертый год они поливали и удобряли его. Опять ничего не выросло. Тогда пятый год они поливали и удобряли его, и где – то на пятом году за шесть недель бамбуковое дерево выросло на 90 футов. Вопрос такой: «Выросло ли дерево на 90 футов за шесть недель и за пять лет»? Ответ: «За пять лет, потому что если бы китайцы не поливали и не удобряли землю, бамбук бы не вырос»!
Воспитание ребенка – процесс сложный, требующий много времени, терпения и знаний. Большой вклад в воспитание порядка и дисциплины у детей, вносит не только школа и педагоги, но и семья.
Для родителей и педагогов, как девиз: «Никогда не сдавайтесь»! Старо как мир, но верно: «Тот, кто проигрывает, никогда не побеждает, и победитель никогда не проигрывает, пока не добьется своего».
Покажите пример своим детям!


Используемая литература:
1. А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» Москва: «Просвещение» 2009
2. З. Зиглар «Воспитай правильно»!