«Развитие классного самоуправления как средство развития творческого потенциала детей».

Однажды мне приснился сон. Я иду по городу и захожу в торговую лавку. Там я увидела весьма странные и необычные плоды и ягоды. Одни привлекали своими невероятными красками, другие манили предвкушением райского аромата, третьи изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. Люди выбирали то, что им по душе. Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленная, я решила схитрить и подошла к хозяину лавки:
- Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, сказала я и показала на полку.
Но когда хозяин взял фрукт, то и в его руках он превратился в семечко.
Тогда я спросила: «Почему так произошло?»
Тогда хозяин ответил мне: - Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами.
А для того, чтобы это семечко превратилось в красивый фрукт, мы должны посадить его в благодатную почву, поливать его водой, создать для него благоприятные условия, окружив его вниманием, заботой и любовью.
Так же и в воспитании детей. Этот сон воплотился в моей профессии. Это стало целью воспитания моих детей.
Всем нам хорошо известно, что ребёнок не рождается личностью, а становится ею в процессе развития, что личность ребёнка формируется под влиянием семьи, школы, социума. Ребенок должен научиться сам прикладывать усилия, так необходимые в борьбе с жизненными трудностями.
На сегодняшний день я являюсь классным руководителем 9 класса. Вот уже два года я провожу в классе целенаправленную и систематическую работу по развитию у учащихся классного самоуправления.

Зачем нужно самоуправление?
Оно дает возможность подросткам осознать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать трудности, почувствовать ответственность перед товарищами по общему делу.
Ведь молодёжь – это своего рода один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность.
Я считаю вопрос организации самоуправления актуальным, так как основное предназначение ученического самоуправления удовлетворять индивидуальным потребностям обучающихся, направленных, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов.

Главный принцип моей деятельности «Делаем вместе, умеем слушать и слышать друг друга». Моя цель как классного руководителя – создать дружный коллектив, где ребята чувствуют себя спокойно, уверенно, а в школу идут с хорошим настроением. Считаю, что именно этот фактор поможет сохранить здоровье школьника, повысить результаты успеваемости, осознать подростком собственную значимость.
С чего я начала работу?
Первоначально я провела беседы «Что такое коллектив?», «Поручения. Что вы о нем знаете? Какие бывают поручения?». Далее проводила анкетирование «Есть ли у вас поручения?», которое позволило выявить отношение каждого школьника к выполняемому делу. Далее проводила опрос с целью распределения поручений с учетом желаний учащихся.

Модель самоуправления в классе

Мы определили цели и задачи нашего самоуправления в классе.

Цель классного самоуправления:

– организация жизнедеятельности коллектива, результатом которой должны стать желания и умения каждого ученика заниматься самовоспитанием.

Задачи самоуправления:
развитие творчества, инициативы у учащихся, формирование их активной жизненной позиции;
развитие отношений заботы друг о друге, о школе, о младших товарищах, взаимоуважение детей и взрослых;
развитие и проявление индивидуальности и способностей каждого члена классного коллектива.

Из числа ребят, проявивших интерес к деятельности одного и того же направления в классе сформировали первичные активы, избрали руководителей, закрепили участки работы.
Два раза в месяц каждый сектор рассказывает о проделанной работе на классном собрании. Результаты работы вывешиваются в классный уголок.
В нашей школе педагоги оказывают помощь различным секторам самоуправления, среди которых: педагог изобразительного искусства, музыки и физкультуры. Моими партнерами являются родительский комитет, учителя - предметники, Сельский Дом Культуры, школьный музей, школьная и сельская библиотеки, сельская администрация.

Мои учащиеся последовательно и четко выполняют правила ученика, разработанные в школе. Это организует и дисциплинирует учащихся. Нами проводится игра «Каков я в школе», беседы, в конце каждого учебного года проводятся диагностики «Отношение к жизненным ценностям» и «Нравственная мотивация».

Одним из основных направлением работы стала пропаганда здорового образа жизни. Я разработала программу по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних через здоровый образ жизни, в рамках которой ребята организовывают и участвуют в таких мероприятиях как:
«Хотим чтобы стало модным - здоровым быть и свободным».
Дни здоровья,
акции «Спорт как альтернатива пагубным привычкам»; «Мода на здоровье»; «Нарко - стоп», «Минута телефона доверия»
спортивно – патриотическая игра «Орлёнок».
Уроки безопасности в интернете: касается всех, касается каждого».
«Я живу! Я люблю жить! А ты?».
«Учусь говорить «нет»».
Диспуты «Дорожный знак – тебе не враг»

Разумеется, очень важно создавать положительный нравственный климат в коллективе. Мною разработана программа духовно-нравственного и патриотического воспитания «Дорогой добра. Мой класс организовывает и принимает участие в мероприятиях:
Посвященные трагическим событиям в Беслане.
Трудовая вахта
Праздниках «День села», «День учителя», Новый Год, Праздник последнего звонка.
В предметных неделях.
Уроки - мужества «Живая память» в рамках Дня неизвестного солдата, Дня Героев Отечества, «Провозглашаю славу Сталинграду», «Уходили парни из Афгана»,
Урок - конференция «Россия и Крым. Мы вместе»
Праздник «Счастлив тот – кто счастлив у себя дома »
Митинги Памяти.

Мои учащиеся являются участниками школьных и сельских социально – значимых проектов: Фестиваль детского творчества «Фейерверк талантов »; Акции «Бессмертный полк», «Ветеран живет рядом», «Знамя победы», «СТОПВИЧСПИД», «Чистый берег», «Родник», «Дети – детям», «Каток для всех»; по благоустройству памятников «Обелиск».

Для воспитания сознательной дисциплины в классе и повышение успеваемости мною и сектором Знатоков проводится работа с неуспевающими детьми, их родителями; ведётся постоянный контроль за посещаемостью, успеваемостью учащихся, а также дежурством как по классу, так и по школе.
За годы учебы в коллективе сложился благоприятный психологический климат, доброжелательная атмосфера. Результатом также стали призовые места учащихся моего класса в олимпиадах, выставках, конкурсах, спортивных соревнованиях как школьного и сельского уровней, так и районного, всероссийского и международного. Анкетированияе показывает, что и дети, и родители удовлетворены жизнью класса и школы, класс дружен и сплочен.

«Изучение удовлетворенности обучающихся школьной жизнью»

«Удовлетворенность родителей работой педагога»
Результаты изучения нравственной самооценки показали, что у всех воспитанников сформирована достаточно нравственная самооценка.


Результаты диагностики «Отношение к жизненным ценностям»

Результаты диагностики «Нравственная мотивация»

Исходя из опыта организации ученического самоуправления, я пришла к выводу, что самоуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания.
Мои учащиеся организуют не только самоуправление в классе, но активно участвуют в школьном ученическом самоуправлении. Так, например, моя ученица Бородина Анастасия представила свою программу по развитию самоуправления в школе и стала председателем. Она проводит школьные линейки, помогает в организации школьных мероприятий.
Таких результатов класс достиг и благодаря активному участию родителей, которые активно поддерживают все наши начинания.  

Считаю, что классный руководитель должен расти и двигаться вперед вместе со своими учениками.

Если я, как классный руководитель, сделаю всё, чтобы мой класс стал коллективом, чтобы каждому ребенку было комфортно, чтобы он с удовольствием шел в школу, тогда и я сделаюсь чуточку счастливее в этом мире

Без них бы я не состоялась.
Довольна классом на все сто!
Не я, а класс мой самый классный!
Я всей душой люблю его!










15