Урок русского языка в 5 классе по теме «Наклонения глагола»


Урок по русскому языку для 5 класса
по теме «Наклонения глагола»
(УМК М.М.Разумовской)
Мне часто приходится работать со школьниками 10-13 лет. В силу психолого-физиологических особенностей они очень подвижны, и, если нет выхода их энергии, быстро устают. По этой причине при их обучении приобретает известное значение элемент занимательности.
Кроме того, очень многие понятия в русском языке остаются для ребят «мертвыми», потому что мы, словесники, часто придерживаемся формального подхода к изучению языка. Сделать эти понятия «живыми» для учащихся можно не только вниманием к самому слову, но и созданием живой ситуации на уроке. Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и создавать разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка. На своих уроках я стараюсь использовать различные приемы, повышающие интерес учеников к русскому языку. Особое внимание уделяю лингвистической сказке. Сказки на уроках русского языка можно использовать как средство, помогающее организовать объяснения нового материала и воспроизведение усвоенного ранее, и как вид работы по развитию речи (сочинение детьми лингвистических сказок при прохождении той или иной темы).
Тема урока «Наклонения глагола»
Цели урока:
1.познакомить учащихся с образованием наклонений глагола, формирование умения различать и образовывать формы разных наклонений;
2.развивать умение делать самостоятельные выводы, производить сопоставительный анализ;
3.воспитывать на материале урока интерес к русскому языку, любовь к своей родине.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя. Повторение ранее изученного.
Сегодня, ребята, мы с вами продолжаем разговор о глаголе. У нас необычный урок: в гости к нам придет сказка.
- Любите ли вы сказки? Какие?
Сказка начинается с присказки. В качестве присказки я взяла для нашей сказки пословицу «Храбрость города берет». Эта пословица будет девизом нашего урока.
- Давайте посмотрим, что она из себя представляет как предложение. Запишите ее к себе в тетрадь, сделайте синтаксический разбор, дайте характеристику.
(проверка задания).
- В этой пословице есть глагол БЕРЁТ. Что вы можете рассказать о нем как о части речи?
Итак, мы вспомнили известные вам признаки глагола. Глагол БЕРЕТ обозначает действие, которое реально происходит в настоящее время. Но, оказывается, глаголы могут обозначать и нереальные действия, то есть желательные, возможные при определенных условиях, а также действия –приказы и просьбы.

2. Изучение нового материала.
Вот мы и подошли к теме нашего урока «Наклонения глагола». Наклонение – это еще один морфологический признак глагола, с которым мы и познакомимся сегодня.
- Попробуйте самостоятельно определить задачи нашего урока (ответы учащихся).
Что же такое НАКЛОНЕНИЕ? Это, ребята, своеобразный контролер, который всегда соотносит действие с реальностью и показывает, происходило ли оно в действительности, только ожидаемое оно или то, которое мы ждем от собеседника. Тема вам совершенно незнакомая, поэтому, чтобы вам ее было легче усвоить, я позвала на помощь сказку. Будет сказка занимательная, слушайте ее внимательно. Кто уши широко раскроет - тот много-много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснет, то ни с чем уйдет.
Обратите внимание на глаголы, которые используются в сказке.
В некотором царстве, в тридесятом государстве жил-был царь. И было у него три сына. Старшего звали Епифан. Красивый был молодец, статный. Но больше всего на свете любил поспать. Часто говаривал он братцам: «Я бы и это сделал, я бы и то смог, если бы мне кто-нибудь помогал». Средним был Тимоня. Очень уж он любил командовать. Целый день только и слышали от него: «Поди сюда! Подай то! Принеси это»! А меньшой брат Иваном звался. Уж такой он был работящий! И дров наколет, и воды принесет, и поле засеет. Не любил он слов на ветер бросать, что задумает, обязательно выполнит.
Жили они не тужили, да напал на царство Змей девятиглавый. Призвал царь сыновей, велел им на войну со змеем собираться, русскую землю защищать. Епифан ответил так: «Я бы, царь-батюшка пошел воевать, я бы сразился с лиходеем, я бы победил Змея, если бы не любил так поспать».
А Тимоня, услышав слова царя, сразу принялся командовать: «Эй, Ванюшка-дурачина! Собирайся на войну! Ступай и заруби змея или доставь живым сюда!»
Послушал Иван братцев и говорит: «Вижу, настал мой черед. Буду собираться в путь-дорогу. Я в любом бою буду насмерть стоять за свою землю! А в подмогу возьму себе меч».
Довольные остались братцы, что не придется им на войну идти. Ивана проводили, а сами спать завалились.
- Понравилась вам сказка? Кто из братьев вам понравился больше всего? Почему?
- А почему не понравились Епифан и Тимоня?
А ведь братцы, ребята, познакомили нас с тремя наклонениями глагола: изъявительным, повелительным и условным.
- Вспомним, какие глаголы любят употреблять братья? Запишем их под портретами (рисунки-портреты братьев нарисованы заранее и прикреплены на доске).
Епифан Тимоня Иван
Сделал бы поди вижу
Смог бы подай настал
Помог бы принеси собирайся
Пошёл бы ступай буду собираться
Сразился бы заруби возьму
Победил бы
(условное) (повелительное) (изъявительное)
- Работа в парах:
Обратите внимание на названия наклонений. Как вы думаете, какие действия обозначают глаголы этих наклонений? Посоветуйтесь в парах (Ответы учащихся).
- А теперь обратимся к материалу учебника, чтобы выяснить, верные ли выводы мы сделали (изучают самостоятельно теоретический материал учебника).
- Выводы.
3.Закрепление.
1. А теперь, ребята, снова вернемся в сказку. Царь был очень рассержен, когда узнал, что братья остались дома. Призвал он их пред свои очи и говорит: « Брат Иван пошел на страшный бой один, а раз вы остались дома, нечего без дела слоняться. Вот решите-ка задачу, а то худо вам будет». А задача-то такая: заполнить таблицу примерами, взятыми из сказок А.С.Пушкина. Зачесали братья в затылке, не могут решить задачу! Давайте, ребята, поможем им.
Задание 1.Заполни таблицу примерами.
Изъявительное наклонение Повелительное наклонение Условное наклонение
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи.
Бабушка, постой немножко,-
Ей кричит она в окошко.
Наградила бы я тебя по-царски,
Да не послушался моего ты совета.
А Балда приговаривал с укоризной:
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»!
Вы ж , голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой.
Проверка задания.
- Какие глаголы в 1 колонке? Во 2? В 3? Почему вы так считаете?
2. А ближе к ночи опять зовет царь братьев и говорит: «Не хотите наказанья – вот вам новое заданье»! И опять братцы не смогли справиться. Придется им еще раз помочь.
Задание 2. Образовать от данных глаголов формы всех трех наклонений.
РАБОТАТЬ СРАЖАТЬСЯ СПАТЬ
Проверка задания.
Молодцы, ребята, и я этим заданием помогли справиться братцам.
3.Дифференцированные задания
(Задание для сильных учащихся)
А как вы думаете, ребята, простил царь братцев? Что он им сказал? Попробуйте поразмышлять над этим. Представьте себя на месте царя. Напишите, что бы вы сказали им. Начните свое сочинение так : «Если бы я был царем, то….» Используйте в своей работе глаголы разных наклонений.
(Задание для остальных ребят)
Работа по карточке.
Задание: обозначьте номера предложений где есть глаголы
1 вариант - изъявительного наклонения
2 вариант - повелительного наклонения
3 вариант - условного наклонения
1. Я бы уступил место, да не бывать Марту прежде Февраля!
2. Смилуйся, государыня – рыбка!
3. Ездили братья по другим землям, искали Жар-птицу, но вернулись с пустыми руками.
4. Приходят братья домой, а Иванушка на печи лежит, слушает, что братья рассказывают да посмеивается.
5. Купи мне, батюшка, перышко Финиста-ясна сокола.
6. Не сжег бы ты кожу лягушачью, оборотилась бы я снова красной девицей.
7. Тут сказал конек Ивану:
«Ты увидишь здесь поляну,
На поляне той гора
Вся из чиста серебра». Проверка по «ключу».
Одновременно: Индивидуальная работа по карточке(на доске)
Задание 4. Вставить пропущенные буквы, найти глаголы в изъявительном наклонении, определить их время. Расставить пропущенные знаки препинания.
1.Ру(с,сс)кий ни с меч..м ни с калач..м (не)шутит.
2.Кто с Россией ни тягался в правых тот (не)ост..вался.
3.Без смелости (не)возьмеш(?) и крепости.
4.А Иван-то где, ребята? Что ж мы про него забыли! Трудно Ивану. Лежит на дороге камень, на камне надпись : «Осилишь задачу - найдешь удачу». И задание под камнем. А с заданием Ивану помог(помогла) справиться….(ФИ уч-ся).
Вывод: глаголы изъявительного наклонения изменяются по временам.
Форму этого наклонения мы будем изучать на следующем уроке.
Итог урока.
Слово учителя.
У нашей сказки счастливый конец. Иван-царевич выполнил все задания и победил Змея. А вы освоили очень сложную тему, познакомившись с наклонениями глагола.
- Вспомните их еще раз. Что между ними общего? А чем различаются?
- А теперь вернемся к девизу урока. Почему я выбрала именно эту пословицу?
Рефлексия.
- Понравился ли вам урок?
- Все ли удавалось?
- Что было трудно?
Домашнее задание ( дифференцированное)
Составь рассказ о том, что нового вы узнали на уроке( не заучивать материал учебника, а по-своему, как поняли, рассказать о новой теме). Приведи свои примеры или выпиши их из сказок.
Если тебе трудно выполнить первое задание, можно о новой теме рассказать по учебнику. Возьми любые 5 глаголов в неопределенной форме и образуй от них все формы наклонений..Если ты любишь сочинять, попробуй написать сказку о волшебном городе, где правит царь Глагол, и о трех его сыновьях(изъявительном, повелительном и условном наклонении).