Статья: Использования информационных технологий в образовательном процессе

А.М. Шайдуллова,
учитель математики
1-ой квал. категории
средней школы № 57
Кировского р-на г. Казани

Эффективность использования информационных технологий
в образовательном процессе.  
Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс меняет методику обучения, позволяет наряду с традиционными методами, приемами и способами использовать моделирование, анимации, компьютер, которые способствуют созданию наглядных образов, творческому развитию мышления, активизируя учебную деятельность учащихся, способствует формированию ключевых компетентностей личности.
Современный мир предъявляет к школе высокие требования. Одно из них – необходимость освоения постоянно обновляющихся компьютерных технологий и органичное их внедрение в структуры образования.
В современном мире компьютер используется во всех сферах деятельности, поэтому для эффективности обучения, учитель должен уметь использовать компьютерные технологии на своих уроках. Использование современных информационно-коммуникационных образовательных технологий должно быть тщательно продумано, взвешено и хорошо отработано. Только в этом случае эффективность будет достаточно высокой и принесёт удовлетворение и учителю, и ученикам. При помощи информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и в окружающем мире. Использование информационных технологий на уроках способствует повышению эффективности знаний, повышению интереса к предмету, экономит время, облегчает работу учителя. Учитель, располагающий компьютером, имеет возможность сделать процесс обучения более наглядным.
Компьютер замыкает на себя большую часть контрольных функций и реакций на ошибки ученика. При работе на компьютере каждый ученик может обдумывать ответ столько времени, сколько ему необходимо; снимается вопрос о субъективной оценке знаний при опросе, так как оценку выставляет компьютер, подсчитывая количество верно выполненных заданий; происходит мгновенный анализ ответа, что дает возможность опрашиваемому либо утвердиться в своих знаниях, либо скорректировать неверно введенный ответ, либо обратиться за помощью к учителю. Таким образом, компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. И когда технологическая культура учащихся повышается вместе с учительской, учитель становится организатором учебного процесса, познавательной активности учащихся. Тогда нет места пассивности на уроке ни одной из сторон взаимодействия, и деятельностный подход становится основным в ходе обретения знаний. В 10 классе учителя на уроках геометрии сталкиваются с множеством проблем: учащиеся не умеют «читать» изображения пространственных тел; не умеют их изображать; все изображения на доске и в тетради не вызывают у учащихся ощущения пространственности. С помощью программы PowerPoint можно продемонстрировать множество пространственных фигур.
В своей работе я использую программу «Графер».
Программа Графер предназначенa для построения и преобразования графиков функций различного вида. Графер обеспечивает демонстрацию связи формулы и графика функций. Использование Графера облегчает изучение графиков функций, обеспечивает наглядность и простоту в использовании. Построение графиков функций можно производить в декартовой и полярной системах координат.

Имеется набор «стандартных» функций: степенных, тригонометрических и гиперболических. К графикам функций можно строить касательные. Графер даёт возможность производить над функциями и их графиками различные преобразования: смещение графика функций относительно координатных осей, сжатие, растяжение, зеркальное отображение относительно осей координат.
Можно производить взаимные преобразования нескольких функций, такие как сложение функций, умножение и деление одной функции на другую, преобразование вида
f (g (x)). При этом соответствующие преобразования одновременно влияют как на графическое изображение функции, так и на её аналитический вид. Имеются различного рода графические возможности, предназначенные для оформления графиков функций, для придания им более наглядного вида. Можно ставить надписи, отмечать точки, отрезки, интервалы; изменить масштаб координатной плоскости: задать границы шкалы и шаг сетки по осям, цвета фона, осей, сетки и подписей, названия осей, отображение всех этих элементов.

Эту программу я использую для построения графиков функций, для графического решения уравнений, неравенств, систем уравнений и систем неравенств, для графического представления теорем и математических законов.
Как учитель считаю, что применение компьютера в учебном процессе значительно обогащает и украшает повседневную деятельность учителя математики.

Литература:
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.:Школа-Пресс, 1994.

15