Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность


Речь является необходимым условием формирования личности ребенка. она не дается человеку от рождения, пройдет не мало времени, чтобы ребенок начал говорить. окружающие ребенка взрослые обязаны приложить не мало усилий, чтобы речевое развитие ребенка проходило правильно и своевременно.
театрализованная игра стимулирует активную речь, совершенствует артикуляционный аппарат ,тем самым способствует развитию всех компонентов устной речи :грамматического строя,диалогической и монологической форм речи, фомированию словаря ,воспитанию звуковой культуры речи детей.
Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Моя задача, как педагога — создать для этого все необходимые условия. В этом может помочь театрализованная деятельность. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.
В работе данного направления поставила перед собой цель: формировать интерес детей к театрализовано - игровой деятельности, обогащать пассивную и активизировать активную речь воспитанников через решение следующих задач:
вызывать эмоциональный отклик ребенка посредством театрализованной деятельности;
целенаправленно обогащать словарь детей, посредством развития пассивного и активного словаря;
формировать:
- потребности детей в театрализованной деятельности, понимания речи с наглядным сопровождением;
- способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения детской художественной литературы;
- поддерживать у детей познавательное отношение к театрализованным действиям (поддерживать желание ребенка к воспроизведению текста любимой сказки);
- побуждать детей к разнообразным действиям с куклами разнообразных театров, с целью ознакомления с ними;
- формировать посредством театрализованной деятельности опыт нравственного поведения, уважительное отношение к сверстникам.
опыт моей работы основывается на принципах:
• от простого к сложному.
• доступность материала.
Наглядность
поощрение.
Для развития речи через театрализованные игры, - уделяю серьезное внимание подбору литературных произведений. Предпочтение отдаю произведениям с понятной для ребёнка моральной идеей, с быстро развивающимися событиями, с выразительными персонажами. И конечно такими произведениями являются сказки. Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства. С раннего возраста приучаю детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Всегда использую потешки, пестушки, попевки . Слежу за своей речью : слова произношу интонационно выразительно, четко .
В группе созданы условия для организации театрализованной деятельности:
• Пополняю и обновляю атрибуты, вызывая эмоциональный отклик ребенка, активизирующий его речь.
• Ежедневно ввожу в непрерывно-образовательную деятельность и в повседневную жизнь, игры- инсценировки с сюжетными игрушками, ИГРЫ-СИТУАЦИИ используя при этом фольклорный материал. «Цветочная поляна», «Напечем пирожков» « Веселый автобус» «Елочная песенка» .
НОД «Кукла спит». –речевое развитие «Подарки для Мишки и Зайки» -познавательное развитие.. «Украсим елочку в лесу»-художественно-эстетическое развитие
• Ежемесячно планирую демонстрацию сказки с использованием разных видов театрализованной деятельности. «Курочка Ряба», «Теремок».» В гостях у кота Баюна»
• Формирую, посредством театрализованной деятельности, опыт нравственного поведения, уважительное отношение друг к другу. Игра « На лесной тропинке» «Катание на санках» «Угостим Катю чаем»
В группе работаю над организацией предметно-развивающей среды:
1. Уголок театрализованной деятельности – уголок ряженья
Красивая ширма для показа представлений, игрушки куклы-би- ба -бо (кошка, собачка, заяц, лиса, волк, медведь), пальчиковый театр к сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»., настольный театр .Разнообразные театральные костюмы, шапочки, короны, косыночки, колпаки, венки, маски животных, фартучки, бусы и другие украшения.
2. уголок сенсорного развития
Материал для освоение малышами представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов . Различные дидактические игры для овладения действиями с определенными предметами, обучения культуре общения
3. уголок конструирования
Различный строительный материал: деревянные кубики, «кирпичики», пластины, наборы строительного материала.
4. уголок изобразительной деятельности
Здесь ребенок может самостоятельно лепить, рисовать. В уголке собраны карандаши, книжки-расскраски, пластилин, мелки, фломастеры .
5. художественно-речевой уголок-Яркие картинки, книжки.
Данное направление педагогической деятельности осуществляется по перспективному плану работы, которая проводится с запланированными сказками циклично, демонстрация сказки с использованием разных видов театра:
Игры – театрализации.
Прежде чем проводить игры-театрализации, нужно запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал. Кроме этого, содержание должно быть не только понятно ребенку, но и эмоционально им воспринято. «Вышла « курочка гулять» «Надувала кошка шар» «Ладушки -ладошки»
Театр на фланелеграфе.
Фланелеграф - картинки или персонажи выставляю на экран. Удерживает их фланель, вместо фланели можно приклеить на картинки кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираю из старых книг, журналов или создаются самостоятельно. -Игра «зайчик и белочка» «Уж ты, зимушка-зима» «Наша Маша Маленька»
Театр би-ба-бо.
Атрибуты надеваются на руку, обычно действую на ширме. Куклы изготовлялись, используя старые мягкие игрушки. После представления даю возможность детям пообщаться с куклами, куклы хвалят их за то, что они внимательно слушали и смотрели, интерес детей после этого не угасает, дети с удовольствием продолжают играть с ними. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, играть дружно, не ссориться, полюбившиеся персонажи брать по очереди.
Пальчиковый театр.
Атрибуты надеваются на пальцы или на руку и играют за персонажа, изображение которого находится на руке. Можно изображать действия, находясь за ширмой, сидя свободно за столом или передвигаясь по комнате, по ходу разворачивания сюжета, проговариваю слова.
Настольный театр.
Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с игрушками-персонажами, охотно перевоплощаются в действующих персонажей (колобок, заяц, лиса и т. д., пытаются передать характер героя (мимикой, изменяя интонацию, повторяют запомнившиеся фразы.
В начале учебного года, театрализованную деятельность в работе с детьми начала с работы с куклами, знакомила детей со сказками, потешками, прибаутками с использованием игрушек, фигурок настольного театра, пальчикового театра.
Произведения малых фольклорных форм в каждой своей строчке несут и особое настроение, и законченный сюжет. Образное слово, повторы, привлекательные персонажи, доступные сюжеты вызывают у малышей радость, эмоциональный душевный отклик, побуждают повторять за взрослым некоторые слова.
Игра с детьми в театр очень помогла мне в адаптационный период. КУКОЛЬНЫЕ ПЕРСОНАЖИ дали возможность малышам расслабиться, снять напряжение, создать радостную, добрую атмосферу.
Привлекаю детей к совместному участию в инсценировках, БЕСЕДУЮ с ними ПО СОДЕРЖАНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают со мной отдельные фразы, сопровождая жестами действия персонажей. Так в инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё.
Для того чтобы добиться определенных успехов в развитии речи посредством театрализованной деятельности я работая по этой проблеме учитываю возрастные и психофизические особенности детей.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств и эмоций, учит распознавать эмоциональное состояние по мимике, жесту, интонации.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЫ МОИ МАЛЫШИ узнают персонажей сказок, знают их содержание («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят») .
Театральная деятельность способствует не только развитию умственной деятельности, но и тесно связана с совершенствованием речи: работая над выразительностью и репликами персонажей, собственными высказываниями, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй. Исполняемая ребенком роль ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. При этом совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй.
В своей работе я использую разные формы театральной деятельности:
1. Пальчиковый театр
2. Настольный театр
3. Театр на палочках
4. Театр на фланелеграфе
5. Драматический театр, когда не только я сама переодевалась в разные персонажи (бабушка Марфуша, Петрушка и другие),НО И ПРИВЛЕКАЛА К ЭТОМУ ДЕТЕЙ,КОТОРЫЕ С УДОВОЛЬСТВИЕМ ПЕРЕВОПЛОЩАЛИСЬ В СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ.
Театрализованная деятельность в группе возможна только в результате активной скоординированной работы воспитателя и родителей ребенка. Успешность развития речи детей в большей степени зависит от того, какая атмосфера создана родителями в семье, имеет ли оно продолжение дома. В этой связи провожу работу по активизации и обогащению знаний родителей по организации и проведению театрализованной деятельности в семье. Способствовала желанию родителей оформить фотомонтаж по организации театрализованной деятельности в домашних условиях.
подготовила для родителей консультации на тему:
«Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи детей раннего возраста»
«Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста»
Папка-передвижка:
«Значение игрушки в жизни ребенка».
Родительское собрание:
«Эмоциональная жизнь ребенка»
Презентация:
«Наша группа».
Подготовила и провела праздник
Тематический праздник «Новый год»
Тематическое развлечение «Знакомство с дедушкой Морозом»
Театральное развлечение показ кукольного спектакля «Зайчик простудился» Тематическое развлечение « В гости к хозяюшке»
Проведенная диагностика в середине года показала, что работа над развитием речи средствами театрально-игровой деятельности дает положительные результаты (высокий уровень развития – 24%, средний – 76%);
Поэтому выбранное направление педагогической деятельности всегда актуально, потому что театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся развития речи детей. Лучше начинать ею заниматься с раннего возраста, так как ранний возраст является важным этапом для развития речи.