Развитие творческого потенциала на уроках производственного обучения.

Развитие творческого потенциала на уроках производственного обучения.
Мастера производственного обучения Немовой Н.Г.
Развитие творческого потенциала, профессионального мышления связано с мыслительной деятельностью, характерной для творчества, и в то же время с особенностями профессии.
Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений для деятельности. Творчеству присущи не стереотипность мышления, единство творческих и практических компонентов знаний, взаимосвязь предметно – профессиональных и образных представлений.
Профессиональное мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, характеризующейся обобщённым и опосредованным отражением действительности.
Творческий потенциал и профессиональное мышление будут проявляться в умении решать нестандартные проблемы, новизне, уникальности и оригинальности в деятельности. Поэтому для его развития необходимо развивать способности через развитие мышления.
В основе профессиональной деятельности лежат знания, умения, навыки, опыт, умение и готовность применять знания на практике.
Следовательно для развитие творческого потенциала на уроках производственного обучения необходимо:
1.Овладение системой понятий, суждений, умозаключений в области профессии, которая базируется на знаниях, умениях, навыках и опыте деятельности.
2.Умение анализировать, сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать.
Формирование творческого профессионального мышления базируется на профессиональных знаниях, умениях, навыках и включает в себя развитие:
-единства теоретического и практического компонентов знаний (взаимосвязи предметно – профессиональных и образных представлений);
- умений сравнения и классификации;
- умений применять знания на практике;
- умений обобщения.
Для развития творческого потенциала в процессе обучения необходима рациональная организация мыслительной деятельности на каждом из условно выделенных этапов. Чтобы лучше воспринимать информацию, концентрировать внимание, запечатлевать, повторять, забывать, припоминать существуют определённые приёмы. Необходимо использовать эти приёмы с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
Не зря говорится: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Следовательно, наглядность на уроке очень важна, причём не столько в визуальном представлении содержания учебного материала, но и в речевом изложении, эмоциональном воздействии и т.д.
Пример.
При ознакомлении учащихся с технологией выполнения стачного шва я не только рассказываю и показываю на плакате, на образцах технологическую последовательность изготовления шва, а ещё сажусь за машину и показываю выполнение шва, сопровождая устными пояснениями. Учащиеся наглядно видят оборудование, лицевую, изнаночную стороны ткани, рабочие приёмы. Пользуясь техническими условиями учащиеся делают вывод о качестве выполнения шва.
Непроизвольная информация запоминается намного лучше, чем произвольная. Поэтому применяемые дидактические средства и методические приёмы должны давать возможность максимально использовать в первую очередь непроизвольную память. Для этого необходимы нестандартность в предъявлении информации, занимательность, разнообразие деятельности учащихся, проявление ими самостоятельности и творчества.


15