Конспект урока по русскому Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода» 4 класс


«Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода» (12 урок в разделе «Склонение имени прилагательного»)
Цель урока: Развивать умение учащихся различать винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода.
Задачи урока:
1. Актуализировать знания учащихся о склонении имен прилагательных;
2. Сформировать представление учащихся о вопросах и окончаниях имен прилагательных женского рода в винительном и творительном падежах и сравнение его с другими  падежами;
3. Развивать умения учащихся выделять имя прилагательное в тексте, определять их род, число и падеж, а также развивать орфографическую зоркость;
4. Подготовка учащихся к региональному экзамену
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация Microsoft Office Power Point, учебник «Русский язык. 4 класс» Т. Г. Рамзаева.
По форме организации – комбинированный ( парная, индивидуальная, фронтальная)
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Формы организации деятельности учащихся – фронтальная, парная, индивидуальная.
Ход урока
Этап урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Организационный момент Цель этапа:  включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Необычный день у нас.
И гостями полон класс.
- Что гостям сказать нам надо?
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
- Эту притчу я взяла не случайно. В наших руках возможность создать в школе и в классе такую атмосферу, в которой ученики и гости будут чувствовать себя хорошо. -Видеть Вас мы очень рады!
Личностные УУД:
формировать целеустремленность и жизненный оптимизм, готовность к преодолению трудностей
Проверка домашнего задания Цель этапа:
выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
Учитель организовывает проверку домашнего задания.
-Какое домашнее задание было у вас?
- Как вы его выполнили?
- Какое правило повторили? Учащиеся отвечают на вопросы по домашнему заданию.
-Упр. 323 с. 23
- Нужно было разделить текст на предложения. Проставить нужные знаки препинания. Выписать слова с ъ и ь.
- Однородные члены предложения и знаки препинания при однородных членах предложения.
- Правописание слов с ъ и ь. Актуализация знаний Цель этапа:
повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
- Откройте тетради. Произнесём хором стихотворение:
Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
Я от вас друзья не скрою: ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Запишите дату.
Классная работа.
-Задание: найдите лишние слова и запишите их в тетрадь. Объясните, почему вы выбрали именно эти слова?
1)Обида, огорчение, жестокость, красивая.
 2)Смеяться, улыбаться, солнечная, радоваться.
 3)Аккуратная, грустный, смешной, веселый.
Учитель: Слова, какой части речи  назвали?
-Давайте повторим то, что мы уже знаем об этой части речи. Составим кластер.

Представление мини-проекта Бекешевой Дарины.
- Свой мини-проект по словарному слову «Аккуратный» представит нам Бекешева Дарина
- Пропишите слово аккуратный
- Сделайте вывод: какова роль имен прилагательных в нашей речи? Учащиеся выполняют задание.
Проговаривают стихотворение.
Записывают число и классная работа.
-Красивая, так как остальные слова относятся к именам существительным.
- Солнечная, так как остальные слова относятся к глаголам
-Аккуратная, так как остальные слова относятся к именам прилагательным мужского рода.
- Данные слова – имя прилагательные.
Составляют кластер.
Защита мини-проекта Бекешевой Дарины. Коммуникативные УУД:
1.формировать умение слушать и понимать других
2.формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
Регулятивные УУД:
формировать умение работать по заданному алгоритму выполнения конкретного задания ; выполнять работу в соответствии с заданным планом
Коммуникативные УУД: Поиск информации в словаре.
Минутка чистописания Цель этапа: формировать умение каллиграфически верно писать буквы и сочетания букв Учитель показывает правильное написание букв и соединение букв.
Вп ую юю Тп ой ою ей ею
- Пропишите каллиграфически верно буквы и сочетание букв. Учащиеся прописывают правильно буквы и соединение букв. Регулятивные УУД: Контроль в форме сличения способа
действия и результатом с заданным
эталоном.
Постановка учебной задачи Цель этапа: определение темы урока и учебной задачи Учитель подводит учащихся к определению темы урока и учебной задачи
- Откройте учебник на странице 29.
-Ответьте на вопрос Почемучки.
- Почему?
- Определите тему урока.
-Какую учебную задачу поставим перед собой?
- Где пригодятся нам эти знания?
Учащиеся сами определяют тему урока и учебную задачу.
- Читают вопрос Почемучки
- Мы не сможем ответить на вопрос Почемучки.
- Мы не знаем, чем отличается имя прилагательное в винительном падеже от прилагательного в творительном падеже.
- Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода.
- Научиться распознавать винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода.
- Эти знания пригодятся нам в учебе в старших классах, в институте.
- Эти знания помогут нам быть грамотными.
- На работе строить предложения правильно в отчетах или докладах и т.д. Личностные УУД:
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД: Планирование учебного
сотрудничества
Этап «открытия новых знаний» Цель этапа:
обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления темы учащимися Учитель организовывает мини-исследование по данной теме.
- Прочитайте задание упражнения 335 с. 29.
- Какую учебную задачу будем решать при выполнении данного задания?
- Просклоняйте имена прилагательные молодая, ранняя (травка) в единственном числе.
- Пишите перед прилагательным вопрос, выделите окончания в вопросах и прилагательных
- Сравните вопросы и окончания имен прилагательных в винительном и творительном падежах.
-Чем различаются?
- Проверьте свои рассуждения по правилу с. 30.
- Правы мы были?
- Просмотрите минутку чистописания.
- Что вы заметили?
- Какой вывод можем сделать? Учащиеся читают задание упражнения
- Правильно просклонять имена прилагательные.
- Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода различаются по вопросу и окончанию.
Читают правило.
- Исследование мы провели верно.
Просматривают минутку чистописания.
- Мы прописали падежи и окончания имен прилагательных в этих падежах.
- У прилагательных В. П. окончания ую юю; у прилагательных Т.п. окончания ой ою ей ею Регулятивные УУД:.Контроль в форме сличения способа
действия и результатом с заданным
эталоном.
Познавательные УУД:  Анализ объекта с целью выделения
признаков
Физминутка Цель этапа: снять усталость Учитель организовывает физминутку Физорг (Абельганс Кирилл) проводит физминутку
Раз — подняться, подтянуться. Два — согнуться, разогнуться.Три — в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире,
Пять - руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть. Личностные УУД: ориентация на здоровый образ жизни
Этап первичного закрепления Цель этапа:
проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала Учитель организовывает первичное закрепление новых знаний.
- Выполните упражнение 338 с. 31.
- Прочитайте задание.
- Что необходимо выполнить?
- Какую учебную задачу будем решать при выполнении данного задания?
-Сделайте вывод. Учащиеся закрепляют новые знания.
-Читают задание.
- В задании нужно правильно изменить окончания имен прилагательных и существительных, чтобы получились словосочетания. И составить предложение с одним из словосочетаний.
- Закрепить новые знания.
- Для того, чтобы правильно написать падежные окончания имен прилагательных в Вин. и Тв. падежах, нужно определить падеж у имени существительного и задать вопрос к имени прилагательному. Коммуникативные УУД:
активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; контролировать свои действия.
Познавательные УУД:
формировать умение
определять безударные падежные окончания у имен существительных
Подготовка к Региональному экзамену Цель этапа:
Формировать умение применять новые знания и подготовка к региональному экзамену Учитель организовывает работу в парах по применению новых знаний.
- Прочитайте текст.
- Вставьте пропущенные буквы. Укажите род и падеж имён прилагательных (подготовка к Региональному экзамену), выделите их окончания.
- Какую учебную задачу будем решать при выполнении данного задания?
Мы л..жали в зелен.. тр..ве. На широк.. лужайке цв..тут пёстрые цв..ты.
Вот красн.. мак. Около красн.. мака син.. колокольчик. В его син.. чашечке пч..ла. Вот прыгает зелен.. кузнечик. К жёлт.. лилии пол..тел шмель.
- В первом предложении подчеркните слово, в котором все звуки звонкие. (подготовка к РЭ)
-Определите грамматическую основу в последнем предложении. (подготовка к РЭ)
- Во втором предложении определите все части речи. (подготовка к РЭ)
- В слове в траве определите склонение и падеж. (подготовка к Региональному экзамену)
- Какой вывод можем сделать?
Учащиеся выполняют задание в парах.
Читают текст.
- Подготовка к региональному экзамену.
Выполняют задание.
- Грамматическая основа в последнем предложении – шмель полетел.
- Предлог, прил., сущ., глагол, прил., сущ.
- В траве – 1 скл., П.п.
- Нам нужно знать хорошо темы для хорошей сдачи экзамена: звуки , грамматическая основа предложения, части речи, склонение и падеж имен сущ. Коммуникативные УУД:
формировать умение работать в парах; вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; активно участвовать в обсуждениях
Познавательные УУД: формировать умение применять знания в заданиях Регионального экзамена.
Рефлексия Цель этапа:
осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса Учитель организует рефлексию.
Используется метод «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями.  После обсуждения в парах  выслушиваются ответы детей.
Белая шляпа. Факты.
Жёлтая. Позитивное мышление. 
Черная. Проблема.
Красная. Эмоции. 
Зеленая. Творчество. 
Синяя .Философия.  Учащиеся проводят рефлексию.
- Падежные окончания имен прилагательных в Вин. и Тв. падежах.
- Знание данной темы поможет повысить уровень грамотности.
- Пока еще не все ученики могут определять падеж и правильно писать безударные окончания .
- Больше всего на уроке нам понравилось ...
- Мини-проект по словарному слову «Аккуратный».
- Обобщают высказывания каждой группы.
Личностные УУД:
формировать умение выражать свое отношение к теме, свои эмоции.
Регулятивные УУД:
формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.
Итог урока Цель этапа: подведение итогов урока
Учитель организовывает подведение итогов урока.
– Назовите по одному имени прилагательному, которое охарактеризует наш урок.
– Как изменяется имя прилагательное?
– Как различить формы винительного и творительного падежей имен прилагательных женского рода?
- Какую учебную задачу ставили в начале урока?
- Решили её? Учащиеся подводят итоги урока.
- Называют по одному имени прилагательному, которое охарактеризует урок.
- Имя прилагательное изменяется по родам, падежам и числам.
- По вопросу. Познавательные УУД: контроль и оценка процесса и результатов учебной деятельности
Домашнее задание Цель этапа: дать пояснения к домашнему заданию Учитель организовывает объяснение домашнего задания
Упр. 336 с. 30
-Прочитайте задание.
-Какие задания к данному упражнению?
- Все ли вам понятно?
- Какую учебную задачу будете решать? Ученики записывают домашнее задание и задают уточняющие вопросы.
Регулятивные УУД: принять учебную задачу и сохранить её
Оценивание деятельности учащихся Цель этапа: дать объективную оценку учебной деятельности учащихся Учитель оценивает работу учащихся на уроке.
- Бекешева Дарина получает оценку… за мини-проект.
- Ищанов Бахтияр получает оценку…
- Абельганс Кирилл - оценку …
-Мне понравилось оформление классной работы в тетради у …
- Хорошо работали на уроке…Молодцы! Учащиеся выставляют оценки за урок. Личностные УУД: адекватно реагируют на оценку учителя.