Конспект урока по русскому языку Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода


Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода
Тип урока Решение частных задач
Педагогические задачи Создать условия для ознакомления с формами винительного и творительного падежей имен прилагательных женского рода в разговорной, книжной и поэтической речи; совершенствовать умение объяснять написание пропущенных букв в окончаниях имен прилагательных; способствовать развитию навыка разбора имени прилагательного как части речи; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Планируемые предметные результаты Познакомятся с формами винительного и творительного падежей имен прилагательных женского рода в разговорной, книжной и поэтической речи; научатся рассказывать по схемам об окончаниях имен прилагательных женского рода в винительном и творительном падежах; правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; выполнять морфологический разбор имени прилагательного; дописывать окончания имен прилагательных, определять падеж и выделять окончания имен прилагательных в данных словосочетаниях; объяснять значения слов и словосочетаний; выполнять синтаксический разбор предложения, звуко-буквенный разбор слова
Метапредметные УУД Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; коммуникативные: участвоватьв диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений
Личностные результаты Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «народ», «национальность», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого» и т. д.
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося(осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания (учебник, упражнение 69). Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– Рассмотрите схемы. Сделайте вывод: какие имена прилагательные и в каких падежах отвечают на вопрос «какой?» и имеют такие окончания? Приведите примеры словосочетаний с именами прилагательными, употребленными в данных падежах. Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.
Делают вывод: имена прилагательные мужского рода в именительном и винительном падежах отвечают на вопрос «какой?» и имеют окончания-ой, -ый, -ий.
Имена прилагательные женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах отвечают на вопрос «какой?» и имеют окончания -ой, -ей. Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказан-
Проверка
домашнего
задания (рабочая тетрадь, задание 44). – Прочитайте строчки из стихотворения С. Есе-нина.
– Подчеркните главные члены предложения. Выпишите из предложения словосочетания. Укажите падеж имен существительных и имен прилагательных. Подчеркивают главные члены предложения. Выписывают из предложения словосочетания.
Закружилась листва золотая (И. п.)
В розоватой (П. п.) воде на пруду.
Листва (какая?) золотая, в воде (какой?) розоватой, закружилась (где?) в воде. Минутка чис-тописания. Проводит минутку чистописания.
– Прочитайте и запишите устойчивые выражения и четверостишие.
– Какие звуки повторяется в них?
– Дайте характеристику звукам [т’] и [т]. Выполняют чистописание.
Трудовой хлеб сладок.
Тришкин кафтан.
Точить лясы.
Типун тебе на язык! – Запишите соединения с буквой «т».
– Прочитайте орфоэпически верно слова на букву «т». (См. РМ, Приложение 2.)
То березка, то рябина,
Куст ракиты над рекой...
Край родной, навек любимый,
Где найдешь еще такой!
А. Пришелец
Те́ннис [тэ], ту́фля, тра́кторы, терра́риум, тюль, трениро́вка, точь-в-точь, тво́рог (творо́г). ные мнения по существу полученного задания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников
Работа над словами с непро-веряемым написанием Организует работу над словами с непроверяемым написанием.
– Отгадайте предмет: столовая посуда круглой формы с плоским дном и приподнятыми краями, служащая для еды.
– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. (См. РМ, Приложение 3.) Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.
III. Сообщение темы урока.
Определение целей урока Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные слова Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.
– Сегодня на уроке мы уточним роль имен при-лагательных в речи; научимся различать формы винительного и творительного падежей имен прилагательных женского рода Принимать
и сохранять учебную цель и задачу
IV. Объяснение нового материала.
Наблюдение над языковым материалом.
Работа по учебнику (упражнение 70) Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.
– Прочитайте. Объясните значения выделенных словосочетаний.
– Спишите, вставляя пропущенные окончания. Укажите падеж имен прилагательных.
– На какие группы можно разделить словосоче-тания? Списывают, вставляя пропущенные окончания. Указывают падеж имен прилагательных. Делят словосочетания на две группы.
Мужской род Женский род
Почтовый (И. п., В. п.) вагон, горячий (И. п., В. п.) бой, беспокойный (И. п., В. п.) характер Над гигантской (Т. п.) сосной, о желтой (П. п.) пустыне, по узкой (Д. п.) дороге, на мозолистой (П. п.) ладони, майской (Т. п.) грозой
Объясняют значения выделенных словосочетаний. (См. РМ, Приложение 4.) Осуществлять анализ объектов с опорой на визуали-зациюV. Первичное закрепление знаний. 
Работа по учебнику (упражнение 71). Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.
– Рассмотрите схемы. Расскажите по ним об окончаниях имен прилагательных женского рода в винительном и творительном падеже. Приведите свои примеры. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.
Делают вывод: имена прилагательные женского рода в винительном падеже отвечают на во-прос «какую?» и имеют окончания -ую, -юю. Имена прилагательные женского рода в твори-тельном падеже отвечают на вопрос «какой?» и имеют окончания -ой, -ей, -ою, -ею. Осознанно и произвольно строить речевое вы-сказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия
Работа по учебнику (упражнение 72). – Прочитайте. Объясните написание пропущенных букв в окончаниях имен прилагательных. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Списывают, вставляя пропущенные буквы.
Кроет уж лист золотой (какую?) влажную землю в лесу. Смело топчу я ногой (какую?) вешнюю леса красу. Люблю дорожкою (какой?) лесною, не зная сам куда, брести. По ниве прохожу я(какой?) узкою межой…
Выполняют синтаксический разбор предложения.
Смело топчу я ногой вешнюю леса красу. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.) по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре
Работа по учебнику (упражнение 73) – Прочитайте отрывок стихотворения И. Бунина.
– Прочитайте, заменяя выделенное окончание имени прилагательного на окончание -ой. Изменился ли смысл стиха? А почувствовали ли вы, что изменилась мелодика поэтической строки?
– С какой целью автор в одной поэтической строке использовал варианты окончаний творительного падежа -ой, -ою? Делают вывод: форма творительного падежа женского рода может быть образована при помощи вариантных окончаний -ой/-ей и -ою/-ею. В книжной и поэтической речи используются оба варианта окончаний. В научной и деловой речи использование окончания -ою/-ею не принято VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.
Организует работу в рабочей тетради.
– Прочитайте стихотворение Р. Рождественского. Вставьте пропущенные буквы.
– Укажите падеж имен прилагательных и имен существительных в единственном числе. Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.
Выполняют задание в рабочей тетради.
Вставляют пропущенные буквы.
Здесь, у рощицы (Р. п.) березовой (Р. п.),
Где к лугам сбегает рожь (И. п.), Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку
зрения
Работа в тетради (задание 46) – Выпишите имя прилагательное с таким составом .
– Выделите в нем значимые части слова Кашки (Р. п.) белой (Р. п.), кашки (Р. п.)
розовой (Р. п.),
Кашки (Р. п.) алой (Р. п.) – не сочтешь!
С колокольчиком (Т. п.), с ромашкою (Т. п.)
Клевер (И. п.) весело цветет,
И его «пчелиной (Т. п.) кашкою (Т. п.)»
Называет наш народ.
Разбирают имя прилагательное по составу.
VII. Итог урока. Рефлексия Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока уча-щимися.
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Какую часть речи мы изучаем?
– Что обозначает имя прилагательное?
– На какие вопросы оно отвечает?
– Дайте полное определение этой части речи.
– Назовите каждый по одному прилагательному.
– Для чего люди в речи используют прилагательные?
– Как изменяется имя прилагательное?
– Как различить формы винительного и твори-тельного падежа имен прилагательных женского рода?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных заданий. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке.
Отвечают на вопросы об имени прилагательном Осуществлять самоконтроль учебной деятельности
Домашнее
задание Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.
– Выполнить задание 45 в рабочей тетради, упражнение 74 в учебнике Внимательно слушают, задают уточняющиевопросы Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение
Организация начала урока
Педагог проверяет собранность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует обучающихся.
– Проверим готовность к уроку.
– Начать наш урок я хотела бы пословицей: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». Как вы ее понимаете? (Каждый день мы узнаем что-то новое.)
– Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем.
Обучающиеся сообщают о готовности к уроку. Определение самоорганизации («Настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»).
Приложение 2
Минутка чистописания
Тихая вода берега подмывает.
Танцевать от печки.
Толоконный лоб.
Приложение 3
Работа над словами с непроверяемым написанием
ТАРЕЛКА – 1. Столовая посуда круглой формы со слегка приподнятыми краями и широким плоским дном. 2. Ударный музыкальный инструмент – две круглые и плоские медные пластинки. Слово «тарелка» образовалось от латинского ТАЛЬЯРЭ – «резать». Изначально ТАРЕЛКА – «отрезанный кусок доски» (для пищи). ТАРЕЛКА – ТАЛЬЯРЭ = «резать».
– Подберите однокоренные слова, синонимы к слову «тарелка».
Учащиеся подбирают однокоренные слова к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом. Составляют предложения.
Однокоренные слова: тарелочка, тарелочный.
Синонимы: блюдо, блюдце.
Фразеологизмы:
НЕ В СВОЕЙ ТАРЕЛКЕ – в плохом настроении, плохо себя чувствует.
НА ТАРЕЛОЧКЕ ПРЕПОДНЕСТИ – о получении чего-нибудь без затраты труда, усилий.
Предложения:
Мама купила фарфоровые тарелки.
Борщ наливают в глубокую тарелку.
Приложение 4
Работа по учебнику
Почтовый вагон – специализированный железнодорожный вагон, предназначенный для перевозки почтовых отправлений, а также для их обработки и обмена ими в пути следования.
Беспокойный характер – неспокойный, тревожный, смятенный; заботливый, хлопотливый; живой, неугомонный, деятельный.