Направления воспитательной работы классного руководителя


Основные направления воспитательной работы классного руководителя 3 «б» класса
ГУ «Ново-Иртышская средняя школа»
Долженковой Фариды Николаевны

2011г.
Цели обучения и воспитания:
Обучение учащихся чтению, счёту, письму, речи в рамках школьных программ и совершенствование этих умений.
Развитие умения общаться и сотрудничать.
Развитие и совершенствование интеллектуальных умений
Развитие эмоциональной и волевой сферы.
Развитие мотивационно-потребностной сферы.
Сохранение здоровья ребёнка.
Классный руководитель должен формировать у учащихся такие качества личности, которые помогут им состояться во взрослой жизни, а именно:
Интерес к самому себе. Вся система воспитательной работы, должна пробудить у ребёнка интерес к самому себе.
Самопризнание себя, как личности. Классный руководитель должен помочь ученику в формировании адекватной самооценки, самоуважении, уверенности в своих силах, собственной успешности. Ребёнку, как и взрослому, необходимо почувствовать свою значимость и необходимость. Это приводит ребёнка к эмоциональному равновесию и желанию самореализации.
Управление самим собой. Умение ученика управлять собой осознанно, а не бездумно
Заметки:
________________________
________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2011г.
Тематика классных часов
в 3-м классе:
Я умею, я могу, я хочу.
Моя семья – это…
Мир вокруг меня. Какой он?
Домашние задания и как мы к ним относимся
Традиции класса
Наши читательские умения
Это интересно знать
Путешествие по карте мира
Как дарить подарки
Школьный этикет
подчиняться приказу – одно из важных звеньев реализации целей воспитания. Сегодняшняя школа заставляет ученика подчиняться школьным правилам, послушные дети не вызывают у педагогов беспокойства, однако это не формирует у ребёнка ответственности за свои поступки.
Каждая воспитательная ситуация должна предоставлять ребёнку право выбора правильного решения и формировать ответственность. Управление самим собой – это ещё и умение самостоятельно, без посторонней помощи решать свои проблемы. Прежде чем предлагать ребёнку помощь со стороны взрослых и сверстников, в решении выхода из трудной ситуации, необходимо дать ему возможность решить проблему самостоятельно. Ни для кого не секрет: если ребёнок попытается решить проблему сам и убедиться в том, что решить её не в состоянии – обращение его за поддержкой и помощью будет осознанным. Помощь взрослых становится эффективной, ибо ребёнок совершил огромную внутреннюю работу, прежде чем пришел к пониманию необходимости сотрудничества в решении проблемы.
Уважение чужого мнения. Воспитательные мероприятия должны формировать у учащихся
культуру общения, развивать у учащихся коммуникативные умения. Ребята должны учиться формулировать и высказывать своё мнение, учиться отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки. Каждый человек, и ребёнок в том числе, имеют право на ошибку. Классный руководитель должен научить ребёнка не бояться ошибок.
Нужно также научить младших школьников терпимо относиться к разным людям, вещам и взглядам. Именно в начальной школе мы сталкиваемся с такими ситуациями, когда неправильно сказанное учителем слово, незнание учащимися элементарных этических норм, неловкость в манерах и поведении могут провоцировать детские конфликты. Классный руководитель должен сделать всё возможное для того, чтобы классный коллектив жил интересной, увлекательной и захватывающей жизнью.
Любознательность и вовлечённость в деятельность. Именно в начальной школе учащиеся наиболее активны как в учебной деятельности, так и во внеурочной. Им хочется много знать, им всё интересно, они желают участвовать активно во всех делах, которые предлагает педагог: учащиеся желают проявить себя, продемонстрировать свои умения, достижения, знания. Надо отметить, что такая
Воспитание здорового образа жизни:
Цель: Формирование навыков ЗОЖ и способности противостоять негативным влияниям.
Задачи: формировать знания особенностей и состояния личного здоровья, негативное отношение к вредным привычкам.
Мероприятия:
Соревнования, спортивные турниры.
День здоровья.
Классные часы, беседы: «Если хочешь быть здоров», «Азбука здоровья» и т.д.
Уроки здоровья: «Что такое здоровье?», «Как помочь сохранить своё здоровье»? «Что зависит от твоего решения?» , «Злой волшебник – табак», «Почему некоторые привычки называются «вредными»?
Патриотическое воспитание:
Цель: Формирование способности нести ответственность перед Отечеством.
Задачи: укреплять чувство любви и уважения к Родине; развивать стремление говорить на государственном языке, формировать стремление ценить государственные символы Республики Казахстан.
Мероприятия:
Народные и государственные праздники (День Республики, День Независимости РК, День Конституции РК, День единства народов Казахстана).
Классные часы, беседы: «Твои достижения Казахстан», «Великие люди моей Родины».
День государственного языка
жажда деятельности, которая присуща ученикам начальной школы, формирует ещё одно жизненно важное качество личности – трудолюбие. Способность трудиться активно, с удовольствием и радостью – это ли не достойная цель обучения и воспитания учащихся? Педагог должен создавать условия для проявления трудолюбия, подчёркивать успешность деятельности ученика и стимулировать участие учащихся в школьных и классных делах.
Эмоциональная устойчивость. Школа наряду с семьёй должна развивать эмоциональную сферу учащихся, научить управлять отрицательными эмоциями. Нужно научить младших школьников прощать своих друзей и недругов, не таить в себе обиду ни на кого бы то ни было, не растить в себе желание отомстить, наказать. Учащийся также должен научиться управлять своими страхами: потерпеть неудачу, получить двойку, оскорбительное замечание, стойкий ярлык, от которого трудно избавиться на протяжении многих школьных лет и т.д.
Желание действовать и совершать поступки. Отношение школьников к учению и ко всякого рода деятельности зависит от мотивации этой деятельности. Каждый ребёнок идёт в школу, хочет хорошо учиться, однако уже первые замечания педагога приводят к нежеланию заниматься. Особенно действуют на ученика и на формирование его учебной мотивации замечания, которые подчёркивают неумение ученика выполнять то или иное задание. Стимулом для проявления положительной мотивации учащихся в той или иной деятельности являются индивидуальные мотивы: заинтересованность учащихся, далеко идущие перспективы, вера в собственные силы, положительные эмоции.
Итак, определение целей обучения и воспитания, а также качеств, которые необходимо развивать у учащихся, приводят к пониманию задач, которые необходимо решать классному руководителю совместно с родителями.
Социальные задачи включают в себя защиту ребёнка, помощь ему, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьёй и внешкольными организациями с целью создания наиболее комфортных условий развития личности.
Диагностические задачи – изучение личностных качеств учащихся, особенностей характера с целью правильной организации системы воспитания.
Воспитательные задачи связаны с воспитанием и развитием учащихся.
Профессиональные задачи – планирование работы с учащимися, выбор эффективных педагогических
Экологическое воспитание
Цель: Формирование нравственного отношения к природе, чувства ответственности за судьбу природы.
Задачи: формирование у детей представления о полной взаимосвязи человека и природы, знакомство с законами природы, воспитание ответственного отношения к ней.
Мероприятия:
День Земли
Праздник птиц.
Путешествия в Красную книгу Казахстана
Конкурсы, викторины знатоков природы
Выставка рисунков
Классные часы: «Экология и дети», «Спасём природу родного края» и т.д.
Нравственное воспитание:
Цель: Формирование способности строить отношения с окружающими на основе нравственных ценностей.
Задачи: формировать знания о морали, навыки поведения, культуру общения, навыки нравственного самовоспитания
Мероприятия:
Уроки вежливости и этикета
Уроки нравственности Абая (слова назидания).
Классные часы, беседы: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? «О невежах и вежливости», «Друг в моей жизни» и т.д.
Тесты: «Размышления о дружбе», «Мир вокруг меня»
средств и технологий воспитания, контроль и рефлексия деятельности.
Основные направления воспитательной работы можно представить в виде модели:
Патриотическое воспитание
Нравственное воспитание
Воспитание ЗОЖ


Направления в воспитательной работе



Интеллектуальная культура
Экологическое воспитание

Воспитание толерантности

Воспитание толерантности
Цель: Формирование способности культурного взаимодействия людей разных национальностей на основе уважения и терпимости.
Задачи: формировать способность сотрудничать при проведении диалога, уважение к правам и свободам всех людей. Формировать негативное отношение к насилию и неуважения к человеку.
Мероприятия:
Путешествие «Вокруг света»
«День единства народов Казахстана»
«Казахстан – наш общий дом».
Фестиваль дружбы
Благотворительные акции
Интеллектуальная культура
Цель: Формирование стремления к получению новых знаний
Задачи: формировать способность к самообразованию, планированию своей деятельности: учебного труда, отдыха, увлечений и т.д.
Мероприятия:
Предметные олимпиады
Интеллектуальные игры, марафоны.
Творческие работы: сочинения, доклады, рефераты.
Конкурсы, викторины умников и умниц.
Занимательные конкурсы
Игры – путешествия.