Конспект 6 класс Уноси мое сердце в звенящую даль


Конспект урока
ЦЕЛЬ УРОКА:
ЗАДАЧИ УРОКА:
1. Развитие образного, ассоциативного мышления, творческого воображения. 2. Развитие эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкального образа.
3. Постижение музыкального образа как единства правды и красоты.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок музыки. Проверили готовность к уроку. Садитесь. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с творчеством великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова. На примере музыки композитора мы продолжим знакомство с музыкальными образами русского романса.
2. Повторение пройденного материала.
- Давайте вспомним, что такое романс? (ответы детей)
- Когда возник? (ответы детей)
- В чём отличие романса от песни? (ответы детей)
- Музыкальная образность романса? (ответы детей)
- Назовите русских композиторов, которые работали в этом жанре? (ответы детей)
- С каким романсом мы познакомились на прошлом уроке?(ответ детей –
«Я помню чудное мгновение…»)
- Кто является автором этого романса? (ответы детей М.И.Глинка)
- Автор стихотворения? (ответы детей А.С.Пушкин)
- Молодцы! Слушаем этот удивительной красоты романс, в котором соединилось творчество двух великих мастеров искусства.
- Кому посвятил А.С.Пушкин своё стихотворение? (ответ детей Анне Керн)
- Да, этой красавице 19 века, которая разбила сердце поэта.
- Кому посвятил М.И.Глинка свой романс? (ответ детей Екатерине Керн, дочери Анны Керн)
- Молодцы! В какой музыкальной форме написан романс?(ответ детей в трёхчастной форме, композитор сохранил форму стиха – воспоминание, разлука, встреча.)
- Чем начинается и заканчивается романс? (ответ детей вступлением и заключением, которые поддерживают вокальную линию романса)
- Ответьте мне, пожалуйста, почему творчество М.И.Глинки ставят в один ряд с творчеством А.С.Пушкина? (ответы детей)
3. Познавательная информация о С.В.Рахманинове.
Сергей Рахманинов был одинаково блистательным и композитором, и дирижёром, и пианистом. (Педагог демонстрирует портрет композитора, слайд №2.)
Рахманином закончил консерваторию сразу по двум специальностям – как пианист и как композитор, а на выпускном экзамене получил пять с плюсом. (Педагог демонстрирует Московскую консерваторию, диплом композитора, слайд №3,4Учителем в консерватории был великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. (Педагог демонстрирует портрет композитора, слайд №5.)
Опера «Алеко», которую он сочинил, как выпускное задание было сразу же поставлено в большом театре.
Произведения, написанные самим композитором, - концерты, прелюдии, пьесы – лучше самого Сергея Васильевича не исполнял никто. (Педагог демонстрирует портрет композитора, слайд №6.)
Недаром Сергей Васильевич Рахманинов признан лучшим пианистом-виртуозом 20 века. У Рахманинова были совершенно уникальные руки – с большой и сильной ладонью с длинными пальцами. Его руки включены в мировую Книгу рекордов, а когда во время выступления в Америки Рахманинова так атаковали журналисты, что он закрыл своё лицо руками на следующий день все газеты вышли с этой фотографией, под которой была подпись: «Руки, которые стоят миллион долларов». (Педагог демонстрирует портрет композитора, слайд №7.)
Судьба композитора сложилась трудно, он был вынужден уехать из России в Америку и жил там до самой смерти. (Педагог демонстрирует портрет композитора, слайд №8,9,10.)
Но о своей родине он не забывал никогда, и эта любовь звучит в его творчестве. В годы Великой Отечественной войны, там, в Америке, он давал концерты в помощь советской армии. Композитор скончался в 1943 году, он не успел узнать о Великой Победе.
4. Знакомство с новым материалов.
- Сегодня вы услышите романс С.В.Рахманинова «Сирень».(Педагог демонстрирует портрет композитора, слайд №11.)
- Запишите в тетради название романса и фамилию композитора (дети работают в тетрадях).
- Любимым цветком композитора была сирень. И образ России был связан с сиренью. Посмотрите, как выглядят эти цветы - они собраны в большую кисть, состоящую из мелких цветов. У каждого цветка сирени четыре лепестка. Но если поискать можно найти с пятью лепестками. Считается, что тот, кто найдёт такой цветок, будет счастлив (слайд №12,13.).
Всё что создаёт композитор, всё связано с чувствами и переживаниями. Музыка рассказывает нам, что на душе у композитора.
- А что же вдохновило композитора на создание этого романса, как вы думаете? (ответы детей)
- Давайте прочитаем отрывок рассказа «Сирень» Ю.Нагибина(дети читают выборочно рассказ на стр. 10-13 в творческой тетрадке)
5. Слушание музыки и разбор романса.
- Теперь послушайте романс С.В.Рахманинова «Сирень» и отметьте характер начала. Произойдёт ли в этом произведении смена характера частей? (дети слушают произведение, слйд №14)
- Каков общий характер романса? (ответы детей напевный, медленный, грустный)
- Обратите внимание грусть эта светлая. Почему? (ответы детей нельзя думать, что счастье человека заключается в том, найдёт он цветок с пятью лепестками или нет)
-Да, правильно. Поэтому романс надо слушать с улыбкой. Вот и Рахманинов это подчёркивает, и свой романс он сочинил в мажорном ладу.
- Каким было вступление? (ответы детей лёгким, высоким, холодным)
- Динамика начала романса? (ответы детей - пиано)
- В этой части фразы были короткими, лёгкими, на тесно расположенных звуках. Словно музыка напоминает, как человек шёл по холодной утренней росе к кусту сирени, чтобы отыскать своё счастье – нужный цветок (дети слушают первую часть романса)
- Меняется ли потом характер основной мелодии? (дети слушают вторую часть романса, ответы детей – Да, становиться взволнованным, более громким)
- И музыка это передаёт? Как? (ответы детей становиться распевной, мелодия переходит из верхних регистра в нижний и наоборот)
- Какой голос пел романс «Сирень»? (ответы детей сопрано – высокий женский голос)
- Сколько частей в романсе? (ответы детей две, спокойная и взволнованная)
- Как называется произведение, состоящее из двух частей?(ответы детей - двухчастная)
-В каком ладу написан романс? (ответы детей в мажоре)
- Романс С.В.Рахманинова включил в себя не только выразительность, но и изобразительность. Музыка рисует нам этот цветок.
- Посмотрите на эти удивительные репродукции (слайд №15,16,17,18,19,20)
- Подумайте, какие оттенки цветов вы бы выбрали, если бы вам предложили нарисовать картину по этому романсу? (ответы детей сиреневые, розовые, белые, голубые, зелёные)
- А какие краски подошли бы лучше всего? (ответы детей - акварель)
- Почему акварель? (ответы детей – акварельные краски отличаются светлым, тёплыми тонами)
- Можно ли сказать о романсе «Сирень», что он напоминает акварельную картину?
(ответы детей)
6. Музыкальная разминка.
Дыхательное упражнение: «Любимый аромат»
Распевание.
7. Работа над песней.
«Здравствуй, Родина моя милая» - повторение
9. Рефлексия.
- Композитор с творчеством, которого мы сегодня познакомились? (ответы детей) (слайд №21)