Мониторинг сформированности компетенций обучающихся начальных классов

Ключевые компетенции ученика начальных классов, формируемые в процессе обучения.

Личностные
Регулятивные
Учебно-познавательные
Коммуникативные

1.Готовность ребёнка видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение,
выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, члена семьи, покупателя 2.Ценить семейные отношения, традиции; знание особенностей национальной и общечеловеческой культур, уважать и изучать историю России, культуру народов.
3.Умение организовать свой быт и культурно – досуговую деятельность.
4.Умение регулировать своё поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями, знание духовно-нравственных основ жизни человека.
5.Знания правил личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура, навыки безопасной жизнедеятельности.
1.Умение выделить и сформулировать познавательную цель.
2.Ориентироваться и понимать информацию, представленную в виде схем, таблиц, рисунков;
3.Выбор наиболее эффективных способов и средств решения задач.
4.Контроль процесса и результата деятельности.
5.Оценивание результатов собственной деятельности.
6.Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками;
7.Умение учиться и способность к организации своей деятельности.
1.Умение самостоятельно работать с информацией различных источников.
2.Умение отбирать необходимую информацию для изучения незнакомого материала.
3. Понимать информацию в виде текста, рисунков, схем.
4. Анализировать, сравнивать группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их, строить логические рассуждения.
5.Владеть навыками использования информационных устройств
( телевизор, компьютер, магнитофон, мобильный телефон).
6. Составлять сложный план текста.
1.Навыки работы в парах, группах.
2.Умение представлять себя и вести дискуссии,
умение слушать и вступать в диалог;
умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
3.Умение критично относится к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции.


Указанные компетенции формируются не в отдельности, а в комплексе, взаимодействии, причём на деятельностной основе. Процесс осваивания обучающимися новых технологий и эффективное их применение в учебном процессе ведёт к гармоничному развитию познавательной сферы учащегося, через освоение новых инструментов учения обеспечивается формирование общеучебных навыков, которые становятся фундаментом при создании целостного пространства знаний учащихся.

Измерение ключевых компетенций.

Компетентность – интегрированное качество личности, поэтому практически не поддаётся прямой диагностике. Однако именно наличие компетенций определяет готовность человека продемонстрировать свои знания и умения в конкретной ситуации. Поэтому оценивание компетентности проводится в форме демонстрации или применения компетенций.

Методы сбора, обработки и накопления информации:

- портфолио;
-ситуационные задания;
-задания практико-прикладной направленности;
-публичная оценка результатов проектной и исследовательской деятельности;
- тесты на выявление минимальной компетентности.
Современные УМК содержат достаточно заданий для того, чтобы учитель смог продиагностировать компетенции своих учеников. В основном это происходит с помощью наблюдения за деятельностью детей на уроках, за тем, как они решают поставленные задачи, как общаются в процессе решения этих задач и при возникновении проблем.
Это навыки работы с информацией, самостоятельность, объективность, умение анализировать, сопоставлять и сравнивать, предполагать, делать выводы.
Тестовая диагностика позволяет контролировать уровень теоретической подготовленности учащихся. Каждое задание рассматривается как индикатор, выявляющий какой-то один фрагмент знаний.
Портфолио – как накопительная система достижений в области учебной деятельности, творческой составляющей ребёнка, показатель личного самосовершенствования, активной позиции ребёнка в жизни.
Это и поведение ученика в различных социальных ситуациях.
Обработка и накопление материалов может проводится в компьютерном варианте, бумажном, в форме таблиц, диаграмм, различных измерительных шкал, в тестовой форме.






Функциональная схема мониторигна сформированности компетенций обучающихся.

Осуществляется сбор, первичная обработка данных по показателям мониторинга сформированности компетентностей обучающихся.
Хранение информация о состоянии и динамике сформированности обучающихся.
Анализ качества сформированности компетентностей обучающихся по окончании данной ступени обучения.



Критерии оценивания:


Низкий уровень – 0 баллов
Средний уровень – 1 балл
Высокий уровень – 2 балла

Не знает, не умеет, не владеет, не освоил
Частично знает, умеет, овладел, освоил, но не применяет на практике
Знает, умеет, владеет, освоил в полной мере, применяет на практике.




На мой взгляд, многие ключевые компетенции связаны между собой, а некоторые хотелось бы рассмотреть отдельно. Поэтому
для более наглядного анализа и этапной диагностики ключевых компетенций, предлагается рассмотреть каждую из них в предлагаемых ниже таблицах, а уровень владения компетенциями каждого ученика - в сводной таблице. Накапливая эти данные на протяжении четырёх лет, мы сможем проследить уровень овладения компетенциями детьми, как по классу, так и каждого ученика отдельно.













1.Учебно-познавательные компетенции

Фамилия имя ученика _________________________класс_________ учебный год______________


Название компетенций
Уровень ключевых компетенций
Количество баллов
(максим. 36 баллов)



Низкий
0 баллов
Средний
1 балл
Высокий
2 балла


Учебно- интеллектуальные умения и навыки:
Умение внимательно воспринимать информацию, иметь соответствующий уровень произвольного внимания.





Логически осмысливать учебный материал, выделять главное, составлять простой план деятельности.





Осуществлять на уровне возраста логические приёмы мышления (сравнивать, анализировать, конкретизировать, классифицировать, систематизировать, обобщать, подводить под понятие, доказывать, рационально запомнить).





Обладать умением постановки учебной задачи (осознание задачи, плана её разрешения, контролем, оценки результата в соответствии с эталоном).





Обладать рефлексией (анализом, самоанализом, самоконтролем).





Обладать основными компонентами языкового и речевого развития ( овладение основными видами речевой деятельности слушанием, говорением, чтением, письмом, осознанием текста, адекватного восприятия).





Умение работы со словарём, соблюдение орфоэпических норм, создание в устной и письменной форме несложных текстов.





Овладение нормами речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).





Умение правильно и быстро ориентироваться в условиях речевого общения, правильно планировать свою речь, выбирать содержание своего высказывания, уметь находить адекватные средства для передачи задуманного смысла.





Учебно – информационные умения:
Умение правильно, осознанно и выразительно читать, пользоваться учебником.





Осуществлять поиск необходимой информации, обращаться к справочным пособиям, научно-популярной литературе, делать различного рода записи по ходу чтения.





Работать с индивидуальными источниками информации, в том числе на электронных носителях, осуществлять наблюдение.





Различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация), определять тему и главную мысль произведения.





Учебно – организационные умения:
Владеть гигиеной учебного труда.





Уметь готовить рабочее место к занятиям, заранее готовить необходимое оборудование, пользоваться учебными принадлежностями.





Руководствоваться режимом дня, определять временные промежутки занятий, чередование труда и отдыха.





Рационально осуществлять домашнюю работу.





Осуществлять учебное взаимодействие (работать фронтально с учителем, в парах, группах).
























2.Уровень ключевых компетенций, связанных с физическим развитием и укреплением здоровья.

Фамилия имя ученика _________________________класс_________ учебный год______________


Название компетенций
Уровень ключевых компетенций
Количество баллов
(максим. 12 баллов)



Низкий
0 баллов
Средний
1 балл
Высокий
2 балла


Знания, умения соблюдения правил личной гигиены .





Правила, нормы, употребления воды, овощей, грибов, ягод, других дикорастущих растений.





Правили, нормы предупреждения бытового, дорожно-транспортного травматизма, поведение на водоёмах, лесах, горных массивах.





Элементарные правила оказания первой помощи при несчастных случаях.





Знание опасности вредных привычек.





Знание роли и пользы различных элементов двигательной активности для укрепления здоровья человека, знание правил и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, простейших комплексов для развития физических качеств и формирование правильной осанки; в комплексах по профилактике остроты зрения и дыхательной гимнастике.

















3.Уровень ключевых компетенций, связанных с взаимодействием человека и социальной сферы, человека и окружающего мира.

Фамилия имя ученика _________________________класс_________ учебный год______________


Название компетенций
Уровень ключевых компетенций
Количество баллов
(максим. 10 баллов)



Низкий
0 баллов
Средний
1 балл
Высокий
2 балла


Сформированность первоначальных знаний, умений, навыков социального взаимодействия с коллективом, членами семьи, друзьями, со старшими.





Уровень освоения коммуникативного компонента (коммуникативные навыки поведения, умение самостоятельно устанавливать и поддерживать контакты, конструктивно решать конфликты, кооперироваться, сотрудничать).





Уровень освоения поведенческого компонента (освоения детьми этически ценных форм и способов поведения, доброжелательность, открытость, толерантность, стремление к совместным играм и общению, отсутствие асоциальных поступков, негативных реакций).





Уровень сформированности эмоционально-волевой компетенции (адекватность эмоциональной реакции, эмоциональная стабильность, отсутствие тревожных и / или депрессивных состояний, преобладающее позитивное настроение, умение контролировать своё поведение).





Уровень усвоения социальных норм, произвольная регуляция поведения.















4.Уровень сформированности ключевой компетентности, связанной с трудовой деятельностью .

Фамилия имя ученика _________________________класс_________ учебный год______________


Название компетенций
Уровень ключевых компетенций
Количество баллов
(максим. 10 баллов)



Низкий
0 баллов
Средний
1 балл
Высокий
2 балла


Начальные технические знания, умения и навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка).





Начальные умения, знания и навыки, связанные с домашним трудом младшего школьника:
Умения и навыки самообслуживания, уход за одеждой, предметами быта, их мелкий ремонт, правила уборки помещений.





Правила управления современной бытовой техникой, безопасных приёмов работы с материалами, инструментами, средствами информационных технологий.





Знания, умения, связанные с приготовлением пищи, уходу за животными, работе с землёй.





Уровень развития сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного мышления, глазомера, способности ориентироваться в информации разного вида.

















5.Уровень сформированности культуры личности.

Фамилия имя ученика _________________________класс_________ учебный год______________


Название компетенций
Уровень ключевых компетенций
Количество баллов
(максим. 26 баллов)



Низкий
0 баллов
Средний
1 балл
Высокий
2 балла


Культура:
Внешнего вида.





Одежды





Общее представление о культуре оформления рабочего места





Интерьера дома





Украшение дома





Первоначальные знания и умения основ экологической культуры:
Правила поведения в природе





Охрана растительного и животного мира.





Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.





Зависимость жизни человека от природы и её состояния.





Уровень реализации творческого потенциала детей через продукты деятельности:
Творчества.





Художественное конструирование.





Музыкально- театральная деятельность.





Ручной художественный труд.













Предлагаю несколько методик для оценивания основных компетенций ученика начальных классов.

Коммуникативные компетенции.
Задание «Рукавички».
(Г.А.Цукерман)
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.
Оцениваемые компетенции: коммуникативные.
Возраст: 7 лет.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.
Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображении. Рукавички и просят украсить их одинаково, т.е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.
Каждая пара получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Критерии оценивания:
-продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
-умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.
-взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
Взаимопомощь по ходу рисования;
-эмоциональное отношение к совместной деятельности.
Уровни оценивания:
Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своём.
Средний уровень: сходство частичное – отдельные признаки совпадают, но имеются и заметные различия.
Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.







Задание «Дорога к дому».
Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.
Оцениваемые компетенции : коммуникативные.
Возраст: 8-10 лет.
Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата.
Описание задания: двух детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном. Одному дают карточку с линией, изображающий путь к дому, другому – карточку с ориентирами-точками. Первый ребёнок говорит как надо идти к дому. Второй старается провести линию – дорогу к дому – по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому.
Критерии оценивания:
-продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;
-способность строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает, видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указывать ориентиры траектории дороги;
-умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнёра по деятельности;
- способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;
-эмоциональное отношение к совместной деятельности:
позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.
Низкий уровень: узоры не построены или непохожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнёра.
средний уровень: имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание.
Высокий уровень: узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.







Методика «Кто прав?»
(Г.А.Цукерман и др.)
Цель: выявление сформированности действий, направленных на учёт позиции собеседника (партнёра).
Оцениваемые компетенции : коммуникативные.
Возраст: 8-10 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребёнком.
Описание задания: ребёнку дают по очереди текст трёх заданий издают вопросы.
Текст 1.
Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!» а Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!»

Как ты думаешь, кто из них прав?
Почему так сказал Саша? А Володя? О чём подумал Петя? Что ответит Петя каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?

Текст 2 .
После школы три подруги решили готовить уроки вместе.
- Сначала решим задачи по математике, - сказала Наташа.
- Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, - возразила Ира.

Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?

Текст 3.
Две сестры пошли выбирать подарок своему братишке к первому его дню рождения.
-Давай купим ему лото, - предложила Лена.
-Нет, лучше подарить самокат, - возразила Аня.

Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? Что бы ты предложил подарить? Почему?






Критерии оценивания:
-понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позиции других людей, отличные от собственной;
-понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета;
Учёт разных мнений и умение обосновать собственное;
Учёт разных потребностей и интересов.

Уровни оценивания:
Низкий уровень: ребёнок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета; ребёнок принимает сторону одного из персонажей , считая иную позицию однозначно неправильной.
Средний уровень: частично правильный ответ – ребёнок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает , что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не может обосновать свои ответы.
Высокий уровень: ребёнок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать своё мнение.

Личностные компетенции.
Методика «Беседа о школе»
(модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л Венгера)

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.
Возраст: 7-8 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребёнком.
Описание задания: ученик должен ответить на вопросы:
Тебе нравится в школе?
Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?
Представь, что ты встретил малыша из детского сада, который ещё ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой – хороший ученик?». Что ты ему ответишь?
Представь, что тебе предложили не каждый день учиться в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу. Ты согласишься?
Представь, что есть школа А и школа Б. в школе А такое расписание уроков в 1 классе: каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание – там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?
Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает: «..?» Подумай, о чём он тебя может спросить.
Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «(имя ребёнка)», ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учёбу. Выбери сам, что ты хочешь – шоколадку, игрушку или пятёрку в журнал».

Критерии оценивания:
1.Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания.
2.Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятия , что выражается в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.
3. Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, социального способа оценки своих знаний.
Уровни оценивания:
Отрицательное отношение к школе и поступлению в неё.
положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности. Ребёнок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.
Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами.
Сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

Методика «Кто Я?»
(модификация методики М.Куна)
Цель: выявление сформированности Я-концепции и самоотношения.
Оцениваемые действия: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
Возраст: 9-10 лет.
Метод оценивания: фронталный письменный опрос.
Описание задания: каждому учащемуся предлагается написать как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?».
Критерии оценивания:
Дифференцированность – количество категорий (социальные роли, умения, знания, навыки; интересы, предпочтения).
Обобщённость – степень обобщённости суждения, характеристик «Я».
Самоотношение – соотношение положительных и отрицательных оценочных суждений.
Уровни оценивания:
Дифференцированность.
- 1-2 определения, относящиеся к 1-й и 2-й категориям.
- 3-5 определений, преимущественно относящихся ко 2-й, 3-й категориям (социальные роли, интересы, предпочтения).
- От 6 определений и более, включая 4 категрий, в том числе характеристику личностных свойств.
Обобщённость.
- Учащиеся называют конкретные действия, свои интересы.
-Совмещение категорий 1-й и 3-й.
-Учащиеся указывают свою социальную роль (я ученик), обобщённые личностные качества (сильный, смелый).
Самоотношение.
-Преобладание отрицательных оценочных суждений о себе или одинаковое количество отрицательных и положительных суждений.
-Незначительное преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений.
-Преобладание положительных суждений.


Задание на выявление уровня моральной децентрации.
(Ж.Пиаже)
Цель: выявление уровня моральной децентрации как способности к соотнесению трёх норм : справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи.
Оцениваемые действия: нравственно-этического оценивания, уровень моральной децентрации.
Возраст: 7-10 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа.
Описание задания: учитель читает рассказ ребёнку и задаёт ему вопросы.
Текст рассказа:
Однажды в выходной день мама с детьми гуляла по берегу реки. Во время прогулки она дала каждому ребёнку по булочке. Дети принялись за еду. А самый маленький, который оказался невнимательным, уронил свою булочку в воду.
Вопросы:
1.Что делать маме? Должна ли она дать ему ещё булочку?
2. Почему?
3.Представь, что у мамы больше нет булочек. Что делать и почему?
Критерии оценивания:
1.Решение моральной делеммы (ответ на вопрос 1).
2. Способ координации норм (ответ на вопрос 2).
3. Решение моральной делеммы с усложнением условий (ответ на вопрос 3).
Уровни оценивания:
1.Отказ дать малышу ещё одну булочку с указанием необходимости нести ответственность за свой поступок – нет, он уже получил свою булочку, он сам виноват, уронил её.
2.Предлагается осуществить повторное распределение булочек между всеми участниками – дать ещё , но каждому.
3. Предложение дать булочку самому слабому – потому, что он маленький.





Регулятивные компетенции.
Методика «Проба на внимание»
(П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая)
Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.
Возраст: 8-9 лет.
Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.
Описание задания: школьнику предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нём ошибки ( в том числе и смысловые) карандашом или ручкой.
Фиксируется время работы учащегося с текстом, особенности его поведения. Для того чтобы найти и исправить ошибки в этом тексте, не требуется знания правил, но необходимы внимание и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

Текст.
Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта нашего города. Самолёт сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

Критерии оценивания: подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на количество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловые ошибки и т.п.
Уровни сформированности внимания:
0-2 пропущенные ошибки – высший уровень внимания.
3-4 – средний уровень внимания.
более 5 пропущенных ошибок – низкий уровень внимания.











Учебно-познавательные компетенции.
Диагностика общего приёма решения задач.
(по А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой)
Цель: выявление сформированности общего приёма решения задач.
Возраст: 7-10 лет.
Метод оценивания: индивидуальная или групповая работа.
Описание задания: все задачи (в зависимости от возраста учащихся) предлагаются для решения арифметическим способом. Допускаются записи плана (хода) решения, вычислений, графический анализ условия. Учащийся должен рассказать, как он решал задачу, доказать, что полученный ответ правильный.
Критерии оценивания: умение выделять смысловые единицы текста, устанавливать отношения между ними, создавать схемы решения, выстраивать последовательность операций, соотносить результата решения с исходным условием задачи.
Уровни сформированности общего приёма решения задач:
При анализе задачи выделяют не только существенные , но и несущественные смысловые единицы текста; создают неадекватные схемы решения; не умеют соотносить результат решения с исходным условием задачи.
При анализе выделяют только существенные смысловые единицы текста; при создании схемы решения не учитывают все связи между данными условия и требованием; применяют стереотипные способы решения; испытывают трудности в соотнесении результата решения с исходными данными задачи.
При анализе выделяют только существенные смысловые единицы текста; создают различные схемы решения; используют разные способы решения; обосновывают результаты решения исходному условию задачи.














15