Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка в образовательной системе «Школа 2100»
















Формирование коммуникативной
компетентности младших школьников на уроках
русского языка в образовательной системе «Школа 2100»












Выполнила: Синяговская Г.Н.

МБОУ «Лицей №35»










Новокузнецк, 2016


Содержание работы
Введение. 3
1. Проблема формирования коммуникативной компетентности младших школьников 5
1.1 Коммуникативные универсальные учебные действия обучающихся 5
1.2 Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка.. 6
1.3 Фрагмент урока русского языка в 3 классе по теме «Упражнение в правописании слов с разделительными ь и ъ». 8
Заключение.. 12
Список использованной литературы....... 14




























Введение



Начальная школа – это фундамент образования каждого человека. Именно в этот период важно сформировать у младшего школьника такую ключевую компетенцию как «умение учиться». Уметь учиться – это значить самостоятельно, а, главное - эффективно выполнять учебную деятельность. Сегодняшний первоклассник разительно отличается от первоклассника пяти - десяти лет назад. Молодое поколение 21 века - это дети, живущие в постиндустриальном обществе, мыслящие новыми ценностными категориями, обладающие новыми возможностями. Информатизация всех сфер жизни общества ставит перед образованием принципиально новые цели.
Современные принципы модернизации образования основываются на переходе от ЗУНовской системы к компетентностному подходу. На первый план выходят такие понятия как компетенция (способность применять знания, умения и практический опыт для успешной деятельности в определенной области) и компетентность (интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека, основывающийся на знаниях). Соответственно, изменяется и система требований к современному педагогу.
Учитель начальных классов должен сегодня так построить свою работу, чтобы современный выпускник 4 класса мог самостоятельно выбирать эффективные способы организации учебной деятельности, использовать современные средства и способы получения информации, а также умел не только сформулировать свое мнение по конкретному вопросу, но и четко аргументировать и отстоять свою точку зрения.
Какой он, сегодняшний младший школьник? Новые поколения россиян – это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению, способные жить и успешно работать в условиях информационного общества и инновационной экономики, опирающиеся на общественно признанные национальные и мировые ценности. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного формирования коммуникативной компетентности. Одним из важнейших умений современной личности, на наш взгляд, являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми в различных видах деятельности. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем.
Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Общение – это неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно – воспитательного процесса в целом.

1. Проблема формирования коммуникативной компетентности младших школьников


1. 1 Коммуникативные универсальные учебные действия обучающихся

Важнейшей целью начального образования является формирование универсальных учебных действий, которые, как известно, представляют собой совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса. На наш взгляд, нисколько не умаляя роль личностных, регулятивных, познавательных или знаков-символических УУД, все же в информационном обществе на первый план можно поставить коммуникативные универсальные учебные действия. Именно они и стали предметом изучения нашей работы.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.
К коммуникативным УУД относятся:
- способность вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками;
- желание и умение участвовать в общей беседе;
- соблюдение правил речевого поведения;
- способность правильно формулировать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
- умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- формирование как вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю), так и невербальных (посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.).
Образовательный процесс в начальных классах МБОУ «Лицей №35» осуществляется на основе учебников УМК «Школа 2100». Несомненным достоинством программы «Школа 2100» является то, что она построена в соответствии с личностно-ориентированными, культурно-ориентированными и деятельностно - ориентированными принципами обучения. В образовательной системе «Школа 2100» в качестве ведущей технологии используется проблемно – диалогическое обучение, которая специально адаптирована к возрасту ребенка и, на наш взгляд, максимально способствует формированию коммуникативных УУД. Более подробно остановимся на проблеме формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка в образовательной системе «Школа 2100».

1.2 Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка

Учебный предмет «Русский язык» вносит существенный вклад в формирование всех универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Прежде всего, курс русского языка, представленный в учебниках УМК «Школа 2100», нацелен на становление ребёнка как языковой личности, на помощь ему в осознании себя носителем русского языка, языка страны, где он живёт. Различными методическими средствами у школьника последовательно формируется эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться и в целом ответственное отношение к своей речи. Тем самым через воспитание у ребёнка уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю закладываются основы гражданской личности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в курсе русского языка обеспечивается, прежде всего, общей направленностью работы на обучение общению в устной и письменной форме. Особое значение здесь имеет и обучение созданию текстов определённых жанров (поздравлений, писем, этюдов, загадок), общение авторов учебника с ребёнком через письменный текст, систематическое создание ситуаций для общения детей с персонажами учебника, а также организация партнёрства, делового сотрудничества детей при выполнении различных заданий.
На развитие коммуникативных универсальных учебных действий нацелены, прежде всего, следующие типовые задания:
А) «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь рассказ на тему: «Что я знаю об имени существительном». Построить свой рассказ тебе поможет план. Не забудь, что каждую свою мысль нужно подтвердить примером».
Б) «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения – просьбы, с которыми обращаются друг к другу сказочные герои. Тебе придется употребить слово «пожалуйста». Запомни: это слово выделяется запятыми».
Велика роль в формировании коммуникативных УУД групповых занятий. Пятилетний опыт работы МО учителей начальных классов нашего лицея по использовании групповой формы работы показал, что групповые формы работы вызывают у детей интерес, активизируют познавательную деятельность, дают возможность самореализации личности младших школьников и способствуют умению общаться, то есть являются эффективным средством развития коммуникативных качеств личности.
На наш взгляд, уже в первые дни пребывания детей в школе необходимо учить их правильно организовывать свою деятельность, осваивать разные формы и способы взаимодействия друг с другом и с учителем. В 1 - 2 классах целесообразно проводить работу в парах и тройках. В парах работать комфортнее, чем в одиночку: дети легко обсуждают и припоминают материал, испытывают на прочность тот или иной вариант своего понимания. Но двое могут вступить в конфликт, и дальнейшее обсуждение учебного материала зайдет в тупик. Поэтому обязательно присутствие третьего ученика, у которого есть возможность увидеть, на чьей стороне правда и повлиять на мнение спорщиков. В 3-4 классах можно работать с группами по 4-5 человек. Состав группы зависит от содержания и характера предстоящей работы. Возможно формирование групп в зависимости от уровня обученности и внеурочной информированности по данному предмету. Нельзя объединять в одну группу негативно настроенных друг к другу учащихся. На опыте работы убеждаешься: слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжелательный партнер. Самых развитых детей нельзя прикреплять надолго к «слабым» - им нужен партнер равной силы. Закреплять единый состав группы не стоит - дети должны получать опыт сотрудничества с разными партнерами.
Рассмотрим формирование коммуникативных УУД через использование групповой формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке русского языка.







Приложение №1
1.3 Фрагмент урока русского языка в 3 классе по теме «Упражнение в правописании слов с разделительными ь и ъ»

Учебник «Русский язык»,3 класс, Образовательная система «Школа 2100», авторы Р. Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина. М.: Баласс, 2011.
Тема: Тип урока: урок повторения.
Цель урока: формирование коммуникативных УУД.
Задачи урока:
Формирование умений применять на практике правила правописания ь и ъ.
Развитие умений учащихся сотрудничать в группе, повышать уровень самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитание интереса к русскому языку через игровую и групповую формы обучения.
Оборудование: опорные схемы «Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками», сигнальные карточки, конверты с заданиями для групп.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Актуализация опорных знаний.
а) Объявление темы, целей урока.
- Ребята, вам знакомы следующие схемы?
(На доске висят схемы: «Правописание разделительного ь знака», «Правописание разделительного ъ знака», «Правописание смягчающего ь знака»).
- Какие орфограммы они обозначают?
Если знакомы, значит, мы будем сегодня на уроке их повторять.
в) Групповая работа. Теоретическая разминка.
-Будем работать в группе.
-Вспомните правила работы в группе.
1. Убедись, что в разговоре участвует каждый.
2.Говори спокойно и ясно.
3.Работай дружно.
-Разделитесь на три группы методом «предпочтения».
- Чтобы правильно писать слова с данными орфограммами, необходимо знать правило. Повторите правило правописания разделительного ь и ъ. После этого, выберите от каждой группы консультанта, который пойдет проверять правило в другие группы. Когда группы закончат работу, все консультанты доложат о результатах работы всей группы.
3. Формирование практических навыков.
а) Групповая работа. Игра «Путаница».
Состав групп остается таким же.
Руководитель каждой группы (руководитель назначается учителем) получает конверт, в котором лежат слова с «опасными» местами – пропусками орфограмм. Учитель дает задание. - Вставьте пропущенные буквы и отберите слова с одной орфограммой. Первая группа - слова с орфограммой «разделительный ь знак», вторая группа – слова с орфограммой «разделительный ъ знак», третья группа -слова с орфограммой «смягчающий ь знак».
Слова для игры в «Путаницу»
под.езд в.ет кон.ки
с.ел ноч.ю ночен.ку
об.единились крыл.я апрел.ское
об.явил зав.южил голубен.кий
об.ем мурав.и бел.чата
под.ем плат.е фил.м
раз.ярить б.ет бол.но
Руководитель группы раздает каждому участнику по одному слову (распределяет действия). План работы лежит на столах.
Для первой группы. План работы:
1.Реши орфографическую задачу.
2.Проговори правило.
3.Распредели слова на три группы.
4.Выбери группу слов с орфограммой «разделительный ь знак».
Когда один ученик говорит, все остальные контролируют. Потом совместно распределяют слова на три группы и находят слова на свою орфограмму.
После завершения работы руководители групп представляют результат работы у доски. Затем сверяют с образцом и оценивают работу всей группы при помощи сигнальных карточек.
Таким образом, можно утверждать, что на этапе теоретической разминки формировались такие коммуникативные универсальные учебные действия:
а) умение представлять информацию, сообщать ее в устной форме;
б) умение слушать и понимать речь других.
На этапе практической работы, формировались коммуникативные УУД:
а) умение выражать собственное мнение и аргументировать свою точку зрения;
б) умение договариваться с учащимися, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

Заключение
Главная цель активизации общения – это формирование коммуникативной активности обучаемых, при которой наблюдается поиск нестандартных способов решения коммуникативных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности.
Коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи). Однако, основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, то есть умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.
Ситуация современного школьного обучения требует от ученика активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Поэтому очень важно развивать у ребенка высокие формы общения с взрослыми и сверстниками, что составляет предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником, между одноклассниками. Диалог, живое общение, тренинг, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».
Огромное же значение для развития коммуникативной компетенции имеет учебно-методический комплекс. В системе «Школа 2100» работа по развитию речи четко выстроена во всех учебниках и включает развитие широкого спектра навыков, предусматривает количественное и качественное обогащение словарного запаса детей, развитие связной устной и письменной речи, а, следовательно, формирование высокой коммуникативной культуры ученика.
По новому должен посмотреть на организацию своей деятельности и сегодняшний учитель начальных классов. «Жизнь требует от современного учителя и руководителя инновационного поведения, то есть активного и систематического творчества в педагогической деятельности. Инновационное поведение - это максимальное развитие своей индивидуальности. Чтобы быть инноватором, полезно осознать, пережить и избавиться от психологических барьеров, "комплексов", мешающих реализации инновационной деятельности. » Думаем, что современный педагог любого направления должен принять эти слова доктора педагогических наук, член-корреспондента РАО, академика Международной педагогической академии Хуторского А.В, как профессиональное кредо.


















Список литературы
1. Асмолов А.Г. Как проектировать учебные действия в начальной школе: от
действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г.В. Бурменская,
И.А. Володарская / под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010.
2. Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х ч. Часть 1 /
Р.Н.Бунеев., Е.В.Бунеева., О.В.Пронина. Изд. 3-е, перераб. – М. : Ба
ласс,2010. – 144 с. : илл. (Серия «Свободный ум»).
3.Бунева Е.В. Русский язык. 3-й класс. Методические рекомендации для учи
теля / Е.В.Бунеева, М.А.Пронина. Изд. 3-е, доп. – М. : Баласс, 2010. – 208 с.
(Серия «Свободный ум» ).
4. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное
образование. Начальная школа / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-
е, - М. : Баласс, 2010. – 400 с.
5. Озерова И.Н. Формирование коммуникативной культуры детей (Текст) /
И.Н.Озерова // Начальная школа. 2004. - №11. – С.65-70.
6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреж
дения. Начальная школа / ( сост. Е.С.Савинов). – 2-е изд.., перераб. – М. :
Просвещение, 2010 – 204 с. – (Стандарты второго поколения).
7. СаломатинаЛ.С. Обучение созданию письменных текстов разных типов в
условиях перехода на ФГОС начального общего образования (Текст) /
Л.С.Саломатина // Начальная школа. 2007. - №11. – С.14-21.
8.Федеральный государственный образовательный стандарт начального об -
щего образования / Министерство образования и науки Российской Феде
рации. - М. : Просвещение, 2010 – 31 с. – (Стандарты второго поколения).
9. Царева С.Е. Учебная деятельность и умение учиться ( Текст) / С.Е.Царева /
Начальная школа. 2007. - №9. – С.50-57.























13 PAGE 14415



15