САМОНАБЛЮДЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ








Успешность обучения зависит не только от содержания, но и от методов, при помощи которых ученик приобретает необходимые знания, получает воспитание. Среди методов обучения особо важное значение приобретают специфические для биологии методы – наблюдение, самонаблюдение и опыт.
Наблюдение – целенаправленное, непосредственное, чувственное восприятие предметов и явлений природы в естественных условиях, без вмешательств в ход явлений или воспроизведение его в лабораторных условиях [8].
Метод наблюдения заключается в целенаправленном восприятии объектов с учебными целями. Иногда для лучшего наблюдения объектов подвергается физическому изменению – расчленению на части.
Наблюдение по характеру мыслительной деятельности учащихся могут носить иллюстрированный и исследовательский характер.
Иллюстрированные наблюдения не дают новых существенных знаний, но они конкретизируют, уточняют, углубляют полученные знания и поэтому не лишены образовательного значения и исследовательское наблюдение, которое возбуждает интерес, способствует развитию самостоятельного мышления.
В учебном процессе по анатомии, физиологии и гигиене человека используется как иллюстративное, так и исследовательское наблюдение. Важно только, чтобы учитель правильно представлял себе критерий выбора метода.
Самонаблюдение – метод самопознания, при котором объектом наблюдения является состояния и действия самого наблюдающего человека [10].
Успех любого самонаблюдения зависит от правильности составленного задания. В задании для самонаблюдения должна быть четко сформулирована задача, определен порядок наблюдения. Каждая работа, в основе которой лежит наблюдение, заканчивается отчетным заданием, которое учащиеся представляют в письменном или устном виде.
Проблемой организации и проведения самонаблюдений в процессе изучения школьного курса анатомии, физиологии и гигиены человека в разные годы занимались такие учёные как Б.Е. Райков, В.В. Левченко, В.А. Герд, Г.Н. Сорохтин, А.Н. Кабанов, П.И. Суворова, М.Я. Цузмер, О.В. Казакова, Е.А. Соколова, Е.П. Бруновт, И.Д. Зверев, Л.Г. Воронин, Р.Д. Маш и др. Они разработали тематику, методику проведения опытов и наблюдений за организмом человека, показали роль самонаблюдений в развитии познавательного интереса учащихся к изучению собственного организма. По мнению большинства учёных-методистов важно научить учащихся не только проводить наблюдения над собственным организмом, но и уметь объяснять их. При помощи самонаблюдений можно научить учащихся понимать некоторые физиологические процессы, происходящие в организме человека.
В настоящее время простые опыты и самонаблюдения за собственным организмом включены в программы по разделу «Человек и его здоровье» школьной биологии.
В связи с этим мы определили цель исследования: выявить влияние самонаблюдений на усвоение биологических знаний в разделе «Человек и его здоровье».
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс, включающий организацию самонаблюдений на уроках биологии.
Предмет исследования: самонаблюдения школьников на уроках биологии при изучении раздела «Человек и его здоровье».
В соответствии с указанной целью была выдвинута рабочая гипотеза исследования: усвоение знаний будут более успешным, если на уроках биологии организовать проведение самонаблюдений.
Исходя из цели и гипотезы были определены задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу. Выявить методы изучения организма человека.
Провести анализ содержания школьной программы и учебника биологии и выявить возможности раздела "Человек и его здоровье» для организации самонаблюдений школьников.
Экспериментально проверить влияние самонаблюдений на усвоение биологических знаний.
В ходе работы использовались следующие методы исследования:
теоретические – изучение психолого-педагогической и методической литературы, программ, учебников по биологии за 8 класс в аспекте рассматриваемой проблемы;
социологические – анкетирование учителей, беседа с учителями;
статистические – обработка экспериментальных данных;
эмпирические – педагогическое наблюдение, личное преподавание и педагогический эксперимент.