Использование икт на уроках русского языка при работе с текстом


Тема самообразования: Использование ИКТ на уроках русского языка при работе с текстом * Л.Н.Толстой Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика,… тем легче будет учиться ученику Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы.  Поставленные цели повысить интерес учащихся к предмету;развить самостоятельность и критичность мышления;разнообразить формы работы;активизировать внимание учащихся Задачи:   воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета; вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке; повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ  изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;  изучить опыт педагогов школы, района  овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;   вести мониторинг саморазвития школьников;   обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования. Предполагаемый результат. 1. Повышение качества преподаваемого предмета ( отсутствие неуспевающих). 2. Разработка дидактических материалов 3. Разработка уроков по инновационным технологиям. * ИКТна уроке русского языка Презентации Индивидуальные задания Дидактический материал Поиск материала в Интернете Электронная литература(словари, тесты …) Дидактический материал Представленный в компьютерном варианте решает задачи:повышение производительности труда учащихся и учителя на уроке;увеличение объёма использования наглядности на уроке;экономия времени учителя при подготовке к уроку. * Адреса – помощники при планировании работы учителя и ученика ● gramma.ru - сайт "Культура письменной речи". Русский язык (справа список тем): Морфология, Орфография, Синтаксис, Лексикология, Фразеология. Ликбез от "Gramma.ru".  Учителю. Экзамены. Стиль документа. Справочный раздел, словари и др.● gramota.ru - справочно-информационный портал "Грамота.ру". Словари, ссылки, материалы к уроку, игра. Новости, журнал, олимпиады и др. Разделы:● learning-russian.gramota.ru - "Класс". Интерактивные диктанты (около 100); Учебник грамоты; Правила русской орфографии и пунктуации. Другие интересные материалы (некоторые из них открываются левой кнопкой мышки).- здесь, в частности, "Русский язык: краткий теоретический курс для школьников" (фонетика, лексикология, морфология, синтаксис). Литневская И.Е. Например, здесь подробно расписаны темы: разбор слова по составу и синтаксический разбор предложения.● slovari.gramota.ru - "Словари" (online). Поиск слова по 9 словарям (проверить - левой кнопкой мышки). Ссылки на словари русского языка и др. словари online (более 50). * * ● navigator.gramota.ru - "Навигатор" - каталог сетевых ресурсов по русскому языку. ● rus.1september.ru - "Я иду на урок Русского языка". Статьи по темам: Фонетика и графика (36); Лексика и фразеология (119); Морфемика и словообразование (22); Грамматика. Морфология (67); Грамматика. Синтаксис (43); Орфография (96); Пунктуация (26); Развитие речи (171); Языковая норма (45); Выразительность русской речи (15).  ● rus.1september.ru/index.php?year - электронная версия газеты "Русский язык".  Статьи по темам: Материалы к уроку, Анализ текста, Методические разработки, Готовимся к экзаменам, Я иду на урок, Библиотечка учителя, Язык в задачах, Тесты и многое др. (Установлен годовой интервал между выходом номера газеты и появлением материалов этого номера на сайте.)  * ● language.edu.ru - тематические подборки диктантов в разделе "Диктантов по русскому языку"  на Российском общеобразовательном портале. Порядок работы - диктант прослушивается и одновременно печатается Вами в подготовленной форме (диктуют медленно). Затем нажимается "проверить" и очень быстро появляется результат проверки - цветом выделено: слово с ошибкой, пропущенное слово или знак препинания, лишнее слово или знак препинания. ●  naexamen.ru - Учебник по орфографии и пунктуации   ● gumfak.ru - "Грамматический разбор. Словообразовательный, морфемный и морфологический анализ слова." Рябушкина С.В.● distedu.ru - Интернет-учебник "Русская пунктуация" (Тверской Гос. Университет, 2001г.)  ● kursy.ru  - курс "Ошибки словоупотребления" Александр Левитас на сайте международного центра дистанционного обучения       О природной грамотности в условиях ее формирования http://www.zankov.ru/break/read8.asp В чем «ПЛЮС» использования презентаций на уроке? Приводит к целому ряду положительных эффектов:обогащает урок эмоциональной окрашенностью;психологически облегчает процесс усвоения;возбуждает живой интерес к предмету познания;расширяет общий кругозор;повышает производительность труда учителя и учащихсяразвивает навыки самостоятельной работы на уроке и при подготовке к нему. * Презентация даёт возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Она обеспечивает учителю возможность для: иллюстрирования; • использования разнообразных упражнений; • экономии времени и материальных средств; • построения канвы урока; • расширения образовательного пространства урока. Благодаря использованию презентаций у учащихся наблюдается: • концентрация внимания; • включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной; • повышение интереса к изучению предмета; • возрастание мотивации к учёбе. Самостоятельное создание презентации учащимися Повышает наглядность и доступность учебного материала;формирует и развивает навыки самообразования школьника;обеспечивает усвоение знаний не на репродуктив-ном уровне, а на творческом уровне; * Интернет * Помогает * создать базу наглядных пособий;* значительно увеличить количество дидактического материала;* использовать иллюстративно-информационный материал, найденный учащимися самостоятельно. Варианты домашних заданий Примеры практического материала Тексты из произведений карельских авторов и разработанные к ним задания Пекка Пертту Очерк «Пора серебряных паутин» (отрывок) Едва вода в озерах остывает, как стайки игривых рыбешек начинают нарушать всплесками спокойную гладь(1) озера. Вот тогда у рыбаков появляются новые заботы: надо вытащить из сарая или предбанника(2) снасти для осенней рыбалки, подготовить удочки, починить порвавшийся(3) прошлой осенью продольник.(4) Щедры наши карельские озера в августовскую пору. Смотришь на сверкающую озерную гладь – и представляешь, как водоемы кишмя кишат рыбой. Уха, рыбник, рыба жареная, соленая – все будет у тебя на столе, только не ленись, выйди на берег. Да не перестарайся, не бери лишку; помни, что рыбу надо еще и чистить, а это занятие не из приятных. Раз я начал про рыбалку(3), не могу умолчать про один случай. В нашей ламбушке Тервахаута мы ловили на донку горбатых смолисто-темных окуней. Клев был отменный. И вскоре нам наскучило рыбачить. К тому же поднялся ветер и начал накрапывать дождь. До лодочного причала было метров двести. Я приподнял якорь, и лодку тихо понесло(3) к берегу. Леска медленно тянулась за лодкой. Наживкой были плавники плотвы – в конце лета это лучшая приманка для окуня. Я как раз собрался закурить, когда почувствовал сильный рывок. Что это могло быть? И в тот же миг в конце натянувшейся жилки я увидел сильный всплеск, блеснувший широкий бок и черную выгнутую спину. Ну и дела – лосось! Я был так поражен, что забыл ослабить леску. И она засвистела у меня в руках – рыба ушла на глубину. Через мгновение лосось снова вынырнул на поверхность, подпрыгнул в воздухе. Я на глаз прикинул : килограмма два с половиной будет. Но рыба недолго поиграла со мной. Сердито кидалась в сторону, потом в другую – и сорвалась. Я поехал домой, недовольно ворча(2) себе под нос… Все, что я рассказал, - доподлинная правда. У меня и свидетели(2) есть. А рассказал я для того, чтобы вы поверили: до чего щедры карельские озера в августе! Возможные задания Озаглавить текст.Определить тип и стиль текста.Определите микротемы.Произведите сжатие текста, используя все приемы (упрощение, исключение, обобщение).Как понимаете лексическое значение слов: предбанник, продольник, рыбник, ламбушка, донка.Найдите в тексте фразеологизм.Произвести различные виды разборов, указанные в тексте цифрами.Найти предложение, соответствующее указанной схеме, дать ему характеристику: \ - ,( что - =), - =\. Яакко Ругоев Рассказ «Большой Симон» (отрывок) Выбирать сети мы отправились около шести утра, когда пелена тумана еще висела над спокойной гладью озера. Лодка, весла и скамьи были покрыты тонким слоем осевшей сырости ,и сиденья приходилось вытирать насухо тряпкой, иначе штаны сзади могли вновь промокнуть насквозь. Вначале пальцы коченели от холода, но когда мы добирались до сетей, все забывалось, кроме главного дела. . . Возвратившись с уловом на берег, мы прежде всего освобождали сети от рыбы, затем развешивали их для просушки на жердях, положенных горизонтально на скрещенные попарно высокие колья. Укко тщательно выбирал застрявший в ячеях мусор, вплоть до последней былинки и чешуйки. А потом начиналось приготовление завтрака. Укко не был скупым и клал в котелок лучших сигов. Двух обычно хватало, и отливающая янтарем горячая, ароматная уха в проблесках бледного осеннего утра была лучшим лакомством. Примерные задания к тексту Озаглавьте отрывок.Какие занятия карел можно назвать национальными?Вопросы на внимание после первого прочтения текста: В какое время отправились герои на рыбалку? Каким было озеро? Какая неприятность ожидает рыбака в столь ранний час? Почему пальцы переставали коченеть? Каким автор называет дело, которым занимаются рыбаки? Назовите последовательность действий рыбаков на берегу. Что ждало рыбаков после выполнения тяжелой работы? Каким не был поваром Укко? Сколько нужно было положить сигов для хорошей ухи? Назовите эпитеты к приготовленной ухе. Чем была уха для рыбаков?Составление плана и написание изложения. Пекка ПерттуОчерк «Пора серебряных паутин»(отрывок) В августе, хоть он и считается последним летним месяцем ,бывают теплые, даже жаркие дни. Иногда к вечеру начинает сильно парить – значит, жди грозы. В темном августовском небе особенно ярко вспыхивают молнии , выхватывая из темноты то белые стволы берез, то ж лтый фасад дома, то скоше ый луг за проливом. Но гроза быстро кончается. Ты выходишь на улицу.( По) прежнему влажно и тепло. Кусты кажутся темными громадами, верхушки деревьев (не)ясно прорисовываются на фоне неба. Округлым пятном светлеет озеро, а темная полоса леса только угадывается там, где ты привык видеть его всегда. Всей грудью вдыхаешь запахи, которые после грозы как будто обострились, стали почти осязаемы. Тишина вокруг такая, что слышен малейший ш рох. И вдруг совершенно неожиданно над существующим в твоем представлении дальним лесом вспыхивает синеватый всплеск. Что же это такое? Длинными сполохами небо раскалывается раз, еще раз… Да ведь это августовские зарницы – вспышки далеких молний, таких далеких, что отзвуков грома совсем не слышно. В народе их называют огнями урожая, огнями Калевы. Примерные задания Озаглавить текстТип текстаВыделить микротемы, найти в них ключевые слова.Как автору удалось передать особенности последнего летнего месяца?Найти примеры выразительных средств языка в каждой части текста Составить орфографический диктант, обозначив орфограммы в выбранных словах.Что вы увидели и почувствовали, прочитав данный отрывок?(задание на развитие воображения).Напишите мини-сочинение. Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.   МониторингРезультаты ГИА(2011-2012; 2013-2014 уч.год) Автор презентации:Миронова Лидия Андреевна, учитель русского языка и литературы