Доклад по теме: “Алгоритм подготовки мастера к уроку производственного обучения”.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МАКЕЕВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ
СФЕРЫ УСЛУГ»













Доклад по теме “Алгоритм подготовки мастера к уроку производственного обучения”.







Подготовила:
Дорохова Т. Л.,
мастер производственного обучения












г. Макеевка-2015
Доклад
Уважаемые коллеги! Позвольте представить вашему вниманию доклад по теме “Алгоритм подготовки мастера к уроку производственного обучения”. Слайд №1
Успех учебно-воспитательного процесса, эффективность каждого урока как его структурной составляющей во многом зависит от мастера производственного обучения. Так как под его руководством учащиеся приобретают профессиональные знания, умения и навыки, учатся творческому подходу к трудовой деятельности. Поэтому методически грамотная подготовка и проведение уроков производственного обучения - важнейшая предпосылка эффективности и качества всего учебного процесса.
Учебная деятельность мастера производственного обучения заключается в подготовке и проведении уроков. Планирование и подготовка к урокам тесно взаимосвязаны.
Планирование – это часть подготовки, в документации планирования отражаются результаты подготовки мастера к урокам. Каждый элемент подготовки включает личную подготовку мастера, подготовку учебно-материального оснащения и планирования учебного процесса.Слайд №2
Алгоритм подготовки мастера к уроку производственного обучения
Личная подготовка
мастера
Подготовка учебно-материального оснащения
Планирование
учебного
процесса

- изучение методической и научно-технической литературы, информационных материалов по теме урока

- подготовка к демонстрации на уроке новых операций и приемов трудовой деятельности.


- подготовка практических и учебно-производственных работ, упражнений, заданий для самостоятельной работы учеников во время закрепления нового учебного материала;

- подготовка и проверка исправности оборудования, инструментов, приборов и приспособлений.
- анализ итогов предыдущих занятий с целью выявления причин недостатков и внесения изменений и дополнений в следующий урок;
- определение основной дидактической цели урока;
- определение типа, вида, структуры урока;
- определение межпредметных связей и приемов их реализации на уроке;
- составление плана урока
- определение типичных ошибок, которые допускают ученики во время упражнений и их предупреждение или исправление;
- планирование методики контроля качества знаний, умений, навыков учеников на уроке.
- определение конкретных домашних заданий.

Для качественного осуществления и обеспечения производственного обучения необходимо соответствующее комплексное методическое обеспечение.
Комплексное методическое обеспечение (КМО) - это оптимальная система учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для полного и качественного изучения предметов, профессий, специальностей в пределах времени, которое отведено учебным планом. Слайд №3 КМО содержит:
1. Учебную документацию: учебный план, учебные программы, перспективно-тематический план, планы занятий.
2. Средства для учеников: учебник, учебное пособие, справочники, сборники задач, сборники заданий для выполнения упражнений и самостоятельных работ, руководство для выполнения лабораторно-практических работ, комплекты инструкционо-технологической документации.
3. Средства для мастера производственного обучения: современные методики, методические разработки по темам, методические рекомендации, информационные материалы по передовому опыту.
4. Дидактичные средства на урок: наглядные пособия, технические средства обучения, раздаточный материал, демонстрационное оборудование, устройства контроля знаний, умений учеников.
5. Учебное оборудование для выполнения учебно-производственных и лабораторно-практических работ.
Эффективность производственного обучения зависит от правильного определения формы организации учебно - производственной деятельности обучающихся на уроке производственного обучения .
Форма обучения – это количественный или структурный вариант согласованных действий между мастером производственного обучения и обучающимся. Слайд №4
Формы организации учебно- производственной деятельности обучающихся на уроке ПО:
индивидуальная (самостоятельная работа обучающихся в индивидуальном темпе по дифференцированным заданиям, самоконтроль, индивидуальный инструктаж мастера)
парная (обучающиеся работают парами, «проблемное» задание, взаимоконтроль, задача мастера наблюдение, коррекция)
коллективная (бригадная организация, разные задачи, распределение труда, кооперация, взаимоконтроль, взаимоответственность, контроль мастера по форме сотрудничества)
фронтальная (работа обучающихся по одинаковым заданиям, мастер контролирует весь процесс обучения)
Успех производственной учебы зависит не только от правильного определения его цели и содержания, но и от средств достижения этой цели, а также от выбора цели методов обучения, которые используются мастерами производственного обучения в разных учебно-производственных условиях.
Методы производственного обучения - основные способы деятельности мастера и учеников, благодаря которым ученики овладевают знаниями, умениями и навыками, профессиональным мастерством, развивают творческие способности, умственные и физические силы.
В теории и практике производственного обучения самой распространенной является классификация методов по источнику информации (словесные, наглядные и практические методы). Слайд №5
К словесным методам относится инструктаж, беседа, объяснение, рассказ, работа с печатным источником информации.
К наглядным методам относится раздаточный материал, макеты, модели, натуральные образцы, демонстрация приемов работы, проведения опытов, демонстрацию с помощью информационных технических средств обучения.
Практические методы - упражнения, решения производственно-технических заданий, лабораторно-практические работы, исследования, самостоятельная работа учеников.
В современной педагогической практике наиболее распространенная классификация уроков согласно определению основной дидактичной цели, которая решается на том или другом уроке.
Тип урока определяется основной дидактичной целью. Вид урока - это средство его реализации (или указывает на методику его проведения).
Слайд №6 Классификация типов и видов уроков производственного обучения
Тип урока
Основная дидактическая цель
Вид урока

Урок формирования первичных умений
Восприятие и первичное осознание новой учебной информации; демонстрация новых трудовых приемов и операций трудовой деятельности; формирование первичных умений правильного выполнения отдельных приемов с соблюдением правил безопасности
-инструктаж;
- экскурсия;
- кино;
- упражнение;


Урок формирования сложных умений
Закрепление и развитие умений выполнения отдельных приемов и операций трудовой деятельности с соблюдением качества в работе; формирование умений и навыков по объединению нескольких простых операций в одну сложную при рациональном использовании урочного времени
- лабораторно-практические занятия;
- упражнения;
- самостоятельная работа


Урок усовершенствования умений и формирования навыков
Усовершенствование и систематизация умений при выполнении сложных работ, формирования навыков при решении сложных производственных заданий
- анализ конкретных ситуаций;
- конкурс;
-выполнение индивидуальных работ;
- исследование

Урок комплексного
применения знаний, умений, навыков
при выполнении учебно-производственной работы
Развитие аналитического, логического мышления, самостоятельности и творчества учеников при выполнении УПР; комплексное применение приобретенных знаний, умений, навыков
- деловая игра;
-анализ конкретных ситуаций;
-выполнение индивидуальных работ;
- игровое проектирование

Контрольно-проверочный урок
Выявление глубины знаний, проверка и оценка умений и навыков выполнения отдельных операций и сложных и комплексных работ; выявление недостатков в знаниях, умениях и навыках и их причин; получение данных для аттестации учеников
- зачет;
- тестирование;
- контрольно-проверочная работа;
- имитационные упражнения;
- конкурс;
- игра

Слайд №7 По форме проведения можно отдельно выделить такие группы уроков:
Традиционные
Инновационные

- лабораторно-практическое занятие;
- самостоятельное выполнение учебно-производственных работ;
- производственный семинар;
- производственная практика;
- выполнение индивидуальных заданий;
- исследовательская работа
- разработка вариантов решений;
- имитационные упражнения;
- индивидуальный тренинг;
- анализ конкретных ситуаций;
- разыгрывание ролей;
- игровое проектирование;
- игры, деловые игры

Слайд №8 Основной формой обучения в учебных мастерских является урок производственного обучения.
Урок производственного обучения - это организационная форма практического обучения, которая обеспечивает решение единственного дидактичного задания всей группой учеников в одинаковых учебно-производственных условиях (учебных мастерских, учебно-производственных цехах учебного хозяйства).
Урок производственного обучения соответственно темы и целей имеет свою последовательность и делится на структурные этапы.
Структурными этапами урока п/о являются:
І Организационный момент урока 1-2%
І І Вводный этап урока 12-15%
І І І Основной этап урока 70-85%
ІV Заключительный этап урока 5-6%

Слайд №9 Каждый этап урока включает в себя следующие структурные элементы:
І. Организационный момент (5 мин).
- проверка наличия учеников;
- проверка готовности учеников к уроку;
- допуск по технике безопасности
ІІ. Вводный этап (вступительный инструктаж) (40 мин):
Актуализация опорных знаний.
- сообщение темы программы и урока;
- целевая установка проведения урока;
- проверка опорных знаний, умений, навыков учеников, необходимых им для дальнейшей работы на уроке;
- анализ и дополнение ответов учеников, подведение итогов.
Преподавание нового материала
- сообщение новой учебной информации;
- демонстрация новых приемов трудовой деятельности;
- объяснение характера и последовательности работы учеников на уроке;
- сообщение о передовом опыте по теме урока;
- опрос учеников и пробное выполнение ими новых приемов, показанных мастером;
- ответ мастера на вопрос учеников;
- подведение итогов вступительного инструктажа.
ІІІ. Основной этап (текущий инструктаж) ( ~270 мин.) :
- выдача заданий для самостоятельной работы учеников и объяснения порядка их выполнения;
- распределение учеников за рабочими местами;
- сообщение о критериях оценивания выполняемых работ;
- целевые обходы мастером рабочих мест учеников;
- прием мастером выполненных работ;
- уборка рабочих мест.
ІV. Заключительный этап (заключительный инструктаж) ( ~30 мин.) :
- анализ деятельности учеников в процессе всего урока;
- оценка работы учеников, ее объективное обоснование;
- анализ причин ошибок учеников и средства их устранения;
- сообщение и обоснование оценок;
- выдача домашнего задания.
Слайд №10 Требования к современному уроку производственного обучения:
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ – достижение обучающимися целей урока; овладение учащимися в результате урока сознательными, глубокими и прочими знаниями и умениями, способами их получения и применения.
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ - стремление разобраться в сущности изучаемого материала и эффективно овладеть знанием и умением; активный поиск путей самостоятельного решения познавательных и практических задач.
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, обеспечивающая осознанное и прочее усвоение знаний, формирование умений их принять; выработка умений самостоятельно приобретать, углублять и пополнять знания и умения.
ВЫСОКИЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ – комплексное применение различных форм, методов и средств с учетом их дидактических функций и возможностей; рациональная структура урока, учитывающая его содержание, цели и задачи, логику учебного процесса, место в учебном процессе, условия
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНОГО ТРУДА ОБУЧАЮЩИХСЯ - рациональное планирование, организация обучающимися своей деятельности, самоконтроль; овладение умениями работать с книгой, учебными пособиями, ТСО, инструментами, документами.
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ - создание условий, когда требования к деятельности каждого обучающегося соответствуют его возможностям; организация учебного процесса так, чтобы каждый учащийся стремился решать учебные задачи собственными силами.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТВОРЧЕСКИХ СИЛ ОБУЧАЮЩИХСЯ – овладение обучающимися рациональными способами мышления; формирования умений самостоятельно принимать рациональные решения в разнообразных учебных и производительных ситуациях.
Таким образом, урок остается основной формой организации учебной деятельности. Эффективность урока производственного обучения зависит от цели урока и комплексного применения разных форм, методов и средств обучения, что позволяет лучше усвоить логику рассуждений и эффективно осуществлять проверку усвоенных знаний. Все это повышает уровень обучения и вызывает интерес учеников к профессии.
Доклад окончен. Спасибо за внимание!

ЛИТЕРАТУРА

//Шевчук С.С. Урок производственного обучения в профессионально-техническом учебном заведении. Методические рекомендации. – Донецк, 2004р. – 48с.
Скакун В.А. Введение в профессию мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 2008. - 234 с.
Тамарин Н.И. Шафаренко М.С. Справочное пособие мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 2003.- 207 с.
Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. Минск, 2007. - 256 с.




























МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« МАКЕЕВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ
СФЕРЫ УСЛУГ»








ДОКЛАД ПО ТЕМЕ:
АЛГОРИТМ ПОДГОТОВКИ МАСТЕРА К УРОКУ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ



















2015г
РАССМОТРЕНО:
и одобрено на заседании
методической комиссии
специальных дисциплин
Протокол от ____ __________2015г
Председатель методической комиссии ____________ А. А. Демковская
(подпись)



УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УПР
____________ Л. А. Андрейчук
(подпись)


Доклад разработала:
мастер производственного обучения
____________ Т.Л.Дорохова
(подпись)
























13PAGE 15


13PAGE 14115




15